Современный руководитель Дошкольным образовательным учреждением

Автор: Надежда Агапова, 11 Июня 2010 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: применение современных программ развития деятельности руководителя ДОУ.
Предмет исследования: действующая система управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.
Цель исследования: изучение действующей системы управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.
Гипотеза: предлагаемая программ развития деятельности руководителя ДОУ является эффективной и удобной для применения в современном ДОУ.
- рассмотреть программу руководства ДОУ;
- изучить практическую и управленческую деятельность руководителя ДОУ;
- изучить права и обязанности руководителя ДОУ;
- разработать программу руководителя для развития ДОУ, на примере сада № 36;
- сделать соответствующие выводы.
Методология исследования: анализ.
Методологической основой: явились отечественные и зарубежные методики изучение действующей системы управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Отдать. Руковод. ДОУ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

      Содержание: 

      Введение…………………………………………………………..………..3

      Глава 1. Основы руководства ДОУ

    1. Программа руководства ДОУ и его управленческая функция...…..5
    2. Содержание практической и управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………..9

      Глава 2. Современные руководители ДОУ

      2.1 Разработка и применение руководителем  ДОУ технологий образовательного  процесса как современного направления  деятельности руководителя………………………………………………………….………….16

      2.2 Разработка программы развития  руководителем ДОУ (на примере детского сада № 36)…………………………………………………….……….19

      Заключение………………………………………………………………..27

      Список  использованной литературы……………………………………28

      Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность выбранной темы на настоящий момент времени является весьма существенной, поскольку основы психологического развития ребенка,  а в будущем самостоятельной личности закладываются именно в ранний период развития, и это во многом зависит от воспитания его в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ). Что же такое деятельность руководителя, Это особая деятельность, предполагающая координацию действий учащихся, педагогов, родителей и обслуживающего персонала  и направленная на достижение поставленных целей. В процессе управления педагогическая система должна получить оптимальный результат:

      - для данных конкретных условий  и возможностей организации деятельности  педагогического и детского коллективов,  взаимодействия семьями и другими  институтами воспитания;

      - на данном конкретном этапе  деятельности;

      - в данной конкретной ситуации.

      Достижение  оптимального результата  в вопросе  управления педагогической системой во многом зависит от желания руководителя и педагогов  использовать современные  достижения науки и передового опыта, от способности создать необходимые  условия научной организации труда в рамках этой системы, от активности педагогов и детей в учебно-воспитательном процессе.  Любая система, в том числе и педагогическая, - это совокупность взаимодействующих между собой компонентов. При системном подходе успех управления зависит от:  планирования работы; расстановки кадров, установления связей между подсистемами и слаженной работы этих подсистем;  налаживание системы  оперативной информации внутри системы  и эффективности обратной связи;  глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с целью ликвидации недостатков; создания условия для внедрений научной организации труда  в практику работы на всех уровнях; наличия благоприятного психологического климата в коллективе; квалификации и опыта руководителей, системы повышения педагогического мастерства и профессиональной подготовки педагогов.

     Объект  исследования: применение современных программ развития деятельности руководителя ДОУ.

      Предмет исследования: действующая система управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.

     Цель  исследования: изучение действующей системы управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.

      Гипотеза: предлагаемая программ развития деятельности руководителя ДОУ является эффективной и удобной для применения в современном ДОУ.

      - рассмотреть программу руководства  ДОУ;

      - изучить практическую и управленческую  деятельность руководителя ДОУ;

      - изучить права и обязанности  руководителя ДОУ;

      - разработать программу руководителя для развития ДОУ, на примере сада № 36;

      - сделать соответствующие выводы.

      Методология исследования: анализ.

     Методологической  основой: явились отечественные и зарубежные методики изучение действующей системы управления и руководства ДОУ и разработок программ развития деятельности руководителя ДОУ.

      При выполнении данной работы были использованы педагогические труды таких авторов  как: Щедровицкий П., Маханева М. Д., Князева  О. Л.,  учебно-методическая и периодическая  литература. 
 

      Глава 1. Основы руководства ДОУ

      1.1 Программа руководства ДОУ и  его управленческая функция  

      Основу  программы развития учреждения составляет совокупность мнений  и решений  коллектива, направленные на осуществление  совместных усилий, действий, видов  деятельности,  а так же комплекс мероприятий, предусматривающий достижение единой миссии и стратегической цели, приуроченной к определенным срокам.

      Миссия  формируется как перспективное  видение назначение учреждения,  новых качественных направлений  деятельности. На ее основе вырабатываются цели, служащие критериями оценки качества образования.

      В практическую деятельность руководителя включается программа  развития, которая  преследует  стратегические и тактические  цели, как качественные характеристики спрогнозированного результата. Особое значение при проектировании и планировании приобретает цель, понимаемая как предвосхищение результата управленческих действий, конечный этап многочисленных управленческих  операций или же конкретный, охарактеризованный качественно (количественно) образ желаемого результата.

      В системе образования, по мнению М. М. Поташника, сложилось три типа целей  практической деятельности руководителя:

      - цели-задания, исходящие из вышестоящих  организаций с отражением внешних  функций учреждения;

      - цели-системы, отражающие объектную необходимость, поддерживающие целостность организации;

      - цели-ориентиры, выражающие потребности  организации и ее заказчиков, потребителей.[2.C.29-32]

      Задачи  определяют основные направления в  деятельности руководителя ДОУ по достижению целей, к примеру, что и как планируется изменить в содержании образования, технологиях обучения, воспитания и развития ребенка, пространственно-предметной среде и тому подобное.

      Принципы  – кратко представленные теоретические  основания, на которых могут строиться процессы воспитания, обучения, взаимодействия с детьми и развивающая среда.

      В программе практической деятельности руководителя ДОУ представляется описательная модель видоизмененного содержания и методов образования, экспериментальные  программы, формы организации деятельности и пространственно-предметной среды, целостной модели педагогического процесса.

      В данную программу руководитель включает систему управленческой деятельности для себя, то есть:

      - методы моделирования образовательного  процесса;

      - стимулирование сотрудников;

      - координирование деятельности и  взаимоотношений педагогов по  принятию и реализации решений,  способы делегирования отдельных  функций управления;

      - этапы реализации программы практической  деятельности по годам.

      В связи с тем, что ДОУ ориентируется на курс развития, это потребует гот руководителя новой системы управления образовательным процессом.

      Под организацией управления понимается целостная  структура следующих подсистем: кадры, материально-техническая база, социально-педагогические условия, образовательный процесс, связь с семьей и социальными институтами детства; находящихся во взаимодействии и взаимосвязи в соответствии с их местом в процессе управления.[8 C.40-42]

      Руководитель  должен понимать, что механизм управления современным ДОУ изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия участников педагогического процесса. Структура этих отношений такова: (смотри приложение 1)

      Наиболее  популярен в современное время  демократический стиль  управления. При данном стиле непосредственный руководитель управляет руководителями подсистемных служб: совета специалистов, медико-педагогической службы, научно-методической службы и социально-психологической службы.[12 C.18-25]

      При данном стиле вполне закономерно возникает потребность в актуализации приоритетных функций управленческой деятельности руководителя в период  перехода ДОУ в новый режим развития.

      К ним могут быть отнесены следующие  направления:

      - заключение договоров о сотрудничестве  с различными государственными, кооперативными, частными и общественными организациями, необходимыми для развития ДОУ;

      - руководство хозяйственной и  коммерческой деятельностью , связанной  с привлечением дополнительных  средств;

      - осуществление руководства и  контроля за работой педагогических кадров и вспомогательного персонала, обеспечение условий для их персонального роста;

      - координация деятельности всех  участников образовательного процесса;

      - определение совместно с Советом  специалистов перспектив развития, этапов работы, контроль за результатами деятельности ДОУ;

      - поддержка работы Совета специалистов  по разработке и внедрению  новых программ и методического  обеспечения;

      - создание условий для экспериментальной  и исследовательской  деятельности  членов педагогического коллектива;

      - привлечение, по мере необходимости,  сторонних специалистов  с возможной  организацией их деятельности  на хозрасчетных началах;

      - осуществление связи с научными  и учебными учреждениями, передовыми  педагогическими коллективами, успешно решающими проблемы дошкольного образования.

      Если  руководитель ДОУ буде успешно взаимодействовать с коллективом, результатом явится развитие у сотрудников способности к самоуправлению своей деятельностью. Такой подход к управлению, связанный с делегированием ряда полномочий и ответственности за результаты труда, позволяет реализовать основную функцию руководителя  в учреждении которое постоянно развивается – быть стимулирующим началом в творческом процессе решения задач деятельности ДОУ.[14 C.25-36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Содержание практической  и управленческой  деятельности руководителя  ДОУ 

      Система управленческой деятельности, которую  руководитель ДОУ составляет для  себя, может включать:

      1) Прогнозирование целей как предположительных  результатов деятельности – количественных и качественных характеристик по срокам: краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных.

      2) Описание субъектной модели значимых  педагогических условий, таких  как содержание,  технологии, среда,  средства,  методы.

      3) Представление алгоритма исполнительских действий на определенный временной период, например,  план, управленческие решения, методы.

      4) Описание системы критериев и  показателей достижения цели, то  есть стандартизированных или  региональных характеристик.

      5) Представление форм и методов контроля и оценка результатов: измерители, степень отклонения от нормы.

      6) Методы коррекции  образовательной  и управленческой системы учреждения, то есть, кто будет реализовывать  решения, какая деятельность станет  приоритетной, каковы внешняя среда, потенциальные возможности организации. Также важны, соотношение организации к целям, требованиям, услугам, конкурентоспособность, каналы продвижения рекламы образовательных услуг, выбор оптимального варианта организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения, диагноз и прогноз ситуации на рынке, выбор оптимального варианта решения.[5 C.23-29]

      При реализации программы своей практической и управленческой деятельности руководитель ДОУ, составляет план действий, при  котором руководитель может пользоваться одной из трех категорий планирования:

      - Контурная категория, при которой  руководитель намечает основные  управленческие действия на ближайшее  время, способные изменить, развить,  улучшить имеющуюся ситуацию;

      - Структурирующая стратегия –  предполагает определение строгих рамок деятельности по организации, мотивации, контролю, координации, принятию решений;

      - Стратегия решений-алгоритмов –  система логически – обоснованных, системных управленческих действий, обеспечивающих достижение конкретно  поставленной цели.

Информация о работе Современный руководитель Дошкольным образовательным учреждением