Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:02, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования содержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания общего среднего образования.
Так же в данной работе будут изложены теоретические основы формирования общего образования и проведен сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Понятие и сущность содержания образования
1.1 Понятие содержания образования ………………………………………....5
1.3 Сущность содержания образования и его исторический характер………6
1.4Требования к содержанию образования…………………………………....8
2.Сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования ………….12
3.Современные модели концепции содержания образования……………………18
3.1.Примерный базисный план обучения современных общеобразовательных школ………………………………………20
Глава II
Основные подходы к формированию содержания общего среднего образования
1. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............27
2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования………………..............29
5.Заключение…………………………………………………………………....30
6.Список литературы…………………………………………………………...35
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава I
1.Понятие и сущность содержания образования
1.1 Понятие содержания
образования ………………………………………...
1.3 Сущность содержания образования и его исторический характер………6
1.4Требования к содержанию образования…………………………………....8
2.Сравнительный анализ отечественных концепций содержания
образования …………………………………………………………………….12
3.Современные модели концепции содержания образования……………………18
3.1.Примерный базисный план обучения
современных общеобразовательных школ……………………………………………………………………
Глава II
Основные подходы к формированию содержания общего среднего образования
1. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............27
2.
Нормативные документы, регламентирующие
содержание общего среднего образования…………………………………………………
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………
Введение
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.
Для того чтобы обучение
и воспитание детей велось с учетом
имеющихся научно-
В современном обществе система образования представляет собой довольно сложную многоступенчатую, иерархически построенную структуру.
Для
того чтобы обучение и воспитание
детей велось с учетом имеющихся
научно-психологических знаний, в
системе образования создается
и функционирует
Объектом исследования данной курсовой работы является целостный педагогический процесс.
Предметом исследования работы является содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры.
Цель данной работы рассмотреть содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования содержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания общего среднего образования.
Так же в данной работе будут изложены теоретические основы формирования общего образования и проведен сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования.
ования.
В
современном обществе система образования
представляет собой довольно сложную
многоступенчатую, иерархически построенную
структуру. На всех уровнях работники
образования, кроме своих прямых
задач по обучению и воспитанию,
решают и управленческие задачи по
руководству педагогическими
Без сомнения изучение специфики образования и психологии как механизма развития человека имеет практическое значение.
Место психологии в системе образования с каждым годом занимает все больше значимое место. Кроме штатных психологов в образовательных учреждениях, появляются специальные психологические службы, которые призваны держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания.
1.Понятие содержания образования
В дидактике существуют различные трактовки понятия «содержание образования». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания оказываются знания, заслоняя самого человека.
Содержание образования – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов); система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта (В.В. Воронов).
Содержание образования – это некоторая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности», – так трактуется содержание образования в «Педагогическом энциклопедическом словаре» (Б.М. Бим-Бад). В данном определении прослеживается личностно ориентированный подход к содержанию образования.
Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду (Ю.К. Бабанский). В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.
Содержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность (В.С. Леднев).
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).
1.2. Сущность содержания образования и его исторический характер
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, - важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-
Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
2. Требования к содержанию образования
Образование обеспечивает в
конечном счете определенный уровень
развития познавательных потребностей
и способностей человека, определенный
уровень знаний, умений, навыков, его
подготовки к тому или иному виду
практической деятельности. Различают
общее и специальное
«1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
– на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;
– на развитие гражданского общества;
– на укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
– интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
– формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– воспроизведение и развитие
кадрового потенциала общества»
Конкретное содержание образования зависит,
прежде всего, от контингента учащихся:
младшие школьники или старшеклассники,
дошкольники или студенты. Цели, а потом
и содержание образования в каждом случае
специфичны. И если контингент уже известен,
то уже в зависимости от цели определяется
конкретное содержание образования и
обучения. Возьмем такой пример. Учащиеся
обычной общеобразовательной школы изучают
иностранный язык, имея цель научиться
читать и переводить со словарем иностранный
текст. В другой, специализированной школе,
цель уже иная: научить свободно общаться
на иностранном языке. Естественно, в этих
школах обучение одному и тому же учебному
предмету имеет неодинаковое содержание,
так как цель обучения изначально разная.
Из содержания образования вытекает содержание
обучения. Содержание образования, по
нашему мнению, имеет разные функции для
ученика и для преподавателя. Для учащихся
оно выполняет информационно-коммуникативную
функцию. Это значит, что именно из содержания
образования и обучения они черпают новую
информацию о явлениях и предметах окружающего
мира, о развитии материального и идеального
мира, принципах, понятиях и законах науки
и т.д. В процессе усвоения и освоения содержания
образования учащиеся овладевают формами
и способами взаимодействия, способами
общения и коммуникативной культурой.
Для преподавателя характерна предметно-инструментарная
функция содержания образования. Для него
содержание — это средство прежде всего
умственного воспитания и развития учащихся,
формирования у них ценностного отношения
к миру, выработки интеллектуальных и
практических навыков, управления познавательной
деятельностью учащихся. Посредством
содержания (т.е. “инструмента”) преподаватель
приводит в систему предыдущие знания
учащихся, из хаотического нагромождения
слепков, копий и фрагментов познаваемого
мира он организует систему о нем.