Современная стратегия обновления и развития образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
1.2.Основные направления развития современного образования
Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления
2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по методология и методика психолого-педагогических исследований.docx

— 68.89 Кб (Скачать)

                         3. Развитие учительского потенциала.


 

      Необходимо внедрить систему  моральных и материальных стимулов  для сохранения в школах лучших  педагогов и постоянного повышения  их квалификации, а также для  пополнения школ новым поколением  учителей, в том числе не обязательно  с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать  с детьми.     

 В последние годы  сложилась система моральной  поддержки отечественного учительства.  Помимо традиционных конкурсов  педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне субъектов Российской Федерации.       

 К стимулам качественного  учительского труда следует отнести  и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Соответствующую практику, реализуемую в 34 регионах в рамках комплексных проектов модернизации образования, следует в целом признать успешной. Итог очевиден – зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов. С учетом необходимости дальнейшего увеличения фондов оплаты труда, выделения в них базовой и стимулирующей частей, соответствующая работа по введению новых систем оплаты труда должна быть завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.      

 Эффективные способы  работы лучших учителей должны  находить распространение в системе  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации педагогических кадров. Это означает, что как педагогическая  практика будущих учителей –  сегодняшних студентов педагогических  вузов, так и стажировки уже  работающих педагогов должны  проходить на базе образовательных  учреждений, реализующих инновационные  образовательные программы и  имеющих положительные результаты. Такое «обучение действием» должно  войти в традицию при подготовке  и профессиональном совершенствовании  учителей. Образовательные программы  переподготовки и повышения квалификации  учителей должны строиться по  модульному принципу, гибко изменяться  в зависимости от интересов  педагогов, в свою очередь обусловленных  образовательными потребностями  учащихся. В ходе реализации таких  программ должны использоваться  современные информационные технологии. Здесь также предстоит обновить механизмы финансирования образовательных услуг. Средства на повышение квалификации должны предоставляться коллективам школ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора ими как программ, так и  учреждений повышения квалификации. Тем самым образовательные программы повышения квалификации смогут реализовываться не только на базе институтов повышения квалификации, но и на базе педагогических и классических университетов, других образовательных организаций, оказывающих качественные услуги непрерывного образования. Учитывая возрастающую необходимость координации различных подходов, управленческих и финансово-экономических механизмов профессионального совершенствования учителей, вопрос организации повышения квалификации и переподготовки работников образования должен стать предметом совместного ведения регионов и федерального центра.       

 В соответствии с  изменениями школьной практики  должны произойти изменения и  в системе педагогического образования.  Здесь также возрастет роль  психолого-педагогической подготовки  студентов, реализации инновационных  программ бакалавриата и магистратуры, использования современных, в том числе информационных образовательных технологий.

Отдельная задача - привлечение  в школу учителей, имеющих базовое  непедагогическое образование. Прохождение  ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных  технологий позволит раскрыться перед  детьми не только в роли людей, имеющих  богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического  труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и  методы педагогической работы. Работа таких педагогов должна быть обеспечена также консультационной поддержкой вузов и институтов повышения  квалификации.         

 Еще одним стимулом  качественного педагогического  труда должна стать новая аттестация  педагогических и управленческих  кадров. Как и в системе профессионального  образования, в системе общего  образования аттестация должна  предполагать периодическое подтверждение  квалификации педагога и её  соответствие современным и перспективным  задачам, стоящим перед школой. В связи с этим должны быть  принципиально обновлены квалификационные  требования и квалификационные  характеристики учителей.              

 Центральное место  в них должны занимать профессиональные  педагогические компетентности, являющиеся  основой для обновления процедур  аттестации педагогических кадров. При этом для учителей, желающих  ранее установленных аттестационных  сроков подтвердить высокий уровень  квалификации, не должно быть  никаких бюрократических препятствий.  Это также касается творческих  молодых начинающих работать  учителей, профессиональному развитию  которых должно быть уделено  особое внимание. Особое значение  приобретет и аттестация управленческих  кадров, чья деятельность в большей  степени должна быть связана  с решением сложных задач организации  школьного хозяйства, обеспечением  всего комплекса качественных  условий реализации образовательных  программ.      

 Педагоги, завершающие  педагогическую деятельность в  связи с выходом на пенсию, должны иметь возможность получить  достойное пенсионное обеспечение.  Следует всячески поддерживать  и развивать надежные негосударственные  пенсионные системы обеспечения  учителей. Кроме того, лучшие педагоги  после выхода на пенсию могут  быть привлечены к работе в  качестве воспитателей, организаторов  самостоятельной и внеклассной  работы, консультантов для молодых  учителей и учащихся.      

 Эти и другие направления  работы по совершенствованию  потенциала отечественного учительства  и повышению престижа профессии  учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.

                      4. Современная школьная инфраструктура


 

       Облик школ, как по форме,  так и по содержанию, должен  значительно измениться. Мы получим  реальную отдачу, если учиться  в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет  центром не только обязательного  образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.         

 Это означает, что помимо  описания в образовательных стандартах  современных условий реализации  образовательных программ, должны  быть обновлены и другие документы,  регламентирующие образовательную  деятельность. В том числе предстоит  существенным образом обновить  нормы проектирования и строительства  школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы  питания,  требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности.        Так, при проектировании школьных зданий предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ в особенности предстоит отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.        

 Ряд функций по работе  школьной инфраструктуры может  быть осуществлен на высоком  уровне посредством конкурсного  отбора малых предприятий, качественно  обслуживающих сразу несколько  образовательных учреждений. Это  касается в первую очередь  организации школьного питания, коммунального обслуживания, проведения ремонтных и строительных работ. В рамках последних следует обращать внимание как на неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий, так и на внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду, подходов и технологий в сферу школьного питания.       

 Вместе с тем развитие  школьной инфраструктуры должно  быть связано с расширением  самостоятельности образовательных  учреждений, где уже обеспечивается  высокий уровень организации  школьного хозяйства. Такие школы  должны получить возможность  беспрепятственно переходить в  новые организационно-правовые формы  деятельности образовательных учреждений.

К перечню мер по обеспечению  современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями  всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями позволяет  не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает  ориентиры для совершенствования  учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных  выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих.

                                    5. Здоровье школьников


 

      Именно в школьный период  формируется здоровье человека  на всю последующую жизнь. Многое  здесь зависит от семейного  воспитания, но учитывая, что дети  проводят в школе значительную  часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.      

 Как уже отмечалось, при установлении требований  к условиям реализации образовательных  программ большее внимание необходимо  уделить качественной организации  сбалансированного горячего питания,  медицинского обслуживания и  спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.      

 Это, в свою очередь,  предполагает создание таких  образовательных программ, которые  адекватно возрасту учащихся  вызывают заинтересованное отношение  к учебе. Практика индивидуального  обучения, изучение предметов по  выбору, общее снижение аудиторной  нагрузки в форме классических  учебных занятий – все это  также позитивно сказывается  на здоровье школьников. Вопрос  заботы о здоровье учащихся  требует не только решений,  вызванных охранительной позицией  взрослых по отношению к детскому  здоровью. Гораздо важнее пробудить  в детях желание заботиться  о своем здоровье, основанное  на их заинтересованности в  учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам  и склонностям. Насыщенная, интересная  и увлекательная школьная жизнь  становится важнейшим условием  формирования здорового образа  жизни.

2.2. Инструменты и механизмы  обновления школьного образования

Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним  из ключевых механизмов развития общего образования. В ближайшие годы в  рамках национального проекта в  системе общего образования предстоит:

продолжить практику поддержки  лучших учителей и талантливой молодежи;

развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы  подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;

поддерживать практику использования  современных информационных образовательных  технологий в образовательных учреждениях;

стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода  детей в школу;

обеспечить доступ к получению  общего образования детям-инвалидам;

разработать новые физкультурно-оздоровительные  технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.

В соответствии с п. 2 с. 1 Закона Российской Федерации  
«Об образовании» «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования». В 2010 году завершается пятилетний этап реализации указанной программы. Исходя из этого, к 2011 году следует завершить отработку всех пилотных моделей развития системы общего образования. В каждом субъекте Российской Федерации должны быть сформированы элементы целостной стратегии обновления системы общего образования. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы указанные модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета. Ключевые параметры инициативы «Наша новая школа» должны быть полностью выполнены.

В ходе реализации Федеральной  целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных  органов управления образованием, органов  управления образованием субъектов  Российской Федерации, муниципалитетов  предстоит разработать и внедрить:

Информация о работе Современная стратегия обновления и развития образования