Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 14:12, контрольная работа
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации младших школьников с задержкой психического развития; отобрать формы социализации младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
1.на основании теоретического анализа психологической, педагогической, социально-педагогической и методической литературы выделить ключевые понятия и определить их сущность;
2.раскрыть сущность социализации младших школьников с задержкой психического развития;
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы социально-педагогическая помощь в социализации младшим школьникам с задержкой психического развития.
1.1.Сущность социализации младших школьников с задержкой психического развития. Портрет младших школьников с задержкой психического развития.
1.2. Сущность социально-педагогической помощи в социализации младшим школьникам с задержкой психического развития.
1.3.Методы и формы помощи в социализации младшим школьникам с задержкой психического развития.
Чрезвычайно важный и сложный момент в педагогической практике — правильная реакция на неблаговидные поступки, «ошибки» поведения ребенка. Есть несколько аксиом, проверенных великими педагогами. Они действенны и в общении с детьми с задержкой психического развития. Взрослым необходимо ограничить проявления своего возмущения: никогда не кричать в этой ситуации. Важно осуждать не самого ребенка, а его поступок, неблаговидное поведение. При этом необходимо показать ребенку, что вы по-прежнему хорошо относитесь к нему и уверены, что он сможет справиться с собой и не повторит содеянного. При необходимости следует заступиться за провинившегося. Такое поведение взрослых создает у ребенка ощущение защищенности и желание быть с такими людьми в тесном контакте, и тем быстрее дети усваивают все, что от них требуется.
Профессионализм учителя, педагога, психолога, воспитателя предполагает умение анализировать свою деятельность. Результат этого анализа включает и чувство удовлетворения от того, что труд педагога способствовал коррекции познавательной деятельности детей, их благоприятной социализации, становлению личности. Жизнь показала, что дети с задержкой развития — благодарный народ. У них возникает чувство привязанности, они трогательно заботятся о своих педагогах, беззаветно помогающих своим питомцам, с пониманием воспринимающих их личностное своеобразие.
Мною обозначены некоторые особенности общения педагогов с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Многие направления практической помощи детям с задержкой психического развития требуют научного изучения.
Заключение
Итак, отметим, что социализация - это сложное и многогранное явление. Социализация личности представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация - это вхождение якобы изначально асоциального индивида в общественную среду и адаптация ее к условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.
С позиций отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.
Итак, поставленные задачи, связанные с ориентировкой в определении сущности социализации младших школьников с задержкой психического развития и помощи в социализации младшим школьникам с задержкой психического развития, насколько можно объективно судить, удалось разрешить.
Таким образом, социализация - это сложный многофакторный процесс, длительность которого равна человеческой жизни. По значимости для человека он стоит в одном ряду с такими процессами как воспитание и развитие. Актуальность проблемы социализации личности особенно остро встает сейчас, при смене идеологических ориентиров в обществе, когда особенно трудно найти согласие с природой, обществом, окружающим миром и самим собой, что, собственно, и предполагает процесс социализации.
Правильная организация обучения и воспитания в школе имеет огромное положительное влияние на формирование личности детей с ЗПР. Она оказывается менее эффективной лишь в случаях более выраженной органической недостаточности ЦНС и, как правило, тяжелее семейных условий, требующих тонкой и последовательной работы с этими детьми в плане как лечения, так воспитания и обучения. В настоящее время, когда расширяется сеть специальных школ для детей с ЗПР, возможности профилактики нарушений поведения у этих детей становится значительно более реальными.
Список литературы
1. Акимова М.К. Педагогика и психология. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Педагогика, 1992. – 350 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс,1997.
3. Бобнева, Ш.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978.
4. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. - М.: Академия,1996.
6. Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992.
7. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука,1986
8. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. В 2 кн. Кн. 1 – М.: Владос, 1999. – 384 с.
9. Социальная педагогика. - М., 1994
10. Тощенко, Ж. Социология.- М.: Прометей,1998
11. Тригер, Р. Д. «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192С.
12. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995.