Современная стратегия обновления и развития образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
1.2.Основные направления развития современного образования
Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления
2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по методология и методика психолого-педагогических исследований.docx

— 68.89 Кб (Скачать)

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития       личности. Суть этого перехода заключается  не только в смене приоритетов:       от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению       потребностей личности. Новая концепция  предусматривает       индивидуализированный  характер образования, который позволяет  учитывать       возможности  каждого конкретного человека и  способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными       возможностями как учащихся, так и преподавателей.      Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

         Еще в недалеком прошлом хороший  почерк был гарантией спокойной  и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны  ускорением обновляемости   технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент   корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не  с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".      Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на       практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло       радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в       современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь       преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной       современному обществу системы образования.  

      Превращение знаний в основной общественный капитал,     возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что   выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в    целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного  финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого   на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как    развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.   Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики   государства является образование (эту отрасль в США по праву называют   "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше     средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования       обострились.  В России общая для большинства стран тенденция к сокращению       государственного финансирования системы образования усиливается общими       экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов       на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в 1992г. до 3-4% в 1996г.      Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран    привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков  образовательных услуг. Так, в середине 90-х годов общая стоимость   предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в   100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по "рекрутированию"     студентов»

      Перечисленные  тенденции определяют основные  направления в развитии новой   образовательной системы. Принципиальное  отличие этой новой системы  от    традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические       элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в       основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы.    Новая    образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала       компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное      обучение.

    Основной тенденцией  современного образования является  постепенное смещение приоритетов  от прямого обучения к индивидуальному  контакту со студентами. Ключевые  лекции и семинарские занятия  остаются, конечно, незаменимыми,   однако существенная часть учебного  процесса может проходить во  время   индивидуальных консультаций  с преподавателями по конкретным  темам или       проблемам.

      В качестве  основной черты современного  образования можно назвать его       диалогичность, которая проявляется  в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так  и самих методов преподавания. Уже при       подготовке  студентов педагогических вузов  надо формировать их ментальную       совместимость, умение и любовь  вести полемику.  Для обеспечения  ментальной совместимости учителей  они сами должны уметь:

      – вести  безоценочный диалог с коллегами;

      – определять  степень взаимодополнения и взаимообогащения различных   методических концепций при условии сохранения их самобытности и

      самостоятельности;

      – формулировать  проблемы в категориях целей  и решений (без «перехода на  личности»).

        Выпускнику  современной школы нужны не  сумма знаний и умений, а способности  к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.   Саморазвитию научить напрямую  нельзя – эта способность не  передается. Но педагог может  создать условия для «выращивания»  этой способности. Умение создать  такие условия становится профессиональным  требованием к педагогу. Для реализации  новых целей образования нужен  новый учитель –  педагог-профессионал. В отличие от специалиста в  предметной области профессионал  должен уметь работать с процессами  образования и развития.    

Педагог-профессионал –  это уже не транслятор предметных знаний, он   становится организатором  учебной работы по решению творческих задач,       многоплановой  социально значимой деятельности подростков и юношей.      Педагог  имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на       знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению       характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую       подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого       суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую       подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при       обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения       квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической       антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его       становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой       психологического образования педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования

2.1.Проект «Новая школа». Ключевые направления

Здесь мы представили проект «Новая школа», который состоит из 5 основных ключевых направлений:

  • Обновление образовательных стандартов
  • Система поддержки талантливых детей
  • Развитие учительского потенциала
  • Современная школьная инфраструктура
  • Здоровье школьников

                      1. Обновление образовательных стандартов


 

      Уже в школе дети должны  получить возможность раскрыть  свои способности, сориентироваться  в высокотехнологичном конкурентном  мире. Этой задаче должны соответствовать  обновленные образовательные стандарты,  включающие три группы требований: требования к структуре образовательных  программ, требования к условиям  реализации образовательных программ  и требования к результатам  их освоения.     

 Требования к результатам  должны включать не только  знания, но и умения их применять.  В число таких требований должны  войти компетентности, связанные  с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам  и в дальнейшем образовании,  и в будущей взрослой жизни.  Результаты образования должны  быть сформулированы отдельно  для начальной, основной и старшей  школы, учитывать специфику возрастного  развития школьников. Достижение  таких результатов в практике  конкретных образовательных учреждений  должно основываться на передовых  достижениях отечественной психолого-педагогической  науки.     

 Требования к структуре  образовательных программ предполагают  установление соотношения частей  образовательных программ, в том  числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.     

 Требования к условиям  реализации образовательных программ  должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические  и другие условия, без которых  нельзя будет достичь необходимых  образовательных результатов и  решать задачу сохранения и  укрепления здоровья обучающихся,  воспитанников. При формировании  требований к материально-техническим  условиям следует отказаться  от предельно детального описания  характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии  и средства обучения постоянно  обновляются, следует установить  такие требования к условиям, которые бы  обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры. Данные требования должны стать стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, в ближайшие два года предстоит завершить переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации.        

 Постепенное внедрение  образовательных стандартов в  начальной школе должно начаться  уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению  таких стандартов в первую  очередь должны привлекаться  учителя и школы – участники  приоритетного национального проекта  «Образование».       

 Эффективное внедрение  новых образовательных стандартов  невозможно без адекватной обратной  связи – системы оценки качества  образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций; России продолжать участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.

                         2. Система поддержки талантливых детей


 

      Одновременно с реализацией  стандарта общего образования  должна быть выстроена разветвленная  система поиска и поддержки  талантливых детей, а также  их сопровождения в течение  всего периода становления личности.      

 Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.       

 В рамках первого  направления следует продолжить  развивать сеть образовательных  учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки  одаренных школьников, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации. Следует распространять имеющийся  опыт деятельности физико-математических  школ и интернатов при ряде  университетов России, учет ребят,  проявивших свои таланты в  различных областях деятельности. Для таких детей будут организованы  слеты, летние и зимние школы,  конференции, семинары и другие  мероприятия, поддерживающие сформировавшийся  потенциал одаренности.       

 В рамках второго  направления целесообразно поддерживать  творческую среду, обеспечивать  возможность самореализации учащимся  каждой общеобразовательной школы.  Для этого предстоит расширить  систему олимпиад и конкурсов  школьников, практику дополнительного  образования, различного рода  ученических конференций и семинаров,  отработать механизмы учета индивидуальных  достижений обучающихся (ученические  портфолио) при приеме в вузы. Указанные направления работы  найдут отражение в финансово-экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда преподавателей.

Широкое распространение  должна получить деятельность заочных  и очно-заочных школ для старших  школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы  профильного обучения по самым различным направлениям. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

Информация о работе Современная стратегия обновления и развития образования