Совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель – определение сущности совершенствования монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ, специфики их использования на среднем этапе обучения английскому языку.
Объект исследования - монологическая речь.
Предметом исследования являются аутентичные тексты.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Монологическая речь как объект исследования....................................5
Монологическая речь........................................................................................5
Виды монологической речи.............................................................................7
Методика работы с монологической речью...................................................8
Глава 2. Аутентичные тексты как предмет исследования.................................11
Аутентичные тексты.......................................................................................11
Классификация аутентичных текстов...........................................................13
Методика работы с аутентичными текстами................................................16
Анализ УМК для 8 класса СОШ....................................................................18
Глава 3. Психологические особенности детей 8 класса СОШ (14 – 15 лет)....20
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

ГОУ СПО  «Пермский педагогический колледж  № 1» 

Кафедра иностранных языков 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных  текстов в 8 классе СОШ 
 
 
 
 

Базеева Анна Сергеевна

Специальность 050303 –

Иностранный язык

Курс  II, группа 21

Форма обучения: очная

Руководитель:

Баланда Татьяна Александровна 
 
 

Пермь, 2009

 

Оглавление

Стр.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Монологическая речь как объект исследования....................................5

    1. Монологическая речь........................................................................................5
    2. Виды монологической речи.............................................................................7
    3. Методика работы с монологической речью...................................................8

Глава 2. Аутентичные  тексты как предмет исследования.................................11

    1. Аутентичные тексты.......................................................................................11
    2. Классификация аутентичных текстов...........................................................13
    3. Методика работы с аутентичными текстами................................................16
    4. Анализ УМК для 8 класса СОШ....................................................................18

Глава 3. Психологические  особенности детей 8 класса СОШ (14 – 15 лет)....20

Заключение.............................................................................................................23

Список использованной литературы...................................................................25

Приложение

 

Введение 
 

  За последние  годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Однако обретенная свобода накладывает обязательства по глубокому знанию теории обучения иностранному языку, истории становления и развития методов обучения, гибкому владению методическим арсеналом приемов, методов, форм и средств обучения в зависимости от изучаемого материала, особенностей ученического коллектива и используемого пособия.

  Исходя  из вышеизложенного и принимая во внимание тот факт, что иностранный язык играет все более важную роль в жизни каждого человека, можно утверждать, что тема «Совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ» является актуальной. Поэтому поиск оптимальных методических приемов по совершенствованию умений монологической речи через аутентичные тексты выступает в качестве основной проблемы и задачи преподавателя английского языка современной школы.

  Цель – определение сущности совершенствования монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ, специфики их использования на среднем этапе обучения английскому языку.

  Объект исследования - монологическая речь.

  Предметом исследования являются аутентичные тексты.

  Цель, объект и предмет нашего исследования определили постановку следующих задач:

  1. Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранным языкам исследования по данной  проблеме и раскрыть основные понятия;
  2. Проанализировать методическую литературу по проблеме (в том числе УМК);
  3. Рассмотреть классификацию аутентичных материалов и изучить их функциональность в обучении английскому языку;
  4. Выявить трудности использования монологической речи при обучении английскому языку;
  5. Выявить критерии отбора аутентичных материалов при обучении английскому языку.

  Контингент – учащиеся 8 класса СОШ.

  Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую  гипотезу: совершенствование монологической речи будет успешно осуществляться, если:

  В процессе обучения  будут использоваться аутентичные тексты.

  В ходе работы используются следующие методы исследования:

  • Критический анализ научной и методической литературы по проблеме;
  • Изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;
  • Наблюдение за контролирующей деятельностью учителя и студентов во время педагогической практики;
  • Экспериментальная проверка составных речевых заданий.

  Теоретической основой настоящей работы являются методологические исследования по данной проблеме ученых – методистов, как отечественных, так и зарубежных: Носович Е. В., Мильруд Р. П., Воронина Г. И., Елухина Н. В., Рогова Г. В., Harmer J., Breen M. P., Lier L., Wilkins D. A. И многие другие. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, приложения.

 

Глава 1

Монологическая  речь как объект исследования 

1.1 Монологическая речь

  Монологическая  речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или  менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и  т. д. Одной из задач, которую выдвигает  программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятенльно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что–то слушающим на иностранном языке. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная  (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности  тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение  к действию или предотвращение  действия);

- эмоционально-оценочная.

  Для средней  школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных  выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и  особые психологические стимулы. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли. С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, в отличие от эллиптичности предложений в диалогической речи и, как правило, развернутым изложением мыслей.  

 

      1.2 Виды монологической речи

  Выделяются  следующие виды монологической речи:

        1. описание - изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения;
        2. повествование - изображение предмета речи в изменении как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения;
        3. рассуждение - обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

  Все эти  высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимися, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (how long, often, constantly), причинно -  следственными (that is why, because), наречиями, выражающими последовательность (second, the next, last),  а также комбинированием известных учащимся речевых образцов соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

  Разделение  высказываний на диалогические и  монологические условно, потому что  монолог является частью диалога - любое  общение возможно как обмен высказываниями: диалог. С другой стороны, основой  диалогической речи является монолог, так как правильное построение монологического высказывания предполагает ответ или воспроизведение.

 

   1.3 Методика работы  с монологической  речью

  Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и  очень краткое логически построенное  высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному. Объем высказывания – не менее 15 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

  1. вид монолога (повествование, описание, рассуждение);
  2. связность и логичность изложения мысли и структурно – композиционная завершенность высказывания;
  3. объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложения;
  4. степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества);
  5. лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность.

  Методически важными являются, во – первых, характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи, и цель высказывания, во – вторых. Такими опорами могу быть:

  1. наглядность;
  2. текст;
  3. ситуация;
  4. тема (фрагмент темы), проблема.

  Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется; на среднем этапе он может быть следующим:

  1. ситуация;
  2. наглядность;
  3. текст;
  4. тема;

  На старшем  этапе:

Информация о работе Совершенствование умений монологической речи на основе аутентичных текстов в 8 классе СОШ