Современный руководитель Дошкольным образовательным учреждением

Автор: Надежда Агапова, 11 Июня 2010 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: применение современных программ развития деятельности руководителя ДОУ.
Предмет исследования: действующая система управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.
Цель исследования: изучение действующей системы управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.
Гипотеза: предлагаемая программ развития деятельности руководителя ДОУ является эффективной и удобной для применения в современном ДОУ.
- рассмотреть программу руководства ДОУ;
- изучить практическую и управленческую деятельность руководителя ДОУ;
- изучить права и обязанности руководителя ДОУ;
- разработать программу руководителя для развития ДОУ, на примере сада № 36;
- сделать соответствующие выводы.
Методология исследования: анализ.
Методологической основой: явились отечественные и зарубежные методики изучение действующей системы управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Отдать. Руковод. ДОУ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

      2. Коммуникативно-диалоговые технологии  являются выбором руководителя, практическая деятельность которого  направлена на развитие  способности  вступать в коммуникативные отношения,  переносить имеющиеся знания  из одной ситуации в другую. Цель данного блока – освоение ребенком социального опыта коммуникаций, позволяющих адаптироваться в социальной группе, развитие речевых коммуникаций в процессе различных видов деятельности.

      3. Руководство ДОУ направленных  на оздоровление отдают предпочтение двигательно-оздоровительному блоку. Данный блок ориентирован на сохранение детской жизни, здоровья, эмоционального и психологической благополучия. Технологии данного блока направлены на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни. Особенностью применения такого блока служит  интеграция деятельности педагогов и медперсонала. Медицинская сестра корректирует собственную деятельность под педагогическое содержание, реализуемое воспитателем.

      Умный руководитель использует вышеозначенные блоки в комплексе интегрируясь со специфическими методами и приемами, раскрытыми в них. Правильное использование различных технологий руководителем в образовательном процессе ориентирует воспитателя на развитие личности  ребенка, сохранение его субкультуры и создание в ДОУ среды жизнедеятельности дошкольника.[13 C. 18, 28]

      Руководители  ДОУ направленных на коррекционную  работу и воспитание детей с проблемами в развитии  используют коррекционно-адаптивные технологии.

      Наибольший  эффект в таком случае достигается  в условиях обеспечения руководителем ДОУ сотрудничества воспитателей с узкими специалистами – логопедом, медицинским персоналом, художественным и музыкальным руководителем. Опытный руководитель ДОУ пойдет по пути оптимального способа решения педагогических задач с помощью игровых методов, не ограничивающих свободу ребенка.

      К примеру, нарушения речи вызывают тяжелые  расстройства коммуникативной функции, это затрудняет возможность общения  ребенка с окружающими. Эти недостатки приносят немало огорчений, как самому ребенку, так и его родным. Постоянные переживания нередко вызывают страх, замкнутость, стеснительность, и как следствие – снижение речевой активности. Основная задача руководителя такого ДОУ обеспечить постоянную заботу о детях, их речевом развитии, задача коллектива такого ДОУ обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, успешное вхождение в школьную систему, социальное сообщество сверстников и взрослых.

      Вся коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной деятельности, поэтому руководителю чрезвычайно важно продумать механизмы интеграции логопедических знаний в повседневную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Разработка программы  развития руководителем  ДОУ (на примере  детского сада  № 36) 

      Данная  программа была составлена руководителем ДОУ № 36 для конкурса проектов по развитию ДОУ республики Татарстан. Программа включает следующие основные пункты:

      - определение исходного состояния  (информационно-аналитическая часть);

      - формирование концепции нового  ДОУ – описание образа желаемого будущего (концептуально-прогностическая часть);

      - ресурсное обеспечение программы  (подробные отчеты и обоснования);

      - план действий руководителя и  коллектива по реализации программы  (процессуально-технологическая часть);

      - оценка, анализ и экспертиза проделанной работы руководителем ДОУ (контрольно-экспертная часть).

      Для начала руководитель обобщает начальные  данные руководимого ДОУ:

      ДОУ № 36 является детским садом, открыт в 2002 году, посещает 307 детей, педагогический коллектив 37 человек, материально-техническая база на уровне выше среднего, высокопрофессиональный коллектив.[10 C. 15-29]

      Причиной  разработки данной программы является нерациональная работа данного учреждения. Так как данное ДОУ является муниципальным, была произведена смена руководства, и новый руководитель составил программу развития ДОУ и в данный момент производит ее осуществление.

      Проведя анализ причин низкого уровня работы, руководитель выяснил следующее: несмотря на  высокую материально-техническую  базу и высокопрофессиональны состав педагогического коллектива, существуют следующие проблемы:

       1. Неэффективность управления, она  выражалась в том, что бывший  руководитель пользовался авторитарным  стилем управления, это привело  к разлаженности работы коллектива  и снижению популярности данного ДОУ у населения.

      2. Отсутствие развивающих кружков,  дополнительных услуг  несмотря  на достаточно престижное местоположение  не дает возможности привлечения  клиентов.

      3. Недостаточная оснащенность дидактическим  и методическим материалом не  позволяет сотрудникам профессионально развиваться, тем самым, снижая уровень их работы.

      Затем было проведено независимое маркетинговое  исследование  с целью сбора  следующей информации:

      - социальный и национальный состав  семей;

      - наличие в районе молодых семей  – будущих клиентов ДОУ;

      - наличие семей от рождения  до 3 лет и от 3 до 7 лет;

      - запросы социума на содержание  образования в ДОУ (дополнительные  образовательные услуги);

      - выявление  индекса здоровья  детей микроучастка (сведения поликлиники).

      Запросы социума могут изучаться через  средства массовой информации, рекламные  объявления на щитах в наиболее посещаемых местах района, поликлиники, непосредственное общение с родителями в дни  открытых дверей.[10 C.29-38]

      Также руководителем ДОУ была разработана анкета (смотри приложение 1). С помощью этой анкеты были определены цели развития и составлена его программа. При выборе модели развития учитывались местные условия. Любая модель развития ДОУ в конечном итоге направлена на создание центра развития ребенка (далее ЦРР).

      Примерная модель преобразования ДОУ в ЦРР  показана в приложении 3.

      В указанной программе ключевой идеей нового руководителя была идея: Создание адаптивного общеразвивающего ДОУ с гуманистической воспитательной системой.

      Задачами  практической деятельности руководителя данного ДОУ стали:

      - воспитание и развитие потребности  в здоровом образе жизни;

      - развитие интеллектуальных и  творческих способностей детей;

      - создание условий, способствующих  социальной адаптации, коррекции  психического и физического развития дошкольников, а также интеграция их в общество сверстников.

      Методологической  основой разработки концепции ДОУ  № 36 комбинированного вида, являются основные принципы личностно-ориентированного образования, концепция интеллектуального  и физического развития, основанная на гуманистических принципах адаптивного образования.

      Было  также внесено предложение по переходу к студийной, кружковой, секционной работе во второй половине дня, чередование  занятий развивающего и лечебного  характера или интеграция разных форм досуговой деятельности детей коррекционных и общеразвивающих групп.[10 C.16-19]

      Новым руководством также было внесено  предложение о увеличении штата  персонала (так как здание ДОУ  достаточно большое) и создании новой  организационной структуры административного управления.

      На  период назначения нового руководства  и создания им программы развития организационно-педагогическая структура  ДОУ имела следующий вид, смотри приложение 4.

      После проведения всех преобразований задуманных новым руководством организационная структура должна приобрести модернизированный вид.

      Руководитель  также решил перейти на демократический  стиль управления, а следовательно  соблюсти некоторые условия:

       - условия демократизации: педагогическое  сотрудничество, работа в режиме доверия, включение каждого воспитателя в исследовательскую деятельность,  гласность контроля, самостоятельный выбор программ и режима работы;

      - пути демократизации: самоконтроль  и самокоррекция, административный  контроль на диагностической  основе с введением новых форм: срез знаний, регулирование коррекция, коллективный контроль и коррекция деятельности на всех уровнях.

      Важными аспектами практической деятельности руководителя ДОУ являются:

      - оценка и подбор кандидатов  на вакантные должности;

      - анализ кадрового потенциала и потребностей в персонале;

      - отслеживание профессиональной  и социально-психологической адаптации  работников;

      - планирование и контроль деловой  карьеры сотрудников;

      - стимулирование деятельности педагогов  (управление трудовой мотивацией);

      - обеспечение условий для развития  коллектива, его сплоченности организованности;

      - анализ и регулирование групповых  и личных взаимоотношений, социально-психологического  климата в коллективе, совершенствование  организационной культуры;

      - управление конфликтами, предупреждение их возникновения.

      Ресурсное обеспечение программы развития детского сада представляется в виде подробных расчетов и обоснования  кадровой, материально-технической, научной, информационно-методической поддержки (пакет документов с экономическими расчетами). Учитывая, что на практике руководитель на располагает данными о финансовыми обеспечении дошкольного учреждения на ближайшие 3-5 лет,  то руководитель ДОУ в этой части программы показал общие направления использования средств по ключевым показателям перспективного развития дошкольного учреждения.[10 C.17-26]

      Например:

      Кадровое - подготовка воспитателей к работе по новой программе «Познаю себя»  в рамках курсов повышения квалификации;

      Научно-методическое – организация постоянно действующего семинара для воспитателей по использованию новых технологий личностно-развивающего, социально-адаптивного и оздоровительного характера; оснащение воспитателей методическими пособиями и рекомендациями к новой программе

      Материально-техническое  – обновление предметно-развивающей среды в группах; приобретение технических и дидактических средств обучения; приобретение индивидуальных комплектов по программе «Познаю себя», рабочие тетради, диагностические пособия;

      Финансовые  – смета расходов ДОУ, надтарифный фонд, спонсорская и благотворительная помощь, предпринимательская деятельность ДОУ.

      План, составленный руководителем ДОУ, включает в себя мероприятия необходимые  для преобразования, план по практической деятельности руководителя составлен  пока на три учебных года года.

      2005/06 учебный год.

  1. Организация творческих групп.
  2. Обсуждение на  педсовете положения о творческих группах, выборы членов творческой группы.
  3. Утверждение плана работы творческой группы.
  4. Организация  научно-методической службы, разработка и утверждение ее функционала.
  5. Отбор содержания образования и методов для реализации программно-методического обеспечения.
  6. Изучение программы «Познаю себя» членами творческой группы.
  7. Проведение семинара для воспитателей и родителей по ознакомлению  их с содержанием и целями новой парциальной программы.
  8. Составление сметы расходов на текущий период для приобретения учебно-дидактического материала, а  также выделение средств для материального стимулирования сотрудников.
  9. Апробация форм организации жизнедеятельности детей в условиях интегрированной среды во всех возрастных групп.

Информация о работе Современный руководитель Дошкольным образовательным учреждением