Современное состояние образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:36, реферат

Описание работы

cистема образования, система образования РБ

Содержание

1. Мировые образовательные тенденции. Диалектика традиционных и инновационных педагогических практик в современных условиях. Кризисы и реформирование образования.

2. Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

Работа содержит 1 файл

Тема 12 сист образ беларуси.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

      Переход на 12-летний срок обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, был рассчитан на период с 1998 по 2010 г., но в 2008 году Декретом президента РБ «Об отдельных вопросах общего среднего образования» был осуществлён возврат на 11-летнюю форму обучения. Также сейчас завершен переход начальной школы на обучение с шести лет.

      За  последние годы в республике значительно расширилась сеть гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном и(или) углубленном уровне, с художественным направлением, в том числе в сельской местности. В системе образования (на 2009 год) функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия)-колледж.

      При разработке содержания обучения в 11-летней школе обеспечивается оптимальное  сочетание теоретической и практической подготовки учащихся к применению знаний в быстро меняющемся мире. Учебный процесс в республике полностью обеспечен национальными учебниками. Только за годы реформы издано около тысячи наименований учебной литературы. Новые учебники стали более доступными, практико-ориентированными при сохранении фундаментальности и системности изложения материала. Достижение этой цели, в свою очередь, предполагает широкое распространение «активных» форм и методов обучения. Кроме того, большое внимание уделяется информатизации всей системы образования, улучшению преподавания всех предметов, воспитанию патриотических и гражданских качеств, формированию экологической культуры учащихся и повышению их готовности к активному участию в социально-экономической и политической жизни страны.

      Проводимые  в среднем образовании изменения  закреплены в проекте Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании».

      Перспективы развития государства – это развитие интеллектуального потенциала. У  нас сложилась устойчивая система  общего, профессионального и высшего  образования.

      В республике функционируют 230 учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Среди них профессионально-технические училища (127), профессионально-технические колледжи (54), профессиональные лицеи (49). В стране сформировалась открытая, доступная, непрерывно развивающаяся система, обеспечивающая бесплатное получение профессионально-технического и общего среднего образования. Общее количество учащихся в этой системе составляет свыше 114,6 тысяч человек. В целях улучшения обеспечения экономики кадрами укрепляется взаимодействие учебных заведений профтехобразования с организациями – заказчиками кадров по вопросам приема, трудоустройства и закрепляемости выпускников, создания базы производственного обеспечения. Выпускники, получившие квалификацию рабочего (служащего), могут продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

      Среднее специальное образование является одним из важнейших звеньев национальной системы образования. Сегодня в  экономике и социальной сфере  республики занято свыше 900 тысяч специалистов со средним специальным образованием (60 % работают на должностях специалистов, руководителей и иных служащих, свыше 30 % – рабочие). Современная система среднего специального образования включает 214 учебных заведений. Они равномерно распределены по регионам, что приближает образование к потребителю. У молодежи есть возможность учиться в своей местности.

      За  последние годы на 20 – 30 % снижен прием  на юридические, экономические и  педагогические специальности. В настоящее  время, как показывает анализ рынка, потребность в специалистах данных направлений практически полностью удовлетворена. Одновременно увеличен прием на востребованные специальности технического профиля, такие, как технология машиностроения, промышленное и гражданское строительство, теплоэнергетика, автоматизация производства. На основе исследования рынка труда и предложений нанимателей ежегодно корректируется общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации». В настоящее время разработан проект «Государственной программы развития среднего специального образования на 2006 – 2010 гг.».

      В нашей стране на практике осуществлен  переход к массовому высшему  образованию (количество студентов  за последние 10 лет увеличилось вдвое: с 189 до 385 тысяч). С 1995 по 2004 г. количество вузов в республике выросло с 39 до 44 (более чем на 10 %), а с учетом 10 частных вузов – до 53 (более чем на 35 %). Из 44 государственных высших учебных заведений 30 являются университетами (включая Академию управления при Президенте Республики Беларусь), 2 – институтами, 4 – высшими колледжами. Контингент студентов высших учебных заведений в 2005 г. составил около 385 тысяч, в том числе государственных вузов – около 325 тысяч, частных вузов – около 60 тысяч. При ежегодном увеличении приема в государственные вузы постоянно растет конкурс на все формы обучения по всем специальностям. Ежегодно вузы выпускают более 50 тысяч специалистов с высшим образованием. В 2005 г. направление на работу получили около 90 % выпускников, которые обучались по дневной форме за счет бюджетных средств. Министерством образования Республики Беларусь подготовлены перспективные проекты занятости специалистов с высшим образованием в Беларуси до 2015 г. (Таблица 12.1).

 

 

      Таблица 12.1 – Дополнительная потребность в специалистах с высшим образованием на перспективу до 2015 г.

Профили 2006 2010 2015
Педагогика 4696 4405 4308
Искусство и дизайн 324 287 343
Физкультура, спорт, общепит, быт. услуги 597 641 583
Коммуникации, право, экономика 3208 3356 3254
В т.ч.:    Право 448 457 451
  Коммуникации 295 357 353
Экономика и управление 2465 2542 2450
Естественные  науки 23 23 20
Экологические науки 18 23 30
Техника и технологии 4216 4206 4190
Архитектура и строительство 650 650 659
Сельское  и лесное хозяйство 1960 1866 1890
Здравоохранение 1679 1430 1385
Социальная  защита 19 14 18
Службы  безопасности 1380 1280 1208
ИТОГО 18933 18356 18052
 

  

 

 

      В системе высшего образования  государственная молодежная политика реализуется последовательно и  комплексно посредством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для профессиональной подготовки и социализации студенческой молодежи.

      В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», который основывается на принципах, определенных Законом Республики Беларусь «Об образовании», и направлен на обеспечение:

      - права граждан на получение  на конкурсной основе высшего  образования в учреждениях, обеспечивающих  получение высшего образования,  в том числе за счет средств  республиканского и (или) местных бюджетов в государственных высших учебных заведениях;

      - качества высшего образования;

      - гарантий предоставления первого  рабочего места выпускникам государственных высших учебных заведений, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

      - интеграции системы высшего образования  Республики Беларусь в мировое  образовательное пространство при  сохранении и развитии достижений и традиций белорусской высшей школы;

      - государственной поддержки подготовки  специалистов для приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития Республики Беларусь, обеспечения ее национальной безопасности.

      Данный  проект Закона «О высшем образовании» наиболее полно соответствует нашей  традиционной системе высшего образования. Первая ступень будет обеспечивать обучение специалистов по схеме, проверенной временем. На этой ступени сохранится массовая подготовка, а вот срок будет дифференцирован для разных специальностей – четыре или пять лет (преимущественно четыре). Сокращенные сроки и относительно низкая стоимость учебы должны сделать высшее образование общедоступным и еще более привлекательным.

      Вторая  ступень высшего образования, магистратура, будет готовить к аспирантуре  и соисканию ученой степени. Продолжительность  обучения на этой ступени – 1-2 года. Повышенный уровень сложности программ магистратуры и соответствующий отбор позволит сформировать интеллектуальную элиту для науки.

      В проекте Закона «О высшем образовании» закрепляется право высшего учебного заведения иметь в своей структуре лицей, ССУЗ, что соответствует существующим реалиям и перспективам развития интеграционных процессов в системе образования. Для молодежи сельской местности устанавливается квота приема – эта мера поддержки будет более существенна, чем раздельный конкурс.

      Программа перехода на дифференцированные сроки  подготовки специалистов с высшим образованием, рассчитанная на пять лет, начала реализовываться  с 2005 г. Ожидается, что указанный  документ, основанный на концепции  внедрения двухступенчатой системы, решит многие проблемы высшей школы. Например, упорядочит структуру и перечень специальностей. Их сегодня свыше 300, отдельные из них не всегда востребованы работодателями. В настоящее время проведен анализ потребностей в кадрах по каждой специальности. Министерство образования и Министерство экономики утвердили план мероприятий, в рамках которого сократится прием на невостребованные специальности, и наоборот, увеличится набор на дефицитные, откроются новые специальности. И, конечно, изменится количество и объем курсов. Реализация мероприятий данной программы уже началась.

      Разработаны проекты положений о первой и  второй ступенях высшего образования, а также проекты типовых учебных  планов для обеих ступеней. Кстати, в 2005 г. в соответствии с поручением главы государства в 18 государственных высших учебных заведениях была открыта магистратура, ориентированная на подготовку к аспирантуре и соискание ученой степени. Важно, что большинство специальностей второй ступени приведены в соответствие с направлениями подготовки научных кадров.

      В настоящее время развивается  система получения второго, третьего высшего образования, в том числе  на основе новейших информационных технологий и принципов дистанционного обучения, что дает возможность на протяжении всей жизни пополнять свои знания и совершенствовать профессиональные навыки. С целью развития системы дистанционного обучения создан Научно-методический совет при Министерстве образования Республики Беларусь.

      В республике сложилась система работы с талантливыми детьми и молодежью. Осуществлен ряд мероприятий по государственной поддержке и социальной защите талантливой молодежи. Студентам высших учебных заведений за отличную успеваемость на протяжении всей учебы в вузе, особые успехи в научно-исследовательской и творческой деятельности назначаются стипендии Президента Республики Беларусь. Действует ряд нормативных актов, в соответствии с которыми назначаются именные стипендии учащимся и студентам. Выделяются из государственного бюджета специальные ассигнования на надбавки за успехи в учебе, общественной и научной работе студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений. Органы местного самоуправления дополнительно принимают решения по социальной поддержке талантливой молодежи.

Информация о работе Современное состояние образования