Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:36, реферат
cистема образования, система образования РБ
1. Мировые образовательные тенденции. Диалектика традиционных и инновационных педагогических практик в современных условиях. Кризисы и реформирование образования.
2. Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.
Переход на 12-летний срок обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, был рассчитан на период с 1998 по 2010 г., но в 2008 году Декретом президента РБ «Об отдельных вопросах общего среднего образования» был осуществлён возврат на 11-летнюю форму обучения. Также сейчас завершен переход начальной школы на обучение с шести лет.
За последние годы в республике значительно расширилась сеть гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном и(или) углубленном уровне, с художественным направлением, в том числе в сельской местности. В системе образования (на 2009 год) функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия)-колледж.
При
разработке содержания обучения в 11-летней
школе обеспечивается оптимальное
сочетание теоретической и
Проводимые
в среднем образовании
Перспективы развития государства – это развитие интеллектуального потенциала. У нас сложилась устойчивая система общего, профессионального и высшего образования.
В республике функционируют 230 учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Среди них профессионально-технические училища (127), профессионально-технические колледжи (54), профессиональные лицеи (49). В стране сформировалась открытая, доступная, непрерывно развивающаяся система, обеспечивающая бесплатное получение профессионально-технического и общего среднего образования. Общее количество учащихся в этой системе составляет свыше 114,6 тысяч человек. В целях улучшения обеспечения экономики кадрами укрепляется взаимодействие учебных заведений профтехобразования с организациями – заказчиками кадров по вопросам приема, трудоустройства и закрепляемости выпускников, создания базы производственного обеспечения. Выпускники, получившие квалификацию рабочего (служащего), могут продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Среднее
специальное образование
За последние годы на 20 – 30 % снижен прием на юридические, экономические и педагогические специальности. В настоящее время, как показывает анализ рынка, потребность в специалистах данных направлений практически полностью удовлетворена. Одновременно увеличен прием на востребованные специальности технического профиля, такие, как технология машиностроения, промышленное и гражданское строительство, теплоэнергетика, автоматизация производства. На основе исследования рынка труда и предложений нанимателей ежегодно корректируется общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации». В настоящее время разработан проект «Государственной программы развития среднего специального образования на 2006 – 2010 гг.».
В нашей стране на практике осуществлен переход к массовому высшему образованию (количество студентов за последние 10 лет увеличилось вдвое: с 189 до 385 тысяч). С 1995 по 2004 г. количество вузов в республике выросло с 39 до 44 (более чем на 10 %), а с учетом 10 частных вузов – до 53 (более чем на 35 %). Из 44 государственных высших учебных заведений 30 являются университетами (включая Академию управления при Президенте Республики Беларусь), 2 – институтами, 4 – высшими колледжами. Контингент студентов высших учебных заведений в 2005 г. составил около 385 тысяч, в том числе государственных вузов – около 325 тысяч, частных вузов – около 60 тысяч. При ежегодном увеличении приема в государственные вузы постоянно растет конкурс на все формы обучения по всем специальностям. Ежегодно вузы выпускают более 50 тысяч специалистов с высшим образованием. В 2005 г. направление на работу получили около 90 % выпускников, которые обучались по дневной форме за счет бюджетных средств. Министерством образования Республики Беларусь подготовлены перспективные проекты занятости специалистов с высшим образованием в Беларуси до 2015 г. (Таблица 12.1).
Таблица 12.1 – Дополнительная потребность в специалистах с высшим образованием на перспективу до 2015 г.
Профили | 2006 | 2010 | 2015 |
Педагогика | 4696 | 4405 | 4308 |
Искусство и дизайн | 324 | 287 | 343 |
Физкультура, спорт, общепит, быт. услуги | 597 | 641 | 583 |
Коммуникации, право, экономика | 3208 | 3356 | 3254 |
В т.ч.: Право | 448 | 457 | 451 |
Коммуникации | 295 | 357 | 353 |
Экономика и управление | 2465 | 2542 | 2450 |
Естественные науки | 23 | 23 | 20 |
Экологические науки | 18 | 23 | 30 |
Техника и технологии | 4216 | 4206 | 4190 |
Архитектура и строительство | 650 | 650 | 659 |
Сельское и лесное хозяйство | 1960 | 1866 | 1890 |
Здравоохранение | 1679 | 1430 | 1385 |
Социальная защита | 19 | 14 | 18 |
Службы безопасности | 1380 | 1280 | 1208 |
ИТОГО | 18933 | 18356 | 18052 |
В системе высшего образования государственная молодежная политика реализуется последовательно и комплексно посредством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для профессиональной подготовки и социализации студенческой молодежи.
В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», который основывается на принципах, определенных Законом Республики Беларусь «Об образовании», и направлен на обеспечение:
-
права граждан на получение
на конкурсной основе высшего
образования в учреждениях,
- качества высшего образования;
-
гарантий предоставления
-
интеграции системы высшего
-
государственной поддержки
Данный проект Закона «О высшем образовании» наиболее полно соответствует нашей традиционной системе высшего образования. Первая ступень будет обеспечивать обучение специалистов по схеме, проверенной временем. На этой ступени сохранится массовая подготовка, а вот срок будет дифференцирован для разных специальностей – четыре или пять лет (преимущественно четыре). Сокращенные сроки и относительно низкая стоимость учебы должны сделать высшее образование общедоступным и еще более привлекательным.
Вторая ступень высшего образования, магистратура, будет готовить к аспирантуре и соисканию ученой степени. Продолжительность обучения на этой ступени – 1-2 года. Повышенный уровень сложности программ магистратуры и соответствующий отбор позволит сформировать интеллектуальную элиту для науки.
В проекте Закона «О высшем образовании» закрепляется право высшего учебного заведения иметь в своей структуре лицей, ССУЗ, что соответствует существующим реалиям и перспективам развития интеграционных процессов в системе образования. Для молодежи сельской местности устанавливается квота приема – эта мера поддержки будет более существенна, чем раздельный конкурс.
Программа
перехода на дифференцированные сроки
подготовки специалистов с высшим образованием,
рассчитанная на пять лет, начала реализовываться
с 2005 г. Ожидается, что указанный
документ, основанный на концепции
внедрения двухступенчатой
Разработаны
проекты положений о первой и
второй ступенях высшего образования,
а также проекты типовых
В настоящее время развивается система получения второго, третьего высшего образования, в том числе на основе новейших информационных технологий и принципов дистанционного обучения, что дает возможность на протяжении всей жизни пополнять свои знания и совершенствовать профессиональные навыки. С целью развития системы дистанционного обучения создан Научно-методический совет при Министерстве образования Республики Беларусь.
В республике сложилась система работы с талантливыми детьми и молодежью. Осуществлен ряд мероприятий по государственной поддержке и социальной защите талантливой молодежи. Студентам высших учебных заведений за отличную успеваемость на протяжении всей учебы в вузе, особые успехи в научно-исследовательской и творческой деятельности назначаются стипендии Президента Республики Беларусь. Действует ряд нормативных актов, в соответствии с которыми назначаются именные стипендии учащимся и студентам. Выделяются из государственного бюджета специальные ассигнования на надбавки за успехи в учебе, общественной и научной работе студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений. Органы местного самоуправления дополнительно принимают решения по социальной поддержке талантливой молодежи.