Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:41, курсовая работа
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Введение
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
1.2.Основные направления развития современного образования
Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления
2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и педагогической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: «Методология и методы психолого-педагогических исследований»
на тему: «Современная стратегия обновления и развития образования»
Казань, 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
1.2.Основные направления развития современного образования
Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления
2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Заключение
Список литературы
Введение
В последние несколько
лет в выступлениях и публикациях
российских философов, социологов, психологов
и педагогов, а также - ученых, писателей,
политиков и других представителей
отечественной интеллигенции
При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование-обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.
Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О.Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и постсоветском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было монокультуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.
Объект исследования – процесс обновления и развития образования.
Целью исследования курсовой работы является обоснование значимости лучше целью сделать изучение теории и практики разработки стратегии развития образования.
Основные задачи:
1. изучение сущности и специфики стратегии развития образования;
2. рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;
3. характеристика этапов разработки стратегии;
4. выявление основных препятствий при разработке стратегии;
5. анализ существующих стратегий развития на конкретных примерах.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблемам обновления и развития образования; изучение передового опыта.
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
Происходящие сегодня
Обеспечение
жизни человека на планете Земля обусловливает
необходимость сохранения исторической
преемственности поколений, развития
национальных культур в их единстве и
взаимопроникновении. Результатом реализации
данного приоритетного направления должно
стать формирование культуры межнационального
общения, которое включает в себя целые
пласты духовной жизни общества, являясь
сложным динамическим образованием. Среди
них: прошлый опыт общения народов и обогащение
его новыми традициями; новые традиции,
которые сложились в последние годы; то,
что перенимается в ходе общения с другими
народами. В процессе формирования культуры
межнационального общения подрастающих
поколений необходимо выделить более
рельефно негативные моменты и прежде
всего национальный снобизм, который привел
к межнациональным распрям. Это явление
существует и в латентной форме. Оно охватывает
все более широкие массы и опасно тем,
что "возмутителем" спокойствия выступает
интеллигенция, она поднимает проблемы
автохтонности и стремится доказать вытекающие,
якобы, из этого особые права на землю,
на особые условия жизни. Лишь взвешенная
политика региональных руководителей
пока может противостоять такому явлению.
Нестабильность в мире, вызванная чудовищными
актами терроризма, породила у некоторых
политиков стремление столкнуть мировые
религии. Естественно, это находит отражение
в средствах массовой информации, а через
них проникает в образовательные учреждения.
Экстремизм в школе - явление опасное,
и долг работников образования заключается
в том, чтобы вести поиск новых форм работы
с детьми. Государственные же деятели
и иерархи религии должны находить пути
взаимопонимания.
На современном
этапе развития нашей страны необходимо
создать условия для всестороннего развития
детей и молодежи, воспитания патриотов
страны, граждан правового, демократического
государства, уважающих права и свободы
личности и обладающих обостренным чувством
ответственности, нравственной, эстетической
и экологической культурой. Думается,
следует активизировать работу по формированию
у подрастающих поколений нового по содержанию,
но основанного на отечественных традициях
гуманистического мышления и мировоззрения.
Оно должно опираться на обновленное содержание
общего и профессионального образования.
Это даст возможность молодежи усваивать
основные, базовые понятия и положения
науки, культуры, экономики и технологии,
вооружит ее новым знанием в бесконечно
обновляющейся жизни. Необходимость обеспечения
нормальной жизнедеятельности человека
ставит перед обществом задачу поддержания
высокой технологичности образовательного
процесса на основе внедрения высокоэффективных
информационных технологий, передовых
достижений современной педагогической
и психологической науки. На деле же сегодня
зачастую между научными разработками
в области педагогики и внедрением результатов
исследований в практику образуется разрыв,
остаются невостребованными многие продуктивные
идеи и пути их внедрения в практику. В
содержании образования в последние годы
происходят крупные изменения, связанные
со стандартизацией. На наш взгляд, требования
стандартов следует воспринимать как
необходимость проводить процесс обучения
и воспитания на "уровне повышенной
трудности". И это должно, видимо, стать
основным критерием успешности деятельности
институтов образования. Иначе - неизбежны
отставание, промахи и потери в подлинной
образованности вступающих в жизнь молодых
людей, иначе - неизбежен крах как идеалов
(и традиционных, и современных) образования,
так и самого образования - "прорывного
элемента" прогресса цивилизации.
Сегодня педагог находится
в чрезвычайно непростой ситуации, связанной
с материальными и моральными затруднениями.
Образование в таких условиях может быть
эффективным лишь при наличии исходного
творческого потенциала, позволяющего
учителю находить пути выхода из возникших
в изменяющемся мире кризисных ситуаций.
Потребность в развитии творческих способностей
учителя вызывается следующими обстоятельствами:
школе предстоит ориентироваться на воспитание
у учащихся таких ценностных качеств,
которые бы обеспечили им широкий выбор
возможностей для жизненного продвижения;
необходимостью развивать у учащихся
способность адекватно и критично оценивать
собственные силы, создавать условия для
самореализации, ориентируясь на гуманистические
ценности, путем исключения и неприятия
деструктивных действий. Указанные обстоятельства
ведут к изменению цели образовательного
процесса в школе, которая видится как
развитие у человека открытости, гибкости,
критичности ума, позволяющих на достаточно
высоком уровне решать постоянно возникающие
и постоянно изменяющиеся жизненные задачи.
Важным в такой ситуации выступает определение
конкретных целей образования. Анализ
современных исследований позволяет выявить
наиболее значимые из них, это: развитие
проектно-ориентированного (созидательно
ориентированного) интеллекта, позволяющего
на основе устойчивых и значимых для обозримого
будущего знаний произвести отбор, создание
и эффективное использование интеллектуальной
стратегии для решения проблем человека
и общества; формирование готовности и
способности к социальной, культурной,
экологической, политической и межэтнической
коммуникации позитивного, неразрушающего
типа; выработка социальной ответственности
личности перед собой, обществом, государством,
человечеством, природой. Таким образом,
постоянно изменяющаяся социальная ситуация
в стране и во всем мире, наметившийся
переход от техногенной к антропогенной
цивилизации требует от общества нового
взгляда на ряд проблем и реальностей
современности. Прежде всего, требуется
новый взгляд на проблему включения человека
в социальную целостность, чем определяется
результативность процесса модернизации
системы подготовки подрастающих поколений
к жизни в новых условиях.
1.2. Основные тенденции развития современного образования
Состояние образования в
Место образования в жизни
общества во многом
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Новый тип
экономического развития, утверждающийся
в информационном
обществе, вызывает необходимость
для работников несколько раз
в течение жизни
менять профессию, постоянно
грозит
обострить до предела одну
из сложнейших глобальных
Функции
образования выполняют самые
различные социальные
Информация о работе Современная стратегия обновления и развития образования