Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования содержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания общего среднего образования.
Так же в данной работе будут изложены теоретические основы формирования общего образования и проведен сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Понятие и сущность содержания образования
1.1 Понятие содержания образования ………………………………………....5
1.3 Сущность содержания образования и его исторический характер………6
1.4Требования к содержанию образования…………………………………....8
2.Сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования ………….12
3.Современные модели концепции содержания образования……………………18
3.1.Примерный базисный план обучения современных общеобразовательных школ………………………………………20
Глава II
Основные подходы к формированию содержания общего среднего образования
1. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............27
2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования………………..............29
5.Заключение…………………………………………………………………....30
6.Список литературы…………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

содержание образования.docx

— 78.19 Кб (Скачать)

В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший  за собой продвижение в понимании  всего комплекса вопросов, связанных  с образованием, его роли в социуме. То, что называют личностно-ориентированным  образованием человека, выступает как  часть глобального социального  процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и  образования человека, другим, который  называют конструктивно-деятелъностным.

Признаки  проявления этого процесса глубоки  и разнообразны. Они, прежде всего, предполагают отказ от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися, ориентацию на их развитие и воспитание. Конструктивно-деятельностное понимание  сущности образования стало основой  построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления. В этой концепции содержание образования  рассматривается как педагогически  адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) мировой культуре.

В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта  осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Тем самым содержание образования  существенно шире основ наук и  нацелено на формирование личности освоившей  социальный опыт человечества в его  структурной полноте.

Усвоение  социального опыта в его цельности  позволит школьнику не только успешно  функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать  самостоятельно, не просто «вписываться»  в социальную систему, а изменять ее.

Как можно видеть, данная концепция не сводит содержание образования к  науке. А учебные предметы (физика, химия, литература, иностранные языки  и др.) не могут представлять собой  простую проекцию науки на школу  и быть уменьшенными копиями той  или иной научной дисциплины. На первое место здесь выходит всестороннее развитие ученика, а уже потом - усвоение знаний, умений и навыков.

    3.1.Базисный план содержания образования.

Примерный учебный план определяет:  

  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;
  • перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);
  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.
  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и  внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы  начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Структура обязательных предметных областей, 
реализуемых Учебным планом образовательного учреждения

№ п/п

Предметные области

Предметы

обязательная (инвариантная)  часть

часть, формируемая участниками  образовательного процесса использованием УМК «Перспектива»;

1

Филология

- обучение грамоте 
- русский язык 
- литературное чтение 
- иностранный язык

- риторика; 
- чтение и работа с информацией;

2

Математика 

- математика 

- Математика и информатика; 
- основы  логики и  комбинаторики; 
- Мир деятельности; 
- Математика и конструирование;

3

Обществознание  и 
естествознание

- окружающий мир

- ОБЖ; 
- Мир вокруг нас; 
- чтение и работа с информацией

4

Основы 
духовно- 
нравственной 
культуры 
народов России

- основы духовно- 
нравственной 
культуры народов России

- мировая художественная  культура

5

Искусство

- изобразительное искусство 
- музыка

- Мировая художественная  культура; 
- чтение и работа с информацией

6

Технология

- технология

- проектная деятельность

7

Физическая 
Культура

- физическая культура

 

При определении структуры  примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании  младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и  пр.).

Количество учебных занятий  за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся примерный  учебный план (часть, формируемая  участниками образовательного процесса) предусматривает время:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;
  • на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных  обязательных учебных предметов  и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, должно проводиться в пределах максимально  допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями). 
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также  внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня,  организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.  
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Данные  занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается  при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Далее представлен вариант  учебного плана для общеобразовательных  учреждений, в которых обучение ведется  на русском языке, реализующих ОП «Перспектива».

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная  неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При  этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать  максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время  Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и  нормативами  (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические  требования  к условиям  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях”,  зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря

2002 г., регистрационный номер  3997. Продолжительность учебного  года на ступени начального  общего образования, продолжительность  каникул и продолжительность  урока устанавливается образовательным  учреждением также в соответствии  действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и  нормативами. 

Базисный учебный  план образовательного учреждения,  
реализуемого  УМК «Школа России»

(в программах ОУ пишется  просто «учебный план». Базисный  план – это основание для  составление учебного  плана ОУ)

Базисный образовательный  план общеобразовательных учреждений РФ

Начальное общее образование

 

Вариант № 2

Учебные предметы

Количество часов  в неделю

Всего

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

 

2

2

2

6

Математика 

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Духовная культура народов  России

-

-

-

0/1

0,5

Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

22

22

22,5

86,5

Вариативная часть

         

Школьный  компонент (6-дневная неделя)

-

3

3

2,5

8,5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

20

25

25

25

95

Школьный  компонент (5-дневная неделя)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

20

22

22

22,5

86,5

Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

10

10

10

10

40

Всего к оплате (5-дневная  учебная неделя)

30

32

32

32

126

Всего к оплате (6-дневная  учебная неделя)

30

35

35

35

135


БУП (базисный учебный  план) состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.   
Инвариантная часть содержит следующие предметы БУП:

  • русский язык,
  • литературное чтение,
  • иностранный язык,
  • математика,
  • окружающий мир,
  • духовно-нравственная  культура народов России,
  • искусство,
  • технология,
  • физкультура. 

Примечание.

В случае, если образовательное  учреждение не имеет возможности  обучения иностранному языку со  второго класса, эти часы можно распределить на русский язык и математику по 1 часу соответственно. В соответствии с возможностями и условиями ОУ могут быть представлены и другие варианты.

Перечень учебников  и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных  учреждений, работающих по основной образовательной  программе «Школа России»

  1. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  2. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. и др.
  3. Завершенная предметная линия учебников «Математика» авт. Моро М.И. и др.
  4. Завершенная предметная линия учебников «Информатика» авт. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.  
  5. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А.
  6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Роговцева Н.И. и др.
  7. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Критская Е.Д. и др.
  8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Неменского Б.М. 
  9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Лях В.И.
  10. Завершенная предметная линия учебников «Духовно-нравственная  культура народов  России»
  11. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» авт. Кузовлев В.П. и др.
  12. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» 
    (расширенное содержание обучения иностранному языку) авт. Верещагина  И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.
  13. Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» авт. Бим И.Л. и др.
  14. Завершенная предметная линия учебников «Французский язык» авт. Кулигина А.С. и др.
  15. Завершенная предметная линия учебников «Испанский язык» авт. Воинова А.А. и др.

2. Часть учебного  плана, формируемая участниками  образовательного процесса.

Перечень возможных  направлений внеурочной деятельности  с использованием УМК «Школа России» 
(и как дополнение - УМК «Перспектива»)

Математика

  • Волкова С.И., Пчелкина О.Л.  Математика и конструирование (1-4 классы).
  • Моро М.И., Волкова С.И.  Для тех, кто любит математику (1-4 классы).
  • Петерсон Л.Г. Мир деятельности.
  • Останина Е.Е.Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей.
  • Калинина М.И., Бельтюкова Г.В., Ивашова О.А и др. Открываю математику: Учебное пособие для 4 класса.

 

 Информатика

  • А.Л. Семенов, М.И. Посицельская. Математика и  информатика.

Риторика 

  • Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.  «Волшебная сила слова». 

Проектная деятельность*

  • на основе учебников «Технология». 1- 4 кл. (Н.И. Роговцева и др.);
  • на основе учебников «Литературное чтение» 1- 4 кл. (Л.Ф. Климанова и др.);
  • на основе учебников «Русский язык» 1- 4 кл. (В.П. Канакина)
  • на основе учебников «Математика» 1- 4 кл.  (Моро М.И и др.)
  • на основе учебников «Окружающий мир» 1- 4 кл.  (Плешаков А.А..)

Мировая художественная культура

  • на основе учебников «Изобразительное искусство» (Б.Я. Неменский и др.);
  • на основе учебных пособий по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Театр

  • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.; УМК «Перспектива»)

Чтение и работа с информацией

  • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);
  • на основе учебников «Окружающий мир» (А.А. Плешаков  и др.; УМК «Перспектива»);
  • на основе учебников по иностранному языку (Быкова Н.И. и др. «Английский язык»; Бим И.Л. и др.  «Немецкий язык»; Кулигина А.С. и др. «Французский язык»;    Воинова А.А. и др . «Испанский язык»)  
  • на основе учебников «Технология» (Н.И. Роговцева и др.);

Информация о работе Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры