Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования

Автор: k*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические предпосылки исследования проблемы
воспитания социальной активности в учреждении дополнительного
образования
1.1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России 6
1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей 10
II. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
2.1. Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования 14
2.2. Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности. 18
Заключение 25
Библиографический список 29
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 65.06 Кб (Скачать)

     В результате анализа теоретических  исследований по проблеме воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования и  на основе осуществленной опытно- исследовательской работе по апробации педагогических средств воспитания социальной активности нами были сформулированы выводы:

     1. Особенности деятельности учреждения дополнительного образования, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания, а также в целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания, находят выражение в специфике содержания воспитания социальной активности детей. Деятельность учреждения дополнительного образования содержит реальные социально-педагогические предпосылки воспитания социальной активности детей, так как предметно-практическая деятельность в избранном виде деятельности имеет социально ориентированную направленность. Здесь сочетаются личный и социальный интерес.

     2. Перечисленные особенности деятельности учреждения дополнительного образования создают основу для выявления содержания воспитания социальной активности, которая рассматривается нами как интегративное качество личности, включающее критериально-значимые компоненты: когнитивный (знания о социокультурной деятельности человека), мотивационный (потребность в познании и преобразовании социума), коммуникативный (социальные нормы и правила общения), эмоциональный (эмоциональные реакции, позитивное мироощещение), креативный (творческая созидательная деятельность). Исследование позволило определить структуру воспитания социальной активности детей, включающую целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный компоненты.

     3. Педагогическими средствами обеспечения  эффективности воспитания социальной  активности в учреждении дополнительного  образования являются проектирование  содержания воспитания, предоставляющего  детям выбор предметно-практической  деятельности; реализация совокупности  субъектно-ориентированных форм  и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество  и досуг; подготовленность педагогов  дополнительного образования к  владению воспитательными технологиями.

     4. Программа научно-педагогического  сопровождения воспитания социальной  активности обеспечивает успешное  проектирование содержания деятельности, компетентность педагогов в выборе  субъектно-ориентированных форм  и видов воспитывающей деятельности  и возрастающее мастерство в  реализации технологий воспитания  социальной активности детей.

     5. Разработаны научно-методические  рекомендации для педагогов по  воспитанию социальной активности  детей в учреждении дополнительного  образования.

     Результаты  проведенного исследования обозначили круг проблем, требующих дальнейшего  изучения данной темы: изучение возрастных особенностей воспитания социальной активности детей; научно-методическое обеспечение  воспитания социальной активности детей  в учреждении дополнительного образования; педагогический мониторинг воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

     Опытно-исследовательской проверка результативности педагогических средств воспитания социальной активности детей на основе разработанного нами диагностического инструментария выявила, что наиболее показательным результатом деятельности учреждения дополнительного образования является развитие социальной активности детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     
  1. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития // Автореф. дис. канд. пед. наук – Ростов на Дону - 1997, 21с.
  2. Абульханова–Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980 – 334 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996 – 56с.
  4. Антонова Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореферат дис...канд. философ. наук. - Екатеринбург, 1998. - 19
  5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1971. – 1 с.
  6. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: Автореф. дис… канд. пед. наук. - М.,1986 г. – 23с.
  7. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа?: XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И.В.Бестужев-лада. – М.: Педагогическое общество России. 2000 - 192с.
  8. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Курс лекций / Б.М.Бим-Бад; Ун-т Рос академии образования. – М.: Изд-во УРАО, 2002 – 2008
  9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинений в 2-х т. (Сост. и авт. вст. статьи с 8-29, М.Г.Данильченко, А.А.Никольская); Под ред.А.В.Петровского.- М.:Педагогика,1979, Т.1., 30с.
  10. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинений в 2-х т. (Сост. и авт. вст. статьи с 8-29, М.Г. Данильченко, А.А.Никольская); под ред. А.В.Петровского - М.:Педагогика,1979, Т.2, 379с.
  11. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX в. Дисс… канд. пед. наук. – Пятигорск, 2000, 188с.
  12. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. - М.,2001. - 88 с.
  13. Горский В.А., Журкина А.Я. и др. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО. // Дополнительное образование. - 2006. - №3-4. - С. 6-14
  14. Гуманистические и воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под ред. Н.П.Селивановской. – М.: Пед. общество России, 2005. – 336 с.
  15. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0317 «Педагогика дополнительного образования» / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н.Михайлова, - М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  16. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема // Дополнительное образование №10, Москва: ИОСО РАО, С.16-19, 2001
  17. Исакова Т.Г. Развитие духовной культуры младшего школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования: Дис... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2000. - 160с.
  18. Караковский В.А., Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ... ВОСПИТАНИЕ! - Педагогическое общество России. - Москва, 2000, 253 с.
  19. Лагусев Ю.М.Теория и методика воспитательной деятельности в туризме:Автореф. дис…доктора пед.наук- Москва,2002 - 36с.
  20. Лейнова И.А. Педагогические основы формирования мотивации обучения у школьников в учреждении дополнительного образования детей: Дисс…канд. пед. наук. – М., 2000 - 189 с.
  21. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1993.-160с.
  22. Подласый И.И. Педагогика. М.: Просвещение, 2002. - 43 с.
  23. Проектирование системы методической работы в образовательных учреждениях: Методические рекомендации. - Челябинск, 2001. - 4 с.
  24. Рындак В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебное пособие по педагогике творчества / В.Г.Рындак, А.В.Москвина; МПРФ, ОГПУ, Оренбург, филиал Южно-Уральского образовательного центра РАО. – М.: Педагогический вестник, 2001. – 290 с.
  25. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности УДО детей в сфере свободного времени. Дисс… д-ра пед. наук – М., 2000 – 366 с.
  26. Яковлев Д.Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук – М., 2000 – 175с.

Информация о работе Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования