Совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель – определение сущности совершенствования монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ, специфики их использования на среднем этапе обучения английскому языку.
Объект исследования - монологическая речь.
Предметом исследования являются аутентичные тексты.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Монологическая речь как объект исследования....................................5
Монологическая речь........................................................................................5
Виды монологической речи.............................................................................7
Методика работы с монологической речью...................................................8
Глава 2. Аутентичные тексты как предмет исследования.................................11
Аутентичные тексты.......................................................................................11
Классификация аутентичных текстов...........................................................13
Методика работы с аутентичными текстами................................................16
Анализ УМК для 8 класса СОШ....................................................................18
Глава 3. Психологические особенности детей 8 класса СОШ (14 – 15 лет)....20
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

  Работа  после прочтения текста чаще всего  проходит в виде обобщающей дискуссии, направляемой преподавателем с помощью  специальных вопросов, которые помогают подтвердить или скорректировать  первоначальные гипотезы по проблеме, дать оценку тексту, ответить на оставшиеся открытые вопросы.

 

    1. Анализ УМК для 8 класса СОШ

  Анализ  УМК "Happy English 2" В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, с целью определения особенностей используемых аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с  ними при обучении монологической речи на среднем этапе.

  В качестве иллюстрации методики работы с аутентичным  материалом на среднем этапе обучения, мы предлагаем следующий комплекс упражнений, разработанный на основе текста "Giants In Danger"

  Выбор данного  текста обусловлен тем, что он является подлинно аутентичным материалом (authentic, unscripted recording) и посвящен актуальной проблеме экологии, так что предполагается, что тема заинтересует учащихся. Данный текст включен в раздел Unit 5, с целью проверки навыков чтения по теме "How Do You Treat the Earth?"

  Предполагается, что учащиеся уже знакомы с  основной лексикой по этой теме (в УМК  работа с этим материалом предваряется текстами для чтения и прослушивания, также посвященном проблемам экологии). При работе с этим материалом мы предлагаем использование следующей методики:

  I. Предтекстовый  этап. Цель данного этапа заключается  в создании ситуации и мотива  общения, в формулировке коммуникативной  задачи, а также в преодолении  трудностей восприятия и понимания  сообщения путем использования различных опор и прочих факторов, облегчающих восприятие.

  II. Текстовой  этап. Второй этап посвящается  чтению и пониманию текста  и извлечению нужной информации. Следует отметить, что в естественных  условиях понимание смысла не  является целью акта общения. Это результат, а также необходимое условие осуществления коммуникативной цели читающего, например, получить определенную практическую информацию, узнать мнение собеседника по конкретному вопросу, получить разрешение на что-либо, узнать что-то важное и интересное. Поэтому читающий должен произвести селекцию содержания: определить новую информацию опираясь на уже известную, а в новой информации выделить то, что соответствует его коммуникативной цели. Эта деятельность направляется предтекстовыми заданиями. После прочтения текста учащиеся выполняют задание "Choose the correct answer".

  III. Послетекстовый  этап. Третий этап служит для  контроля понимания смысла текста, то есть осуществления коммуникативного  намерения и достижения коммуникативной  цели чтения (получил / не получил нужные сведения, узнал / не узнал что-то важное, заинтересовался / не заинтересовался содержанием и пр.), а также эффективности акта общения. Проверка задания "Choose the correct answer", затем учащимся предлагается ответить на предтекстовые вопросы.

  Такой метод  проверки у учащихся данного этапа  обучения является нам возможным  и действительным, так как именно таким способом удалось вывести  учеников на беседу в форме монолога, что само по себе уже является достижением цели урока. С другой стороны, этот метод являет собой сжатый, но никак не ущемленный от этого образец рационального использования времени на уроке. В качестве домашнего задания ученикам было предложено составить план их собственной будущей деятельности по охране окружающей среды, что вполне соответствовало воспитательной цели урока.

  Конечно, возможно и дальнейшее изучение этой проблемы, с последующими наработками  и замечаниями, но нам бы хотелось отметить тот факт, что данная методика имела место в обыкновенной сельской школе, где иностранный язык стоит далеко не на первом месте в учебе.

  Вывод: При  использовании аутентичных текстов  совершенствование умений монологической речи будет осуществляться более  успешно.

 

Глава 3

Психологические особенности детей 8 класса СОШ (14 – 15 лет) 

  Школьный  онтогенез охватывает следующие  возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11-13 лет; старший подростковый – 14-15 лет; юношеский возраст – 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется  своими особенностями.

  Одним из самых сложных периодов школьного  онтогенеза  является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом  от детства к юности, от незрелости к зрелости.

  Подростковый  возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

  Центральным фактором физического развития в  подростковом возрасте является половое  созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

  Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых  центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение  нового уровня самосознания.

  Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

  Интенсивно  формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться  в своем поведении. Зачастую у  подростков формируется система  своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

  Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к  себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

  Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым  условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству.

  В возрасте 12 – 17 лет особенно остро  проявляются, акцентируются некоторые  свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность  психических травм  и отклонений от норм поведения.

  Кризис  подросткового возраста протекает  значительно, если у школьника в  этот период возникают относительные  постоянные личностные интересы, такие  как познавательные, эстетические интересы и пр. наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.

  Переходный  критический период завершается  возникновением особого личностного  образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется  осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту резко меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности. По существу речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается  в существовании у человека некоторого «замысла», плана жизни.

  Для внутренней позиции старшего школьника  характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего профессиональное.

  В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или  профиль обучения в 13 – 14 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.

  Вывод: У детей в 8 классе происходит трудный  процесс психологического становления  личности. Формируется система норм, нравственные понятия, убеждения, принципы, мировоззрение. Ребенок стремится к независимости и самостоятельности. Также у ребенка протекает процесс физического созревания организма. Часто эти процессы протекают не согласовано, что приводит к агрессии и неустойчивости к внешним раздражителям.

 

Заключение 

  Целью данной курсовой работы являлось: определение  сущности совершенствования умений монологической речи на основе аутентичных  текстов в 8 классе СОШ, специфики  их использования на среднем этапе  обучения английскому языку.

  Для наилучшего понимания процесса совершенствования умений монологической речи в 8 классе СОШ была определена возрастная специфика его проявления. Исследования показывают, что в подростковом возрасте (14 – 15 лет) наблюдается достаточный запас знаний по основным языковым аспектам и применение аутентичных текстов более целесообразно так как иностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средство получения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.

  Для более  адекватного определения уровня сформированности изучаемого явления процесса совершенствования умений монологической речи в 8 классе СОШ, были выделены следующие показатели:

  1. Формирование умение монологической речи – приоритетное направление школы а обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли;
  2. Теоретические основы и методические приемы по формированию умений монологической речи достаточно разработаны в научной и методической литературе;
  3. Несмотря на оживление работы по формированию умений монологической речи, ее уровень в школах остается достаточно низким;
  4. Для систематизации работы по формированию монологического высказывания необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения;
  5. Целенаправленная и систематическая работа по формированию умений монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать га данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.

  В результате проведенного исследования обнаружено, что совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных текстов – это тексты, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрируют случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.

  Также, мы пришли к выводу, что для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию умений монологической речи.

 

Список  использованной литературы 

    1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Информация о работе Совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ