Современное состояние образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:36, реферат

Описание работы

cистема образования, система образования РБ

Содержание

1. Мировые образовательные тенденции. Диалектика традиционных и инновационных педагогических практик в современных условиях. Кризисы и реформирование образования.

2. Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

Работа содержит 1 файл

Тема 12 сист образ беларуси.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

      - законодательные (изменение законодательства в сфере образования);

      - финансовые (изменение в финансировании  сферы образования);

      - управленческие (затрагивает систему  управления образованием);

      - ведомственно-кадровые (проводятся  в масштабе конкретной отрасли  или сферы профессиональной подготовки):

      - ресурсно-поддерживающие (направлены  на внедрение новейших образовательных  технологий и т. п.).

 

 

      Нередко образовательная реформа может  охватывать несколько аспектов: управление, финансирование, укрепление материально-технической  базы и т.п. Однако практика показывает, что образовательные реформы, ставящие перед собой много задач, малоэффективны.

      Основным  показателем реформы является темпоральность, т.е. количество преобразований в определенное время. Образование эволюционирует постоянно: меняются учителя, ученики, педагогические технологии, но на определенном этапе оно начинает отставать от запросов времени. Тогда и возникают предпосылки реформы, которая намечает конкретные преобразования в установленное время.

      По  мнению английских специалистов ХХI в. будет характеризоваться «ролинг-процессом» – непрекращающимися образовательными реформами.

      Реформы образования существуют столько, сколько  существует само образование. Уже возникновение  первых школ в Месопотамии и Древнем  Египте в III тысячелетии до н.э. было величайшей реформой. Известна реформа схоластического (религиозного) образования, классно-урочная система Я. А. Коменского.

      Социокультурные предпосылки реформирования образования  возникли в мире с началом научно-технической  революции. Она затронула, в отличие от предыдущих изменений отдельных производств и технологий, всю экономику и инфраструктуру, привела к качественным переменам в характере, содержании и организации труда, в отношениях между людьми в производственном процессе и социально-культурной сфере. Дополнительным импульсом для реформирования образования в развитых странах стал эффект «русского спутника». Они начали осуществлять, по оценке ЮНЕСКО, т.н. реформы первого порядка, направленные на обновление содержания образования, техническое переоснащение учебно-материальной базы, укрепление и совершенствование кадрового потенциала учебных заведений.

      В СССР законы о совершенствовании  образования принимались в 1958 г. и в 1977 г., но в практической деятельности крупных изменений не происходило: школа продолжала работать по-прежнему, направляя основные усилия на естественно-математическое обучение; преобразования коснулись трудового воспитания; возникли учебные заведения нового типа – средние профтехучилища.

      На  рубеже 70-80-х гг. в связи с новым техническим этапом НТП в мире начались реформы, т. н. «второго порядка», связанные с трансформацией целей и способов образования, осознание его роли в качестве «человеческого капитала» – важнейшего средства социально-экономического и культурного развития постиндустриального информационного общества.

      В 1984 г. началась реформа советской  общеобразовательной и профессионально-технической  школы, а немного позже – перестройка  среднего специального и высшего  образования, системы повышения  квалификации. С тех пор советская, а после распада СССР российская и белорусская школы находятся в стадии непрерывных реформ. Их история пока плохо осмыслена, но тем не менее российские исследователи уже выделяют в этом периоде (1984 – 2000 гг.) три этапа:

        ·        романтический (увлечение новыми словами, преобразование учебных заведений – «смена вывесок»);

        ·        технологический (разработка стандартов образования, технологий обучения);

        ·        выход образования за сферы отрасли, поиск социальных партнеров, коммерционализация образования.

      Белорусская школа реформировалась близко к  российской, но в силу разных причин прошла эти этапы неоднозначно и  неравноценно российской. Наиболее близко она развивалась только на «романтическом этапе». На технологическом этапе  начала отставать и в разработке стандартов и в выпуске альтернативных учебников. На третьем этапе белорусская школа, начавшая переход к 12-летнему обучению, стала обгонять российскую по обновлению учебных программ и совершенствованию материально-финансового обеспечения.

      Последнее десятилетие ХХ в. мировая школа, пережив «всплеск этнического возрождения», перешла (в лице школ развитых государств) к реформам «третьего порядка», связанным  с учетом парадигмальных сдвигов  в образовании и педагогической науке, т.е. к построению образования на новой культурной коммуникации, которая предполагает воплощение ценностей культурной экологии, этики ненасилия, педагогики мира и сотрудничества. 

      Система непрерывного образования. Идея непрерывного образования занимает место в ряду прогрессивных идей культуры ХХ в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических оснований осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, Х. Гуммель, М. Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.

      Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

      Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

      В структуре непрерывного образования  можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. Основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным (Рисунок 12.1).

Рисунок 12.1 – Структура непрерывного образования

 

 

 

 

      2. Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

 

 

 

 Развитие и совершенствование  образования особо значимо для  Беларуси. Этому способствует великая национальная образовательная традиция – создание на белорусской земле ещё в период введения христианства целостной сети учебных заведений при церквях и монастырях.

      Она существенно расширилась, соединила  латинские и византийские начала и была одной из лучших в Европе в средние века, когда Беларусь стала ареной конфессионального соперничества. Создавались самые разнообразные учебные заведения: школы, училища, коллегиумы, университеты, академии. Конкуренция православия, католицизма, протестантизма шла, прежде всего, через школу, что служило как проявлению её разнообразных типов и использованию в них передовых для своего времени педагогических идей, так и пониманию белорусами первичности образования в системе всех других ценностей. Кроме того, большинство выдающихся белорусских мыслителей были педагогами, сочетали поиск научных знаний с просветительской деятельностью: Евфросинья Полоцкая, Кирилла Туровский, Микола Гусовский, Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Сымон Будный и многие другие.

      С конца XVII столетия религиозное влияние на белорусов дополняется политическим. В крае быстро увеличивается воздействие польской культуры и образования. Полонизация препятствовала развитию родной культуры, но в то же время содействовала приобщению населения к европейской цивилизации.

      В конце XVIII в. белорусские земли вошли в состав Российской империи. Начала осуществляться политика русификации. Она почти остановила национальное образование, транслировала в основном достижения русской культуры.

      Белорусские учебные заведения всегда являлись духовными центрами, они занимались не только обучением, но и выступали очагами культуры, центрами формирования национального сознания. Возвращение к современному образованию этой исторической миссии – насущная задача и средство выживания нации. В наибольшей степени это касается сельских школ, которые всегда выступали хранителями национальной культуры.

      В XX столетии образование Беларуси вместе с народом пережили сложные преобразования. Они характеризуются как существенными успехами в возрождении национальной школы в 20-е гг., обеспечением широкого доступа людей к знаниям и другим ценностям мировой культуры, так и разрушением национальной школы в 30-е и последующие годы, игнорированием потребностей белорусов, космополитизмом и великодержавным шовинизмом.

      Достижением системы образования бывшей БССР является то, что она ликвидировала  неграмотность, создала условия  для получения каждым человеком  общего среднего образования.

      Кардинальные  социально-экономические преобразования суверенитета, подтолкнули общество к серьезному анализу и переосмыслению самых основ образования, его настоящей роли, места и значения в развитии человека и общества.

      На  современном этапе развития нашего государства особую значимость приобретает  эффективная система образования, которая является основой улучшения качества жизни людей. Хорошо образованное население поможет ускорить развитие страны.

      В настоящее время складывается мировой  высококонкурентный образовательный  рынок, поскольку образование, всё  больше становясь способом продвижения страны на международный рынок труда и новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государства.

      Основу  выполнения этих планов составляет эффективная  система образования, ведь решить поставленные задачи смогут только люди образованные, творческие, умеющие постоянно пополнять свои знания и применять их на практике.

      Курс  на создание социального государства  обеспечивает системе образования  в нашей республике стабильное развитие.

      Учитывая  особую актуальность провозглашенных  Организацией Объединенных Наций фундаментальных  принципов «Образование для всех», в программах социально-экономического развития Республики Беларусь заявлено, что образование должно стать  основой всех преобразований в стране.

      Государственная политика в образовании построена  на нескольких основополагающих принципах. В частности, это государственное  финансирование учреждений образования  всех уровней, государственная социальная поддержка учащихся, студентов, учителей и педагогических работников, обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью. Сегодня около трети студентов – родом из сельской местности.

      За  последние 10 лет стали реальными  успехи в образовании. Мы достигли самых высоких показателей в мире по грамотности взрослого населения (99,7 %). Уровень развития образования в стране позволил достичь хороших результатов в получении молодежью высшего образования (55 %), а также в обеспечении начальным образованием (третье место в мире).

      Растут  расходы бюджета на образование. Укрепляется материально-техническая  база. Продолжается работа по усилению государственной поддержки обучающейся  молодежи (осуществляются, мероприятия  по увеличению денежных норм питания и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Значительно повысился размер стипендий и достиг самого высокого показателя среди стран СНГ. Создание финансово-экономического механизма, обеспечивающего стабильное развитие системы образования, практически полное выполнение социальных стандартов позволяет нам реализовывать конституционное право на получение качественного образования.

      Изменения, которые происходят в сфере образования, направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы. Важны также задачи развития сети учреждений профессионально-технического, среднего и высшего образования, реабилитации через образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития. Важным представляется создание условий по обеспечению доступа населения к высшему образованию.

      Беларусь  по праву может гордиться системой дошкольных учреждений. Здесь обеспечивается не только уход, воспитание, питание, медицинское  обслуживание детей, но и качественное образование. Содержание ребенка в дошкольном учреждении, а также 40 % от затрат на питание датируются государством. При этом, за последние годы количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось почти на 10 %, достигнув 79,7 %, что является лучшим показателем в СНГ. Обеспечен 100 %-ный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе.

Информация о работе Современное состояние образования