Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:26, реферат
Характеристики основных концепций развивающего обучения
В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи целесообразно обратиться к их анализу.
Концепция Л. В. Занкова. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.
Принцип опосредствующей
роли знаково-символических структур
в образовании связей между предметами
и действиями позволяет выявить
условия перехода от опосредованного
действия к действию непосредственному,
совершаемому мгновенно, как бы без
размышления, но остающемуся сознательным,
свободным и нравственным.
Так как обучение
связано с познавательной и исполнительной
деятельностями, а также с аффективно-эмоциональной
и личностной сферами, с переходом от внешнего
к внутреннему, то в качестве его основополагающих
принципов и механизмов могут выступать
интериоризация и экстериоризация. С их
помощью можно объяснить не только переход
от внешнего предметного действия к предметному
и операциональному значениям, образам,
мыслям, но и наблюдать переходы от содействия
к сочувствию, сопереживанию, порождению
новых жизненных смыслов и замыслов, а
от них - к самостоятельным, свободным
и ответственным действиям, поступкам.
Интериоризация и экстериоризация позволяют
рассматривать процесс развития как образование
цепи превращенных форм поведения, деятельности
и сознания.
Принцип единства сознания
и деятельности, провозглашенный
и разработанный С.Л.
Рассмотренные принципы
личностного развития представляют
собой теоретическую
Основное значение
выделенных принципов состоит в
том, что к традиционно выделяемым
принципам обучения добавляется "взращивание
сознания" индивидуального и