Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования содержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания общего среднего образования.
Так же в данной работе будут изложены теоретические основы формирования общего образования и проведен сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Понятие и сущность содержания образования
1.1 Понятие содержания образования ………………………………………....5
1.3 Сущность содержания образования и его исторический характер………6
1.4Требования к содержанию образования…………………………………....8
2.Сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования ………….12
3.Современные модели концепции содержания образования……………………18
3.1.Примерный базисный план обучения современных общеобразовательных школ………………………………………20
Глава II
Основные подходы к формированию содержания общего среднего образования
1. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............27
2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования………………..............29
5.Заключение…………………………………………………………………....30
6.Список литературы…………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

содержание образования.docx

— 78.19 Кб (Скачать)

Учебная программа - нормативный докуменm, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы могут  быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-        региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Исторически в построении учебных программ сложилось два  способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» - в V и Х классах.

При линейном способе развертывания  содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания  содержания образования взаимно дополняют друг друга.

Общая структура учебной  программы содержит в основном три  элемента. Первый - объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй - собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий - некоторые методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной  литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной  литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует  учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие  от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение  основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, не только касающиеся построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы  и логику развития личности. Хороший  учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории, сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Личность находится в  центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Современное образование, рассматриваемое  как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить личностно-деятельностный подход.

Психологическая служба является органическим компонентом современной  системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально  полное использование в обучении и воспитании детей, их интеллектуального  и личностного потенциала, имеющихся  у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Педагогическая служба призвана также обеспечить своевременное  выявление резервов педагогического  развития детей, их реализация в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического педагога сводится к  тому, чтобы вовремя выявить и  устранить возможные причины  задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная  задача, связана с ускорением педагогического  развития ребенка, трансформируется в  проблему: обеспечение раннего выявления  задатков и их превращения в высокоразвитые способности.

Еще одна сложная задача в психологической службе в системе  образования состоит в том, чтобы  постоянно, в течение всего детства  держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с  целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость  построения этих педагогических процессов  в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы педагога здесь сводится к тому, чтобы с позиции этой науки оценить содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждения, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста. Таким образом, образование как объединение обучения и воспитания является средством развития личности и формирования ее базовой культуры на различных возрастных уровнях.

 

 

Список литературы

 

1. Педагогика ( под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическое агентство, 1996.

2. Дидактика средней школы  ( п од ред. М.Н. Скаткина). М., 1982.

3. Леднев В.С. Содержание  образования. М., 1989.

4. Теоретические основы  содержания общего среднего образования

( под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера). М., 1983.

5. Куписевич. Основы общей  дидактики. М., 1986.

6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, М.,1984.

        7.В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.И.Шиянов ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

      8. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.

      9. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н /Д.: Феникс.

 


Информация о работе Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры