Современные дидактичесие концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Характеристики основных концепций развивающего обучения

В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи целесообразно обратиться к их анализу.

Концепция Л. В. Занкова. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 58.46 Кб (Скачать)

Принцип опосредствующей  роли знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями позволяет выявить  условия перехода от опосредованного  действия к действию непосредственному, совершаемому мгновенно, как бы без  размышления, но остающемуся сознательным, свободным и нравственным. 

Так как обучение связано с познавательной и исполнительной деятельностями, а также с аффективно-эмоциональной и личностной сферами, с переходом от внешнего к внутреннему, то в качестве его основополагающих принципов и механизмов могут выступать интериоризация и экстериоризация. С их помощью можно объяснить не только переход от внешнего предметного действия к предметному и операциональному значениям, образам, мыслям, но и наблюдать переходы от содействия к сочувствию, сопереживанию, порождению новых жизненных смыслов и замыслов, а от них - к самостоятельным, свободным и ответственным действиям, поступкам. Интериоризация и экстериоризация позволяют рассматривать процесс развития как образование цепи превращенных форм поведения, деятельности и сознания. 

Принцип единства сознания и деятельности, провозглашенный  и разработанный С.Л.Рубинштейном, необходимо учитывать при построении программ обучения. При этом важно  подчеркнуть, что это единство понимается не как цель, не как итог или результат  развития, а как непрерывное становление, имеющее циклический, спиральный, противоречивый характер. Речь идет о становлении  сознания в результате взаимодействия его образующих, имеющих деятельностную, аффективную, личностную природу. Объединяя с принципом единства аффекта и интеллекта близкий к нему принцип активного действия, следует подчеркнуть, что все психические процессы и явления, личностные образования необходимо рассматривать в ходе их возникновения и становления в деятельности человека. 

Рассмотренные принципы личностного развития представляют собой теоретическую предпосылку  для построения теории личностно-развивающего обучения, философия которой состоит  не в том, чтобы формировать человека, а в том, чтобы помочь ему стать  самим собой. Такая дидактика  является составной частью культурно-исторической (или социокультурной) педагогики, цель которой - формирование нового (надмирного, планетарного) сознания и самосознания. Это педагогика "не ответного, а ответственного действия". 

Основное значение выделенных принципов состоит в  том, что к традиционно выделяемым принципам обучения добавляется "взращивание  сознания" индивидуального и общественного. Источником осуществления этого  является культура, на службу которой  должно быть поставлено образование. Чтобы  не свести построение новой программы  обучения к чисто методическим задачам, необходимо возвратиться к истокам, к смыслу человеческого бытия. 

Информация о работе Современные дидактичесие концепции