Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения..6
1.2. Дневные страхи………………………………………………………………8
1.3. Ночные страхи……………………………………………………………...11
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………………………………….20
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..22
Заключение…….………………………………..………………………...……25
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Слепцова Иллариона.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

Ведущим страхом старшего дошкольного  возраста является страх смерти. Его  возникновение означает осознание  необратимости в пространстве и  времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии.

Как правило, дети сами справляются  с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят  бесконечно о болезнях, о том, что  кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок  и так беспокойный, то тревоги  подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая  категория, указывающая на известную  зрелость чувств, их глубину, и поэтому  наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных  детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается  у девочек, что связано с более  выраженным у них, в сравнении  с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей  со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная  с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен  страху смерти, чем девочка, у которой  нет такого резкого противопоставления.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны [5; 41с].

Так же наблюдается боязнь ребенка  опоздать - в гости, в детский сад  и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и  тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает  навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется  в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного  события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх  опоздания присущ мальчикам с  высоким уровнем интеллектуального  развития, но с недостаточно выраженной эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Навязчивый страх опоздать - это  симптом болезненно заостренного и  фатально неразрешимого внутреннего  беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее  тревожит, а настоящее волнует  и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми  страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам  смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов [5; 51с].

1.3. Ночные страхи

Чаще всего кошмарные сны  бывают у детей, ночной сон которых  имеет те или иные отклонения. Без  них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют  травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное  расстройство.

Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет  без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании  встречаются достоверно чаще, чем  в школьном, что связано с более  выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения  центральной нервной системы. 

Хуже всего засыпают девочки  и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с  нарастанием кошмарных снов, то есть ночное беспокойство у девочек в  большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны  в данном возрасте к тому, что  снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка или  мальчик.

Беспокойный, поверхностный сон  более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них  незрелый, прерывистый, да и день с  ночью меняются местами. И здесь  все может уладиться, если дома все  спокойно и мать любящая, а не вечно  недовольная появившимся "раньше времени" ребенком, да и сама нервная  не в меру.

Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однако некоторые  дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот, изо  всех сил пытаются высвободиться, и  только изрядно устав от обилия движений, успокаиваются и засыпают. Темперамент  уже и здесь виден [5; 71с].

Дети с холерическим темпераментом  труднее переносят любое стеснение, только и ждут, чтобы высвободиться; флегматики предпочитают быть завернутыми  по всем правилам. А сангвиники, на то они и сангвиники, чтобы не предъявлять  особых требований: не очень туго и  не очень свободно - в самый раз  и будет.

В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек  подвержены, со слов родителей, частым ночным страхам.

Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезии ночного  страха, данные выявляются при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и  о кошмарных снах. В течение  десяти дней подобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских  садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий) видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногда сериалами, практически каждую ночь.

Вне зависимости от состояния нервной  системы количество кошмарных снов в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3 до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание  проблем жизни и смерти, начала и конца своей жизни [5; 79с].

Неоднократно приходиться убеждаться в наличии взаимосвязи между  страхом кошмарных снов и их фактическим  наличием у детей. Более того, подобный страх  безошибочно указывал на существование кошмарных снов, даже если ребенок и не мог вспомнить, в чем он конкретно заключался.

Несмотря на возможность отражения  в ответе прошлого травмирующего  опыта сновидений, в большинстве  случаев ответ отражал актуальный, то есть последний опыт восприятия страшных снов.

В старшем дошкольном возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз  подчеркивая лежащий в его  основе и более выраженный у девочек  инстинкт самосохранения.

Количество страхов кошмарных  снов больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у  девочек. В свою очередь, страхи достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природный более выраженный инстинкт самосохранения [5; 80с].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие понятия о детях с  задержкой психического развития

В отечественной коррекционной  педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

Причиной такого отставания могут  быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые  могут быть врождёнными или возникать  во внутриутробном, при родовом, а  так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически  обусловленная недостаточность  центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений  у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается  функциональная незрелость центральной  нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов  торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической  деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению  с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это  проявляется в необходимости  более длительного времени для  приёма и переработки сенсорной  информации; в недостаточности, фрагментарности  знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании  предметов, находящихся в непривычном  положении, контурных и схематических  изображении. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного  и слухового восприятия, недостаточность  планирования и выполнения сложных  двигательных программ.

У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного  периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности  при пространственном анализе и  синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно  связано со становлением конструктивного  мышления, то и формирование представлений  данного вида у детей с ЗПР  также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто  не могут осуществить полноценный  анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию  на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие  от умственно отсталых, дети рассматриваемой  категории относительно простые  узоры выполняют правильно.

Все дети с ЗПР без особого  труда справляются с заданием на составление картинок, на которых  изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом  проб и ошибок, то есть заранее составить  и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям  приходится оказывать различные  виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа  выполнения.

В качестве наиболее характерных для  детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его  неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда  выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих  речевых раздражителей, имеющих  для детей значительное смысловое  и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются  слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством  навыков и умений самоконтроля, недостаточным  развитием чувства ответственности  и интереса к учению. У детей  с ЗПР отмечается неравномерность  и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий  в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование  сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий  работы ведёт к значительному  замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается  мало.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Ещё одним характерным признаком  задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над, словесно-логическим. Среди нарушений кратковременной памяти - повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Информация о работе Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития