Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования

Автор: k*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические предпосылки исследования проблемы
воспитания социальной активности в учреждении дополнительного
образования
1.1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России 6
1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей 10
II. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
2.1. Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования 14
2.2. Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности. 18
Заключение 25
Библиографический список 29
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 65.06 Кб (Скачать)

     - современное дополнительное образование  детей в качестве системы характеризуется  созданием условий (педагогических) для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение, военно-патриотическое, социально-педагогическое, естественно-научное, эколого-биологическое, культурологическое;

     - система дополнительного образования  сегодня характеризуется поисковой  деятельностью учреждений дополнительного  образования, в них активно  идут инновационные процессы, обновляющие  их цели, содержание, формы и методы  работы.

     Особенности современного состояния дополнительного  образования заключаются, во-первых, в его историческом наследии внеклассных  и внешкольных систем, во-вторых, в его неограниченных возможностях и отсутствии границ образовательного поля.

     Таким образом, в первом параграфе раскрыт  процесс становления и развития особенностей учреждений дополнительного  образования в России на базе исторического  наследия функционирования внеклассных  и внешкольных учреждений как  процесс трансформации уникальной системы работы с детьми, не имеющей  аналогов в мире, в систему дополнительного  образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Сущность и содержание воспитания в дополнительном

образовании.

     Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных  в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с  различных позиций отражающих его сущность.

     По  мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание[9].

     Следуя  точке зрения А.С.Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом  широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего  – люди. Из них на первом месте  – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное  число отношений, каждое из которых  неизменно развивается, переплетается  с другими отношениями, усложняется  физическим и нравственным ростом самого ребенка[21].

     Традиционным  является выделение в понятии  «воспитание» широкого и более узкого контекста. Так, например, воспитание в  узком конкретном смысле слова рассматривается  как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение  человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые  условия для его подготовки к  общественной жизни и труду.

     В современной педагогической науке  используется целый ряд устоявшихся  трактовок:

  • воспитание как целенаправленное управление развитием личности;
  • воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей;
  • воспитание как обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности;
  • воспитание как процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор;
  • воспитание как процесс выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний;
  • воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека. Воспитание – это организованная педагогом (или взрослым, осознающим цель) жизнь ребенка на уровне культуры.

     Как видим, понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется  в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие  общества на личность. В данном случае воспитание фактически отождествляется  с социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  по реализации целей образования  в условиях педагогического процесса.

     Основную  роль в осуществлении цели воспитания П.П. Блонский отводил школе. В народной школе, по его мнению, ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. «Учиться жить возможно, лишь живя определенным образом. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни»,- утверждал педагог.

     «Ребенок  есть существо развивающееся, и воспитание есть развитие,» - пишет далее исследователь – «Развитие - определенный процесс, имеющий исходную точку и цель. Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание, более близкое к сознанию дикаря, нежели к нашему. И наша ошибка в том состоит, что, поглощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидно чувственный мир. Задача школы – научить жить. Жить это значит познавать действительность и преобразовывать ее» [10].

     Воспитания  в дополнительном образовании от воспитания в базовом (основном) проявляется  в его специфике:

     - по содержанию: реализация дополнительных  образовательных программ по  различным видам деятельности, представляющим  интерес для детей и их родителей;

     - по формам организации: добровольные  детские объединения в форме  кружков, студий, школ, клубов, ансамблей,  театров, секции, научные общества  и др;

     - по методам: в дополнительном  образовании основным методом  является метод развивающего  общения;

     - по срокам: ребенок сам определяет  продолжительность своего образовательного  маршрута;

     - по уровню взаимоотношений детей  и педагогов: взаимоотношения  сотрудничества, сотворчества, ребенок  субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

     - по характеру: в дополнительном  образовании воспитание деятельностное.

     В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в дополнительном образовании  более приемлема позиция отношения  к воспитанию не как « к целенаправленному  процессу развития личности», а как  к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности. Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения  ребенка к самому себе, к окружающему  миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого  мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

2.1 Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

     Наше  исследование может быть отнесено к  категории опытно-исследовательским, поскольку проверка эффективности педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО осуществлялась в практике муниципального учреждения средней общеобразовательной школы № 111, одной из крупнейших в городе Новосибирске.

     Воспитательная  система образовательного учреждения в системе дополнительного образования детей представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (цели, выраженные в исходной позиции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему) и направлена на личность развивающегося человека, включенного в эту систему. Содержание воспитательной системы учреждения было направлено на решение задач, способствующих воспитанию социальной активности детей.

     Под проектированием мы понимаем мыслительную форму деятельности по созданию проекта, прообраза предполагаемого или  возможного объекта, состояния. Проектирование (от лат.progectus -брошенный вперед) принадлежит к числу уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий тех или иных замыслов. Разделяя точку зрения ученых о сущности педагогического проектирования, в ходе экспериментальной работы мы подходили к проектированию в педагогике как способу создания на основе прогноза таких технологий, использование которых при построении реального педагогического действия должны способствовать достижению поставленных целей и при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса.

     В качестве первого шага проектирования содержания воспитательной системы учреждения дополнительного образования, мы основательно изучили уровень востребованности дополнительного образования, реализуемого МОУ СОШ №111.

     В ходе опытно-исследовательской работы с целью выявления уровня востребованности дополнительных образовательных услуг в начале опытно-исследовательской работы нами было проведено анкетирование учащихся школы, в котором приняло участие 374 школьников 6-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг, интерес к которым проявился следующим образом: досуговое - 38%, хореографическое - 22%; театральное - 14%; спортивное –18%; декоративно-прикладное - 30%; музыкальное - 17%; туристско-краеведческое - 16%; психологическое - 10%; научно-исследовательское - 11%; техническое - 18%; экологическое - 14%; общественные молодежные организации - 20%.

     В результате анализа отношения родителей  к дополнительному образованию  было выявлено, что 32,5% родителей определяют занятия как любимое дело, а 31% - как увлечение.

     Представляет  особый интерес мнение родителей  о роли дополнительного образования  в жизни ребенка: делать жизнь  интересней - 59,3%, готовить ребенка к  жизни во всех отношениях - 40%, дополнять  образованием школу - 33,7%, отрывать ребенка  от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, дополнительное образование не нужно - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.

     Значительный  интерес для проектирования содержания воспитательной системы, образовательного учреждения в системе дополнительного образования детей имело выявленное в ходе исследования мнения опрошенных о задачах, которые призвано решать учреждение дополнительного образования детей:

     а) сделать жизнь интересной: учащиеся - 67,9 %, родители - 58,3%, учителя - 76,1%, педагоги дополнительного образования - 62,3%;

     б) профессиональная подготовка: учащиеся - 77,9 %, родители- 51,8 %, учителя - 73,8%, педагоги дополнительного образования - 65,4%;

     в) отрывать подростков от уличных компаний: учащиеся - 57,3 %, родители - 61,4%, учителя - 69,1%, педагоги дополнительного образования - 75,8 %;

     г) в воспитании нравственности: учащиеся - 67,4 %, родители- 69,2 %, учителя - 70,8 %, педагоги дополнительного образования - 65,3%.

     В ходе констатирующего и преобразующего этапов исследования нами было проведены исследования мотивационной готовности 250 школьников-участников детских объединений к занятиям, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (Таблица 1).

     Таблица 1 Динамика мотивационной направленности детей.

     
     Мотивы      Начало  ОИР      Завершение  ОИР
     Познавательный      20,5%      41%
     Внешний, социальный      40,1%      35,7%
     Коммуникативный      58,7%      89%
     Ориентация  на содержание занятия      27,8%      78,9%
     Направленность на педагога      53,8%      75,3%
     Проведение  досуга      83,2%      60,2%

Информация о работе Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования