Современные дидактичесие концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Характеристики основных концепций развивающего обучения

В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи целесообразно обратиться к их анализу.

Концепция Л. В. Занкова. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 58.46 Кб (Скачать)

Исходя из признанного  в психологии положения, что двумя  сторонами мыслительного процесса являются операции анализа и синтеза (Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская), Н.Н.Поспелов отмечает, что правильный анализ любого целого - это анализ не только частей, элементов, свойств, но и их связей и отношений. Он приводит поэтому не к распаду целого, а к его преобразованию, которое и есть синтез. Задача анализа заключается не только в разложении предмета или явления на составные части, как это считается традиционно, но и в проникновении в сущность этих частей. Задача синтеза состоит не только в объединении частей предмета или явления, но и в установлении характера их изменения в зависимости от несущественных факторов, неучтенных при анализе. 

Обучение учащихся анализу и синтезу предполагает формирование у них умений мыслить  практически: разлагать объекты  на составные части; вьщелять отдельные существенные стороны объекта; изучать каждую часть (сторону) в отдельности как элемент единого целого; соединять части объекта в единое целое. 

Мыслительная операция сравнения, связанная с установлением  сходства и различия в предметах, явлениях, процессах, является частным  проявлением операций анализа и  синтеза. В обучении школьников этой операции Н. Н. Поспелов выделяет несколько  последовательных этапов. 

На первом этапе  учащиеся должны осознавать смысл сравнения, т.е. объяснять термин "сравнение" и понимать, что для правильного  его осуществления следует вьщелять в сравниваемых объектах существенные и в то же время соответствующие друг другу признаки. На этом же этапе учитель знакомит учащихся с такими особенностями сравнения, как парность его объектов, их сопоставимость, определение основания для сравнения, планирование его последовательности. 

На втором этапе  учитель знакомит учащихся с последовательностью  шагов при сравнении: выяснение  того, можно ли сравнивать данные объекты  и что является основой для  сравнения; анализ первого объекта  и выделение его признаков; анализ второго объекта и выделение  его признаков; нахождение сходных  признаков и выделение наиболее существенных из них; установление зависимости  между объектами (видо-родового отношения или отношения равноправия); формулировка вывода. Этот этап считается завершенным, если учитель не только ознакомил учащихся с различными способами сравнения и показал их применение на практике, но и убедил в необходимости проведения сравнения. 

На третьем этапе  учащиеся самостоятельно на разном материале  проводят сравнение в соответствии с усвоенными правилами. Итогом этого  этапа является освоение учащимися  системы приемов сравнения и  выработка умения доказывать правомерность  своих действий. 

На четвертом этапе  происходит дальнейшее освоение операции сравнения, его многократное применение в новых ситуациях, на новом материале. Сравнение выступает здесь и  как операция, и как дидактический  прием. 

На пятом этапе  учащиеся производят не только вышеназванные  действия, но и осуществляют перенос  операции сравнения в другие ситуации и в другие области знания. Они  пытаются найти свои способы сравнения, вырабатывают свои правила. 

Важным компонентом  творческого теоретического мышления является операция обобщения. В процессе этой операции существенную роль играют абстрагирование и конкретизация. Так, при обобщении предметов  или явлений происходит выделение  общего. Свойства, которыми эти предметы отличаются, во внимание не берутся. Сходные  признаки, наоборот, как бы отделяются от предмета и рассматриваются в  отрыве от него. Эти мыслительные действия Н.Н.Поспелов называет абстрагированием. 

После абстракции мысль  возвращается к конкретному уже не в прежнем виде, а обогащенной более глубоким знанием. Обобщение есть сам процесс перехода от менее общего к более общему, а абстрагирование - процесс, позволяющий осуществить этот переход. 

Для обучения умению обобщать необходимо не только разъяснять сущность этой операции, показывать образцы  деятельности, знакомить со способами  обобщения, но и предлагать специальные  упражнения, проводимые по алгоритму: зафиксируй первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению; найди отличительные  и сходные признаки объектов; сопоставь  их и определи существенные; выдели из них наиболее общие; сформулируй  вывод или дай определение  понятия. Для обобщения важное значение имеет правильное нахождение родового понятия и видового отличия предметов и явлений. 

Ни один учебный  предмет не может быть по-настоящему усвоен, если ученик не умеет классифицировать изучаемый материал. В основе классификации  лежит операция деления предметов  рода на виды (группы, классы) по наиболее существенному признаку. Для формирования умения классифицировать Н.Н.Поспелов рекомендует проводить с учащимися  следующую работу: знакомить их с  элементами формальной логики; объяснять  сущность операции классификации; показывать и анализировать отдельные образцы  классификации различных объектов (в том числе и с ошибками); вырабатывать рекомендации и правила (алгоритм) классификации; проводить  упражнения по классификации. 

Н.Н.Поспелов предлагает следующий алгоритм классификации: изучить классифицируемые объекты, установить их существенные признаки; выбрать один объект, сравнить его  с другим по существенным признакам, приобщить (или отвергнуть) его к  данной группе; отвергнутый объект сделать исходным для другой группы, затем третьей, четвертой и т.д.; выписать объекты по группам и  распределить их в определенном порядке; ввести родовые понятия (дать заголовки группам); проверить верность классификации. 

В концепции Н.Н.Поспелова  отмечается, что невозможно одновременно и параллельно обучать всем мыслительным операциям. 

Система такого обучения требует последовательного их введения. При этом необходимо иметь в виду, что, действуя только по заданным алгоритмам, ученик оказывается ограниченным в  развитии самостоятельного мышления, его креативности, гибкости и продуктивности. Однако такое ограничение снимается при условии вовлечения учащихся в "создание" этих алгоритмов (правил), в обоснование как собственных, так и уже готовых решений, в анализ ошибок. 

Концепция Е. Н. Кабановой-Меллер. Эта концепция также связана с формированием операций мышления, которые она называет приемами учебной работы и определяет их как систему действий, служащих для решения учебных задач [1 

К приемам учебной  работы Е. Н. Кабанова-Меллер относит сравнение, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, наблюдение, составление характеристик изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков понятий. Эти приемы, необходимые для самостоятельного решения задач и овладения знаниями, играют существенную роль в умственном развитии учащихся. Они являются основой, на которой у школьников формируются учебные умения и навыки. 

В проблеме развивающего обучения Е. Н. Кабанова-Меллер выделяет два круга вопросов. Первый - показатели умственного развития, второй - условия, определяющие это развитие, т.е. организация обучения и формирование учебной деятельности. По ее мнению, общим показателем умственного развития служит степень усвоения приема учебной работы. Это значит, что учащийся может рассказать, из каких действий состоит этот прием, может использовать его в решении новых задач, т.е. может перенести известный прием в новую ситуацию. 

Явление переноса как  качества ума, как показатель творческого  мышления изучался Е. Н. Кабановой-Меллер экспериментально. Она выделила ряд показателей умственного развития, связанных с переносом. Эти показатели позволяют выявлять уровень умственного развития в условиях развивающего обучения, которое должно быть направлено на формирование обобщенных приемов. 

Было установлено, что с возрастом изменяется самостоятельный  перенос обобщенных приемов учебной  работы. Он становится межпредметным, повышается возможность нахождения новых приемов учебной работы. Так, старшие школьники при решении проблемных задач легче находят новые приемы, чем младшие. 

Возрастные изменения  связаны с самостоятельным применением  знаний из все более сложных систем, они перестраиваются, комбинируются. Важной стороной умственного развития при этом является развитие абстрактного мышления во взаимодействии с конкретным. Восприятие школьников все более "пронизывается" мышлением. 

К приемам управления учащимися своей учебной деятельностью  Е. Н. Кабанова-Меллер относит: планирование; самоконтроль, включающий оценку своих действий; организацию учения и отдыха; управление своими познавательными интересами, вниманием. Каждый из этих приемов становится обобщенным, если учащийся осознает его состав и использует в разных учебных предметах при решении специальных задач. 

В качестве важных условий  развивающего обучения в этой концепции  выступают следующие: 

• все звенья обучения (программы, учебники, методика, школьная практика) должны быть пронизаны идеей  формирования у школьников системы  приемов учебной работы разной степени  обобщенности (внутрипредметные и межпредметные);

• в каждом учебном  предмете важно выделить основные приемы учебной работы и сформировать их у учащихся;

• знания должны обеспечить взаимодействие мышления и чувственной  стороны умственной деятельности учащихся;

• формирование приемов  управления учащимися своей учебной  деятельностью. 

Рассмотренные концепции  развивающего обучения дают возможность  сделать вывод о том, что личностно-развивающее  обучение, провозглашаемое сегодня  приоритетным, остается декларируемым, а не реальным для отечественной  образовательной практики. Это объясняется  тем, что основные идеи концепций  направлены на общее психическое  развитие либо развитие мышления, формирование умственных действий, прочное усвоение учебного материала. Причем решение  этих задач относится преимущественно  к младшему школьному возрасту. Трансформирование  традиционного обучения в личностно-развивающее  оказалось для авторов концепций затруднительным. Это связано с тем, что личностная идея в 50-70-е гг. XX в. (а именно в этот временной интервал появились данные концепции обучения) еще не имела необходимой теоретико-методологической и методической основы, без которой и личностно-развивающее обучение оставалось лишь высокоценной идеей, далекой от теоретического и практического воплощения. Представляется, что наиболее удачной концепцией с точки зрения развития личности в процессе обучения является концепция И. Я. Лернера и М. Н.Скат-кина. Цели обучения, связанные с развитием гармоничной личности, содержание образования и методы обучения представлены в ней в диалектическом единстве. Основные положения этой концепции рассматриваются в соответствующих главах учебного пособия. 

Созданные к настоящему времени концепции развития личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.П.Зинченко, В.С.Мухина, А. В. Петровский, В.А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.) позволяют научно обосновать факторы и механизмы становления личностных новообразований в процессе обучения на различных этапах онтогенетического развития человека. Некоторые из этих концепций уже прошли экспериментальную проверку и показали позитивные сдвиги в развитии личности. Можно утверждать, что появилась реальная возможность для разработки личностно-развивающей дидактики, что является следствием проявления гуманистической тенденции в развитии общества и образования. 

§ 2. Современные подходы  к разработке теории личностно-развивающего обучения 

Разработка теории личностно-развивающего обучения связана прежде всего с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах, которые ориентируют только на психическое развитие человека

Идея личностно-развивающего образования нашла отражение  в педагогике сотрудничества - направлении  в практике обучения и воспитания, которое оформилось в нашей стране в 80-е годы как альтернативное в  противовес административной и академической  педагогике. Это направление представляли педагоги-новаторы (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.), не признаваемые официальными педагогическими кругами. Изучение их работ позволяет понять и почувствовать общий для них гуманистический подход, лежащий в основе используемых педагогических технологий. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному, реальному Я ребенка [1] 

Под педагогикой  сотрудничества новаторы понимали установление гуманных взаимоотношений между  участниками педагогического процесса, выступающих необходимым условием гармоничного развития личности. Ее значение состоит в том, что она обнажила противоречия традиционного образовательного процесса, показала пути их разрешения, привела к осознанию необходимости  пересмотра философских оснований  современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования. Эта идея нашла отражение в ценностных ориентациях педагогики сотрудничества, складывающихся из ряда гуманистических установок. 

Одной из таких установок  является принятие любого ученика таким, каков он есть: "мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть" (Ш.А.Амонашвили); воспитание начинается "с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он" (Е.Н.Ильин); педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть "внутри себя", каким знает себя "только он сам" (Е. Ю. Сазонов). В том случае, если эта установка искажается под влиянием разного рода императивных стереотипов долженствования, то возникает основа для внутреннего неприятия, отвержения педагогом учащегося, обесценивания его подлинного Я. Соответственно, это и источник протеста ребенка, его стремления во что бы то ни стало осуществить самоутверждение. Вполне очевидно, что прямое обращение педагога к ученику, диалог с ним, понимание его действительных потребностей и проблем и, в конечном счете, действенная помощь ребенку возможны только тогда, когда он принимается таким, каков он есть. 

Информация о работе Современные дидактичесие концепции