Современная стратегия обновления и развития образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
1.2.Основные направления развития современного образования
Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления
2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по методология и методика психолого-педагогических исследований.docx

— 68.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по предмету: «Методология и методы психолого-педагогических   исследований»

на тему: «Современная стратегия обновления и развития   образования»

 

 

 

                                                      Работу выполнила:

                                                     СЗО

                                                     гр. 4432

                                                     Бондырева Регина Александровна

                                                     Работу проверил: Боговарова В.А.

 

 

 

 

 

Казань, 2010

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Современная стратегия обновления и развития   образования

1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития

1.2.Основные направления развития современного образования

Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования

2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления

2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние несколько  лет в выступлениях и публикациях  российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой  интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции  общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых  дискуссиях на тему образования уделяется  как довольно жесткой критической  оценке классических образовательных  парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически  всегда представляет собой простую  трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время.                  Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

        При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование-обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.

Современная культурная ситуация решительно требует существенного  пересмотра традиционных образовательных  парадигм, которые сегодня оказываются  уже несостоятельными в смысле обеспечения  развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О.Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и постсоветском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было монокультуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.

Объект исследования –  процесс обновления и развития образования.

Целью исследования курсовой работы является обоснование значимости лучше целью сделать изучение теории и практики разработки стратегии развития образования.

Основные задачи:

1. изучение сущности и специфики стратегии развития образования;

2. рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;

3. характеристика этапов разработки стратегии;

4. выявление основных препятствий при разработке стратегии;

5. анализ существующих стратегий развития на конкретных примерах.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический  анализ педагогической литературы по проблемам обновления и развития образования; изучение передового опыта.

 

Глава 1. Современная стратегия обновления и развития   образования 

1.1.Приоритеты современного  образования и стратегия его  развития

Происходящие сегодня социально-экономические, социально-политические процессы, развитие этнокультурных традиций в образовании  требуют выявления основных приоритетов, которыми будут определяться характер и содержание образования начала нового столетия. Приоритетность отдельных  проблем налицо, попробуем показать некоторые из направлений, способных  увлечь в будущее человека нового века, нового тысячелетия в русле  принятых в мире традиций развития образования. 
         Обеспечение жизни человека на планете Земля обусловливает необходимость сохранения исторической преемственности поколений, развития национальных культур в их единстве и взаимопроникновении. Результатом реализации данного приоритетного направления должно стать формирование культуры межнационального общения, которое включает в себя целые пласты духовной жизни общества, являясь сложным динамическим образованием. Среди них: прошлый опыт общения народов и обогащение его новыми традициями; новые традиции, которые сложились в последние годы; то, что перенимается в ходе общения с другими народами. В процессе формирования культуры межнационального общения подрастающих поколений необходимо выделить более рельефно негативные моменты и прежде всего национальный снобизм, который привел к межнациональным распрям. Это явление существует и в латентной форме. Оно охватывает все более широкие массы и опасно тем, что "возмутителем" спокойствия выступает интеллигенция, она поднимает проблемы автохтонности и стремится доказать вытекающие, якобы, из этого особые права на землю, на особые условия жизни. Лишь взвешенная политика региональных руководителей пока может противостоять такому явлению. Нестабильность в мире, вызванная чудовищными актами терроризма, породила у некоторых политиков стремление столкнуть мировые религии. Естественно, это находит отражение в средствах массовой информации, а через них проникает в образовательные учреждения. Экстремизм в школе - явление опасное, и долг работников образования заключается в том, чтобы вести поиск новых форм работы с детьми. Государственные же деятели и иерархи религии должны находить пути взаимопонимания. 
          На современном этапе развития нашей страны необходимо создать условия для всестороннего развития детей и молодежи, воспитания патриотов страны, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих обостренным чувством ответственности, нравственной, эстетической и экологической культурой. Думается, следует активизировать работу по формированию у подрастающих поколений нового по содержанию, но основанного на отечественных традициях гуманистического мышления и мировоззрения. Оно должно опираться на обновленное содержание общего и профессионального образования. Это даст возможность молодежи усваивать основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, вооружит ее новым знанием в бесконечно обновляющейся жизни. Необходимость обеспечения нормальной жизнедеятельности человека ставит перед обществом задачу поддержания высокой технологичности образовательного процесса на основе внедрения высокоэффективных информационных технологий, передовых достижений современной педагогической и психологической науки. На деле же сегодня зачастую между научными разработками в области педагогики и внедрением результатов исследований в практику образуется разрыв, остаются невостребованными многие продуктивные идеи и пути их внедрения в практику.           В содержании образования в последние годы происходят крупные изменения, связанные со стандартизацией. На наш взгляд, требования стандартов следует воспринимать как необходимость проводить процесс обучения и воспитания на "уровне повышенной трудности". И это должно, видимо, стать основным критерием успешности деятельности институтов образования. Иначе - неизбежны отставание, промахи и потери в подлинной образованности вступающих в жизнь молодых людей, иначе - неизбежен крах как идеалов (и традиционных, и современных) образования, так и самого образования - "прорывного элемента" прогресса цивилизации.          Представители Санкт-Петербургской научной школы (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына, Н. И. Роговцева) рассматривают образовательный стандарт, как: 1) признанную обществом норму образованности его членов; 2) обязательные требования, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство культуры; 3) эталон, с помощью которого любой человек может судить о своем развитии и качестве предоставленных ему образовательных услуг. Таким образом, стандарт определяет требования к образованности человека.                   Сегодня все педагоги много говорят о необходимости обеспечения непрерывности общего и профессионального образования под девизом "образование через всю жизнь человека". Речь идет о подготовке интеллектуальных людей и высококвалифицированных работников производства, которые способны к непрерывному профессиональному росту и мобильности в изменяющемся мире в условиях широкой информатизации общества. Модернизация сегодняшнего общего и профессионального образования как раз и имеет такие цели. Это не очередной виток в "борьбе" за совершенствование образования, а стремление сделать его современным, отвечающим вызовам нового времени, реформа его стратегических и тактических целей, содержания и формы.          Образование современно, значит, современны и члены общества. Следовательно, обновляющаяся система образования должна стать своего рода полигоном, где происходит формирование гуманной, духовно богатой и творческой личности, которая свободна в выборе способов своей деятельности, общения, своих жизненных перспектив. В процессе постоянного развития и обновления образования, движения к новому качественному состоянию происходит выявление и осмысление потребностей и культурных смыслов учебно-воспитательной деятельности, неизбежный выбор ценностей и типов образования. В связи с этим встают задачи обновления содержания и технологических подходов, всемерного культурного насыщения жизнедеятельности детей, выявления и разрешения их жизненных проблем, оказания им всесторонней и действенной помощи в школе и социуме. Таким образом, встречаются два важных пространства: первое - пространство свободного развития личности, второе - пространство ее развития, созданное всей окружающей средой.          Обращенная в будущее система образования утверждает ценностное отношение к человеку, формирует гуманные отношения между людьми, содействует укреплению духовно-нравственных основ воспитания, способствует культурной идентификации каждой развивающейся личности в процессе образования. Многие исследователи отмечают, что таким образом возникают возможности полноценного использования богатств региональных культур. На современном этапе развития системы отечественного образования акцент делается на оптимальном соотношении трех компонентов содержания образования: федерального, регионального, муниципального. Развитие региональных, муниципальных систем происходит в рамках единого общероссийского образовательного пространства, сохраняющего как общие, так и особые местные, национально-региональные черты в развитии. Здесь сегодня решаются далекие и ближние перспективы, затрагивающие общегосударственные и региональные задачи и проблемы, и они составляют основные ориентиры образовательного процесса. Подсистема муниципального образования - органичная часть общей государственной системы. Ее назначение заключается в сохранении, передаче будущим поколениям национально-культурных традиций народов, населяющих тот или иной регион, формировании ценностных ориентации и взглядов гражданина будущего. На сегодняшний день образовавшийся вакуум в сфере воспитания начинают занимать религиозные общины, зачастую экстремистского, изоляционистского толка, различные организации, порождающие межнациональную напряженность. Взгляд на современную ситуацию подтверждает слова русского философа И. А. Ильина об опасности образования без воспитания, которое создает людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых, вооружает антидуховные силы; пробуждает и поощряет в человеке "волка". Н. И. Пирогов также подчеркивал, что нет обучения без воспитания: "А так как воспитывать без образования и образовывать, не уча и просвещая, нельзя, то, стало быть, воспитывать, не уча, можно разве в таком возрасте, когда человек еще бессловесен".   Исследователи отмечают, что идеал образованности и понимание того, что такое "хорошее образование", отражает общее представление о наиболее значимых элементах культуры. Главным элементом утверждающейся в стране парадигмы образования выступает поворот к внутреннему, духовному миру и бытию человека, признание этого бытия высшей ценностью. Задача практических работников сегодня видится в учете этого феномена, в его реализации, в воспитательной работе. При этом необходимо самое пристальное внимание к внутреннему опыту учащихся. В свою очередь, это приводит к появлению особого состояния, приближающего его к идеалу образованности, декларируемому обществом.            Общество ставит перед современной школой задачу готовить интеллектуального, профессионально мобильного человека, обладающего высокой духовной культурой. Указанная задача может быть решена лишь при условии построения такой структуры общеобразовательной подготовки, которая бы смогла обеспечить широкую функциональную грамотность и профессиональную компетентность современных выпускников. Реализация данного подхода возможна через включение в содержание образования знаний по экологии, экономике, компьютерной грамотности и др., поиск и нахождение новых проблемно-методологических решений, которые можно было бы положить в основу персонализированного образовательного процесса, ориентированного на личность.           Решающую роль в переориентации образования на новые гуманистические ценности играет личность учителя (преподавателя), его профессиональная компетенция, его умение быть открытым для нового. В конечном счете от него зависит, будет ли в школе создана благоприятная демократическая атмосфера, выступит ли ученик в роли активного субъекта, осознает ли он себя в жизни полноценной личностью. Педагог, как и учащийся, реализует себя в учебно- воспитательной деятельности, его цель и задача - создание условий для подлинной самореализации детей, и в этом процессе он утверждается как профессионал, как личность. 
     Сегодня педагог находится в чрезвычайно непростой ситуации, связанной с материальными и моральными затруднениями. Образование в таких условиях может быть эффективным лишь при наличии исходного творческого потенциала, позволяющего учителю находить пути выхода из возникших в изменяющемся мире кризисных ситуаций. Потребность в развитии творческих способностей учителя вызывается следующими обстоятельствами: школе предстоит ориентироваться на воспитание у учащихся таких ценностных качеств, которые бы обеспечили им широкий выбор возможностей для жизненного продвижения; необходимостью развивать у учащихся способность адекватно и критично оценивать собственные силы, создавать условия для самореализации, ориентируясь на гуманистические ценности, путем исключения и неприятия деструктивных действий. Указанные обстоятельства ведут к изменению цели образовательного процесса в школе, которая видится как развитие у человека открытости, гибкости, критичности ума, позволяющих на достаточно высоком уровне решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся жизненные задачи. Важным в такой ситуации выступает определение конкретных целей образования. Анализ современных исследований позволяет выявить наиболее значимые из них, это: развитие проектно-ориентированного (созидательно ориентированного) интеллекта, позволяющего на основе устойчивых и значимых для обозримого будущего знаний произвести отбор, создание и эффективное использование интеллектуальной стратегии для решения проблем человека и общества; формирование готовности и способности к социальной, культурной, экологической, политической и межэтнической коммуникации позитивного, неразрушающего типа; выработка социальной ответственности личности перед собой, обществом, государством, человечеством, природой. Таким образом, постоянно изменяющаяся социальная ситуация в стране и во всем мире, наметившийся переход от техногенной к антропогенной цивилизации требует от общества нового взгляда на ряд проблем и реальностей современности. Прежде всего, требуется новый взгляд на проблему включения человека в социальную целостность, чем определяется результативность процесса модернизации системы подготовки подрастающих поколений к жизни в новых условиях.

1.2. Основные тенденции развития современного образования

          Состояние образования в современном  мире сложно и противоречиво.  С одной       стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер       человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в       основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований,       характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы      образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в       этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в       последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса       образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование       новой образовательной системы.

          Место образования в жизни  общества во многом определяется  той ролью,  которую играют  в общественном развитии знания  людей, их опыт, умения,  навыки, возможности развития профессиональных  и личностных качеств. Эта    роль стала возрастать во второй  половине 20-го века, принципиально  изменившись в его последние  десятилетия. Информационная революция  и формирование нового типа  общественного устройства - информационного  общества - выдвигают информацию  и знание на передний план  социального и  экономического  развития.  Изменения в сфере  образования неразрывно связаны  с процессами,    происходящими  в социально-политической и экономической  жизни мирового  сообщества. Именно  с этих позиций попытаемся  выделить и проанализировать    основные тенденции мирового  образования.

      Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их      практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые       позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в       структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и       экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков,       утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся       фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной       экономике.

      Новый тип  экономического развития, утверждающийся  в информационном       обществе, вызывает необходимость  для работников несколько раз  в течение       жизни  менять профессию, постоянно повышать  свою квалификацию. Сфера       образования существенно пересекается в информационном обществе с       экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность       становится важнейшей компонентой его экономического развития.  Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются       стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.      Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в       развитии большей части человечества. Переход от индустриального к       информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,

      грозит  обострить до предела одну  из сложнейших глобальных проблем       современности - проблему преодоления  отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе       создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во       взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то  возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать       человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых   стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом -  преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества   требует качественного повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на  первый план общественного развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире. Все в большей степени      образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже   вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как    образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели    поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений    и навыков.

      Функции  образования выполняют самые  различные социальные институты,  а не    только школы и  ВУЗы. Важнейшие образовательные  функции берут на себя       предприятия. Так, крупные промышленные  предприятия обязательно имеют  в       своем составе  подразделения, занимающиеся подготовкой  и переподготовкой       кадров.   Неформальное образование  имеет целью компенсировать недостатки  и       противоречия  традиционной школьной системы  и часто удовлетворяет насущные     образовательные потребности, которые  не в состоянии удовлетворить       формальное образование. Как отмечается  в докладе Юнеско "Учиться быть",       образование не должно больше  ограничиваться стенами школы.  Все       существующие  учреждения, независимо от того, предназначены они для       обучения или нет, должны использоваться  в образовательных целях.     

Информация о работе Современная стратегия обновления и развития образования