Современные подходы к реализации преемственности детского сада и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.

Содержание

Введение
• Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
• 1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе и проблемы преемственности
• 1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
• Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
• 2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
• 2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
• Заключение
• Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Актуальные проблемы.docx

— 69.52 Кб (Скачать)

  Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

    По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

     Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа.

    А.М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой .

     Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие группы проблем:

1. Преемственность  в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность  в формах и методах образовательной  работы.

3. Преемственность  педагогических требований и  условий воспитания детей.

       Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

        Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа).

       Так, В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках». Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности

        Вместе с тем, апробируя систему новых дидактических принципов (вместо принципа доступности принцип развивающего обучения; вместо принципа наглядности принцип предметности и т.д.). В.В. Давыдов считает целесообразным сохранить принцип взаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разные стадии обучения разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям»

     Это означает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну и своеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения.

      По мнению Л.С. Выготского если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе .

    По словам автора популярного пособия по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста , иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.)

           Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

       По словам Сохиной, ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, также необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других .

      Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

     Для перехода от дошкольного обучения к школьному, учителям начальных классов необходимо выполнять рекомендации:

1. Нельзя игнорировать  объективные возрастные закономерности  развития ребенка, характерные  для шестилетнего возраста.

2. Учитывать  все рекомендации медиков и  психологов во избежание переутомления  и перегрузки детей.

3. Избегать резкого  перехода к использованию новых  методов и способов работы  в процессе обучения малышей.

4. Использовать  в своей работе дидактические,  двигательные игры, игры-путешествия  и т. д.

5. Постоянно  поддерживать у учащихся интерес  и стремление к занятиям, использовать  разнообразные приемы стимулирования  детей.

6. Не использовать  авторитарные методы руководства  в работе с младшими школьниками  и их родителями.

7. Создавать  условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в  тесном сотрудничестве с воспитателями,  психологами, родителями детей.

       Таким образом, сделаем выводы, что преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой  подход может придать педагогическому  процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования  будут действовать в тесной взаимосвязи.

    1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению

На современном  этапе перехода учреждений образования  на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение  готовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности  обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается  уровень подготовленности детей  к школьному обучению.

      Подготовка детей к школе задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выделяются ее основные критерии и параметры в рамках различных исследовательских подходов.

        К первому подходу относятся все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных навыков и умений, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста.

      В исследованиях этого направления установлено: дети 5- 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы 1-го класса в подготовительную группу детского сада. Авторы этих работ Т.В. Тарунтаева  и Л.Е. Жукова убедительно демонстрируют, что путем социальной организации воспитательной работы можно успешно обучать детей. Проблему готовности в данном варианте рассматривают не как психологическую подготовку к существующим формам обучения, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

          Суть второго подхода состоит в том, что в работах, принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

    В специальных исследованиях выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, аппликация, лепка, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности как:

способность действовать  по образцу;

умение слушать  и выполнять инструкцию;

умение оценивать  как свою работу, так и работу других детей.

    Тем самым, по мнению авторов, у детей формировались психологическая готовность к школьному обучению.

      Третий подход состоит в выявлении единого психологического новообразования, лежащего у источников учебной деятельности. Этому подходу соответствует исследования Е.М. Бохорского, Д.Б. Эльконина . Гипотеза автора состоит в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть - психологическая готовность является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого.

       Наконец, четвертый подход группы исследователей, которые понимают под готовностью ребенка к обучению определенный уровень дошкольной зрелости, т.е. такой уровень физического и интеллектуального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными Елфимовой Н.В., Ильина Е.П., Марковой А.К. .

        Готовность к школе является многокомпонентным образованием, которое рассматривалось и глубоко изучалось педагогами, психологами. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности" или "школьной зрелости".

       По данным Я.Я. Коломинского и др. выделяют следующие компоненты:

личностная готовность;

социально-психологическая  готовность;

интеллектуальная  готовность .

            Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

           Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, с учителем. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

          Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания.

       Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.        

            Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

        В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению.

Информация о работе Современные подходы к реализации преемственности детского сада и школы