Современные подходы к реализации преемственности детского сада и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.

Содержание

Введение
• Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
• 1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе и проблемы преемственности
• 1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
• Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
• 2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
• 2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
• Заключение
• Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Актуальные проблемы.docx

— 69.52 Кб (Скачать)

       Задача выявления содержания психологической готовности к школе -- это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.

        Компонент индивидуальной готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

       Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Интеллектуальная  готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий  уровень внутренней организации  мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.

         Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе .

       Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Общая готовность определяется его физическими и психическим развитием. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов как родной язык и математика.

        Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

- наблюдение (изменение,  моделирование, построение) объектов  с целью выявления их свойств;

- сравнение объектов  и их свойств: анализ свойств,  в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а  какие несущественными; установление  и использование аналогий;

- обобщение,  формулировка суждений об общих  существенных признаках объектов; классификаций разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции.

           Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.);

Обучение овладением способами установления разного  рода математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами  установления количественных отношений  является счет предметов и измерение  величин.

        Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

        Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

     Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам преемственности позволил сделать следующие выводы.

   Установление преемственности между дошкольным учреждением и школой заключается в следующих направлениях:

1. Согласование  целей на дошкольном и начальном  школьных уровнях 

2. Совершенствование  форм организации и методов  обучения, как в дошкольных учреждениях,  так и в начальной школе,  а именно:

отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных  поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);

максимальное  обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших  переменах, а также в процессе внеклассной работы);

использование многообразия форм обучения «неурочного  типа», включающих специфически детские  виды деятельности на интегративной  основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;

создание развивающей  предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной  школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

широкое использование  методов, активизирующих у детей  мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющие варианты «правильных решений».

 

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике

      Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей.

       С целью совершенствования подготовки всех детей шестилетнего возраста к школе организуются подготовительные классы при школах, подготовительные группы в детских садах.

          Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

           Психолого-педагогические исследования последних лет (Н.Я Попова , Е.Э. Кочурова  Р.А. и др.) дали возможность усовершенствовать содержание обучения дошкольников, в частности математике. Перестройка вариативных программ обучения и воспитания в детском саду осуществляется, прежде всего, в соответствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются к математической подготовке детей, и особенностей их математического развития.

        Программа работы в подготовительной группе является частью единой системы обучения математике и развития интеллекта детей, которая предполагает занятия с двух лет. В старшей группе содержательным ядром программы является формирование представления о числе как о точке числовой прямой. Большое значение придается развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию интереса и "вкуса" к математике как совершенно особой области человеческого знания. С этой целью предлагаются творческие задания, включенные в продуктивные виды деятельности как средство усвоения и присвоения математического содержания.

     Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая связана с подготовкой детей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая с развитием интеллекта и воображения    
     
 

Основные  требования к знаниям и умениям учащихся

 
Учащиеся  должны знать: название и  последовательность чисел от 1 до 20, место 0 в расширенном ряде чисел.

название компонентов  действий сложения и вычитания.

переместительное  свойство сложения.

таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 10.

единицы длины (см, дм, литр, кг)

количество дней в неделе, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев.

 
Учащиеся  должны уметь: считать предметы, которые по-разному расположены  на плоскости.

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.

называть последующее  и предыдущее в пределах 20.

составлять и  решать примеры на сложение и вычитание  в пределах 10 и отдельные случаи - в пределах 20, пользоваться знаками  и обозначениями +, -, =;

решать простые  арифметические задачи на одно действие с помощью сложения и вычитания.

составлять задачи по рисункам и практическим действиям  с предметами.

иметь понятия  о геометрических фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок  с помощью линейки. Сравнивать многоугольники между собой, классифицировать их по различным признакам. Различать  положение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою. Ориентироваться  на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге.

ознакомиться  с календарем (месяц, неделя, год, день.); определять время по часам с точностью  до получаса.

 
     

 

Как показывает анализ современных программ по математике для первого класса и дошкольного  учреждения, в их содержании достигнута значительная преемственность. Характерно, что программы строятся на теоретико-множественной  основе. Центральным понятием, с  которым знакомятся дети и в детском  саду, и в школе, является множество, а основным методом обучения - метод  одновременного изучения взаимообратных действий.

В программе  по математике условно можно выделить пять разделов:

- знания о  количестве и счете,

- размере,

- форме,

- пространстве,

- времени.

   Усвоение программы, как подчеркивалось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. Так, для усвоения знаний первой темы программы в первом классе «Десяток» дети имеют достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считать предметы, звуки, движения, хорошо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел натурального ряда. Формирование понятия числа и арифметических действий над ними осуществлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании практических операций с разными конечными множествами. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее.

   В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного соответствия между элементами двух множеств накладыванием, прикладыванием и сравнением чисел.

    В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии: названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

  Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. Выпускники детских садов уже усвоили математическую сущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.

Информация о работе Современные подходы к реализации преемственности детского сада и школы