В
процессе обучения развивается способность
мыслить абстрактно, делать обобщения
и сравнения, использовать эти умения
при решении задач. Учебная деятельность
имеет осознанный характер и направляется
воспитателем. Психологическая основа
учебной деятельности - развитие у детей
учебных мотивов и потребностей. У детей
дошкольного возраста нельзя сформировать
учебную деятельность в таком виде, как
о ней говорилось ранее. Воспитатель создает
условия для формирования у дошкольников
основы учебной деятельности.
Успешность формирования учебной деятельности
связана с уровнем развития ряда психических
качеств ребенка , которые можно рассматривать
как некоторые условия учебной деятельности.
К таким качествам относятся
- умение слушать
воспитателя,
- работать по
указаниям педагога,
- возможность
отделять свои действия от
действий других детей,
- развитие самоконтроля
и др .
Учебная деятельность является одним
из видом познавательной деятельности
ребенка. Для нее характерны определенные
практические и умственные действия.
В подготовке к
школе большое значение имеет
правильная организация и целенаправленное
развитие внимания детей в процессе
обучения. Следует отметить, что
учебная деятельность вообще невозможна
без соответствующего уровня развития
внимания. У детей старшего дошкольного
возраста значительное место в деятельности
занимает произвольное внимание. Ребенок
способен сконцентрировать внимание на
выполнении конкретного действия. В
этом возрасте значительно увеличиваются
объем и устойчивость внимания.
Воспитатель детского сада организует
учебную деятельность ребенка, учит его
понимать задания, цели и условия выполнения
познавательных заданий.
Наблюдения
за учащимися первых классов показывают,
что уровень внимания на уроках в
школе зависит от того, насколько
учитель использует знания и опыт
детей. Там, где учитель опирается на
эти знания, внимание детей было достаточно
устойчивым, там же, где такой опоры не
было, наблюдалась их слабая сосредоточенность.
Можно сказать, что продуктивность учебного
процесса находится в прямой зависимости
от адекватности (соответствия) сложности
учебных заданий уровню готовности детей,
объему их знаний и умений.
Основное педагогическое условие развития
учебной продуктивности - специально организованное
обучение, в процессе которого дети усваивают
общие способы и методы решения разных
практических и познавательных задач.
Проблема формирования у дошкольников
качеств, необходимых для успешного обучения
в школе, долго оставалась дискуссионной.
И ученых, и педагогов-практиков волновал
вопрос - является ли достаточным физическое
и умственное развитие шестилетних детей
для усвоения школьной программы. Исследования
последних лет, проведенные педагогами,
психологами, физиологами, медиками, показывают,
что возрастные возможности старших дошкольников
обеспечивают усвоение значительного
объема знаний из программы начальной
школы. Эти выводы свидетельствуют о возможности
обучения в школе с шести лет.
Научные данные показывают, что у старших
дошкольников достаточно развиты зрительные
ощущения. Более 80% детей хорошо разделяют
основные цвета и оттенки, то же самое
можно сказать и о развитии восприятия.
Почти все дети уверенно воспринимают
форму предмета, размер, удаленность и
движение предмета.
Однако Е.Э. Кочурова, Е.А. Конобеева
отмечают и некоторые особенности сенсорно-перцептивной
организации детей-дошкольников, которые
оказывают влияние на процесс обучения
математике. Так, в обучении счету сложнее
воспринимают счет на слух, чем счет количества
предметов, воспринимаемое наглядно. Это
обусловлено необходимостью опоры на
особое умение согласовывать числительное
не с видимым, а с воспринятым на слух показателем,
с установлением сложных ассоциаций.
Эти сложные сенсорно-перцептивные процессы
связаны с восприятием числовых отношений
и действий. Прочитанное, услышанное или
названное арифметическое действие должно
вызывать зрительно-слуховые ассоциации.
Вследствие зрительного восприятия или
наглядного представления цифра перевоплощается
в обобщенный сигнал определенного числа
(количества), а также необходимых действий
с заданным количеством.
Научные данные раскрывают сложные психологические
механизмы восприятия детьми математических
действий. Эти закономерности должны знать
и учитывать воспитатели дошкольных детских
учреждений и учителя начальных классов,
для того чтобы продуктивно осуществлять
преемственность в обучении и воспитании.
Возраст детей пяти-шести лет наиболее
активный, кульминационный в развитии
процесса восприятия, памяти, мышления,
представлений. На рубеже старшего дошкольного
возраста дети достаточно овладевают
родной речью, проявляют высокий интерес
к познанию всего нового.
Усиленно развивается центральная нервная
система. Это обеспечивает значительное
усложнение психических функций. Возможность
анализировать и обобщать представления
окружающего способствует успешному развитию
умственных процессов в целом.
Успешность
обучения детей в школе связана не только
с наличием у дошкольников определенного
объема знаний. Даже умение считать и решать
задачи не имеет при этом решительного
значения. Школьное обучение основные
требования предъявляет, прежде всего,
к умственной деятельности. В связи с этим
уровень развития умственных способностей
- один из важных показателей готовности
ребенка к школе. Нужно учить детей наблюдать,
анализировать, обобщать, делать выводы.
Интеллектуальные возможности расширяются
в процессе активного и целенаправленного
ознакомления с объектами и представлениями
окружающего, законами природы, особенностями
отношений между людьми.
Обучение
элементам математической деятельности
осуществляется на фоне развернутой умственной
деятельности детей. Этот процесс - яркая
иллюстрация теории И.П. Павлова о рефлекторной
природе психики, о переходе от чувственной
ступени познания к логической . Так, выполнение
счетной операции на начальном этапе обучения,
как сложное умение, опирается на развернутое
действие рук, глаз, на называние числительных
вслух.
Позднее, усовершенствуясь, операция счета
заметно видоизменяется, проходя путь
от развернутых способов счета с передвижением
предметов, которые считают, к сокращенным
приемам указывания на них, называния
числительных вслух и завершается устным
счетом про себя.
Одним из признаков
любого предмета является его размер.
Оценивая размер, ребенок не только
познает каждый предмет отдельно,
но и устанавливает соотношение
между ними. Это влияет на формирование
обобщенных знаний об окружающем. Любое
измерение величины предмета получает
числовое выражение. Поэтому развитие
представления о размере предметов
дает возможность углубить понятие
числа. Осознание размеров старшими
дошкольниками существенно влияет на
развитие умственных способностей в целом,
поскольку требует выполнения действий
сравнения, различия, обобщения .
Осуществляя преемственность между детским
садом и школой в формировании понятий
о размере, нужно учитывать одну важную
особенность. У детей возникают значительные
трудности в использовании конкретных
математических терминов, обозначающих
размеры предметов разной протяженности.
Чаще всего они используют слова большой
и маленький.
При характеристике предметов разной
длины, высоты, ширины, толщины детям трудно
дифференцировать соответствующие термины.
Более того, научные исследования показывают,
что и само слово размер (величина) не имеет
для большинства детей сигнального значения,
поскольку они не понимают его сути. Это
обстоятельство следует учитывать и воспитателям,
и учителям первых классов, когда они учат
детей выделять в плоских предметах протяженность
или наиболее значимую протяженность
и понимать трехмерность пространственных
отношений.
Дети старшего дошкольного возраста уже
умеют, хотя и не в полной мере, сдерживать
свои импульсивные действия. Игровая,
учебная, творческая и трудовая деятельности
характеризуются свободной регуляцией.
Во время учебных занятий они проявляют
организованное поведение. Ребенок целенаправленно
решает поставленную перед ним задачу,
достигает желаемого результата. При этом
заметно проявляются такие волевые качества,
как настойчивость, инициативность, самостоятельность.
Получая задания от взрослых, ребенок
пытается проявить свои силы, волю. Такая
познавательная активность ребенка дает
ему возможность в дальнейшем легче и
лучше овладевать знаниями.
Опыт работы в школе свидетельствует о
том, что возможности обучения воспитанников
детских садов значительно выше, чем у
детей, которые приходят в школу из семьи.
Воспитанники детских садов имеют достаточный
опыт произвольного поведения, большой
объем математических знаний, достаточно
высокий уровень развития познавательных
интересов и способностей. А это зависит,
прежде всего, от организации педагогического
процесса в детском саду.
Исследования показывают, что высокий
уровень интеллектуального развития ребенка
не всегда совпадает с его личной готовностью
к школе. В ряде случаев в начале обучения
в школе у детей отсутствует положительное
отношение к новому способу жизни, предполагающее
соответствующие изменения условий, правил,
требований режима обучения, жизни и деятельности
в целом.
В соответствии с представленными нами
ранее показателями условно можно выделить
три уровня готовности детей к школе.
К
первому уровню следует отнести детей,
которые хорошо усвоили программные требования
предыдущих групп, имеют неплохие навыки
в счетной деятельности, обследовании,
измерении, делении целого на части, решении
задач и т.п. При этом дети подготовительной
группы умеют выполнять несложные действия
в уме без опоры на наглядность, при сравнении
предметов по форме пользуются геометрической
фигурой как эталоном, умеют классифицировать,
обобщать, действовать в соответствии
с инструкцией педагога, имеют навыки
самоконтроля, проявляют интерес к обучению,
умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь,
адекватно использовать математическую
терминологию, правильно, качественно,
в установленный срок выполнять задания,
объективно оценивать свою работу.
Ко
второму уровню можно отнести детей, которые
овладели программой по математике; имеют
определенные навыки в счетной деятельности,
измерении величин, делении целого на
части. Вместе с тем у них недостаточно
развита умственная деятельность: им трудно
объяснить выбор арифметического действия,
обобщать и классифицировать; самоконтроль
у этих детей неустойчивый, они не проявляют
интереса к учебной деятельности; математический
словарь их беден; самооценка чаще всего
занижена, иногда завышена.
К третьему уровню относятся дети, слабо
усвоившие программу по математике. Эти
дети имеют некоторые навыки в выполнении
операций счета, но во всех других видах
математической деятельности имеют слабые
навыки или вообще их не имеют. Дети, принадлежащие
к третьему уровню усвоения математических
знаний, ощущают значительные трудности
при выполнении умственных операций сравнения,
обобщения, классификации. Эти дети не
проявляют интереса к учебной деятельности,
неправильно используют специальную математическую
терминологию, часто не могут выполнить
задание воспитателя, сравнить его с образцом.
Таким
образом, сделаем вывод, что существует
несколько этапов готовности детей к школе.
Педагогическую работу перед приходом
детей в школу следует направить на полную
ликвидацию третьего, низшего, уровня
сформированности математических знаний,
умений и навыков, на достижение достаточно
качественной математической подготовки
детей к школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преемственность
- это связь, предполагающая с одной стороны
направленность воспитательно-образовательной
работы детского сада на те требования,
которые будут предъявлены детям в школе,
с другой стороны опору учителям на достигнутый
дошкольный уровень развития, на знания,
опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном
процессе школы.
В ходе исследования
в рамках данной работы был изучен теоретический
аспект преемственности в обучении детей
математике. Так было установлено, что
детский сад выполняет задачу всесторонней
подготовки детей к школе в процессе систематического,
целенаправленного педагогического воздействия.
В задачи воспитателя детского сада входит
помимо планомерной подготовки к школе,
изучение неблагоприятных вариантов психического
развития ребенка, черт личности и поведения.
Наиболее оптимальным вариантом формирования
у ребенка школьной зрелости является
тесное взаимодействие детского сада
и школы, их сотрудничество по всем аспектам
вопроса подготовки детей к школьному
обучению.
Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе предусматривает
усовершенствование, прежде всего содержания,
форм и методов учебно-воспитательной
работы в детском саду, в частности в обучении
их математике. Современная школа требует
от ребенка, который начинает обучение
в первом классе, высокой работоспособности,
сложных форм умственной деятельности,
сформированных морально-волевых качеств
уже в дошкольные годы. Выполнение всех
этих требований способствует повышению
уровня общей готовности ребенка к школьному
обучению. Только на фоне общей готовности
ребенка математическая подготовка его
способна обеспечить усвоение математики
в школе, дальнейшее развитие интереса
к математической деятельности.