Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:02, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования содержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания общего среднего образования.
Так же в данной работе будут изложены теоретические основы формирования общего образования и проведен сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Понятие и сущность содержания образования
1.1 Понятие содержания образования ………………………………………....5
1.3 Сущность содержания образования и его исторический характер………6
1.4Требования к содержанию образования…………………………………....8
2.Сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования ………….12
3.Современные модели концепции содержания образования……………………18
3.1.Примерный базисный план обучения современных общеобразовательных школ………………………………………20
Глава II
Основные подходы к формированию содержания общего среднего образования
1. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............27
2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования………………..............29
5.Заключение…………………………………………………………………....30
6.Список литературы…………………………………………………………...35
В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме. То, что называют личностно-ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно-деятелъностным.
Признаки
проявления этого процесса глубоки
и разнообразны. Они, прежде всего, предполагают
отказ от жестких авторитарных схем,
связанных с манипулированием учащимися,
ориентацию на их развитие и воспитание.
Конструктивно-деятельностное понимание
сущности образования стало основой
построения концепции его содержания,
в наибольшей степени соответствующего
установкам гуманистического мышления.
В этой концепции содержание образования
рассматривается как
В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Тем самым содержание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте.
Усвоение
социального опыта в его
Как
можно видеть, данная концепция не
сводит содержание образования к
науке. А учебные предметы (физика,
химия, литература, иностранные языки
и др.) не могут представлять собой
простую проекцию науки на школу
и быть уменьшенными копиями той
или иной научной дисциплины. На
первое место здесь выходит
3.1.Базисный план содержания образования.
Примерный учебный план определяет:
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Структура обязательных
предметных областей,
реализуемых Учебным планом образовательного
учреждения
№ п/п |
Предметные области |
Предметы | |
обязательная (инвариантная) часть |
часть, формируемая участниками образовательного процесса использованием УМК «Перспектива»; | ||
1 |
Филология |
- обучение грамоте |
- риторика; |
2 |
Математика |
- математика |
- Математика и информатика; |
3 |
Обществознание
и |
- окружающий мир |
- ОБЖ; |
4 |
Основы |
- основы духовно- |
- мировая художественная культура |
5 |
Искусство |
- изобразительное искусство |
- Мировая художественная
культура; |
6 |
Технология |
- технология |
- проектная деятельность |
7 |
Физическая |
- физическая культура |
При определении структуры примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и пр.).
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
В целях обеспечения
Увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных
обязательных учебных предметов
и на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, должно
проводиться в пределах максимально
допустимой нагрузки учащихся (в соответствии
с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса, включает в себя также внеурочную
деятельность.
Внеурочная деятельность,
осуществляемая во второй половине дня,
организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное) в таких формах
как проектная и исследовательская деятельность,
компьютерные занятия, экскурсии, кружки,
школьные научные общества, олимпиады,
интеллектуальные марафоны, общественно
полезные практики, секции, соревнования
и т. д.
Время, отводимое на внеурочную деятельность,
составляет до 1350 часов. Данные занятия
проводятся по выбору обучающихся и их
семей.
Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не включается в расчёт
допустимой (максимальной) обязательной
нагрузки учащихся, но учитывается
при определении объемов
Далее представлен вариант учебного плана для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, реализующих ОП «Перспектива».
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря
2002 г., регистрационный номер
3997. Продолжительность учебного
года на ступени начального
общего образования,
Базисный учебный
план образовательного учреждения,
реализуемого УМК
«Школа России»
(в программах ОУ пишется
просто «учебный план».
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ | |||||
Начальное общее образование | |||||
Вариант № 2 | |||||
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего | |||
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Иностранный язык |
2 |
2 |
2 |
6 | |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Духовная культура народов России |
- |
- |
- |
0/1 |
0,5 |
Искусство (музыка, ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22,5 |
86,5 |
Вариативная часть |
|||||
Школьный компонент (6-дневная неделя) |
- |
3 |
3 |
2,5 |
8,5 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Школьный компонент (5-дневная неделя) |
- |
- |
- |
- |
- |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе |
20 |
22 |
22 |
22,5 |
86,5 |
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.)* |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к оплате (5-дневная учебная неделя) |
30 |
32 |
32 |
32 |
126 |
Всего к оплате (6-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
БУП (базисный учебный план)
состоит из двух частей: инвариантной
и вариативной.
Инвариантная часть содержит следующие
предметы БУП:
Примечание.
В случае, если образовательное учреждение не имеет возможности обучения иностранному языку со второго класса, эти часы можно распределить на русский язык и математику по 1 часу соответственно. В соответствии с возможностями и условиями ОУ могут быть представлены и другие варианты.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России»
2. Часть учебного
плана, формируемая
Перечень возможных
направлений внеурочной деятельности
с использованием УМК «Школа России»
(и как дополнение - УМК «Перспектива»)
Математика
Информатика
Риторика
Проектная деятельность*
Мировая художественная культура
Театр
Чтение и работа с информацией