Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования

Автор: k*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические предпосылки исследования проблемы
воспитания социальной активности в учреждении дополнительного
образования
1.1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России 6
1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей 10
II. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
2.1. Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования 14
2.2. Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности. 18
Заключение 25
Библиографический список 29
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 65.06 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования 

     НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

     УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра Педагогики и психологии 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования» 
 
 

   
Выполнил:

Руководитель:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010 
 

     Содержание

Введение                                                                                                                3

  1. Теоретические предпосылки исследования проблемы

воспитания социальной активности в учреждении дополнительного

образования                                                                                                          

    1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России                                                                                            6                                 
    2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей                                           10

II.       Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования                                        

    1. Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования                                        14
    2. Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности.              18

Заключение                                                                                                           25

Библиографический список                                                                                29

Приложения                                                                                                     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  исследования. Происходящие в России социально-политические, социально-экономические перемены усложнили функционирование основных социальных институтов общества, в том числе, и системы дополнительного образования. Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания.

     Воспитание, являясь механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивает вхождение  подрастающего поколения в жизнь  общества и становление его в  качестве субъекта конкретного исторического  процесса.

     Воспитание  является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с  обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических  идеалов.

     Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов  воспитания, являются учреждения дополнительного  образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется  право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной  программы дополнительного образования  в избранной сфере познания.

     Особенности воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования требуют  научно-обоснованного подхода к  определению педагогических средств, способствующих разрешению проблем  воспитания социально активной личности.

     Начало  теоретическому осмыслению проблем  воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н. Медынского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д.Ушинского и др.

     Исследование  теории и практики организации воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования позволило  выявить следующие основные противоречия:

     - между объективной потребностью  общества в личности, обладающей  социальной активностью, и недостаточной  разработанностью проблемы в  педагогической науке;

  • между имеющимся потенциалом деятельности учреждения дополнительного образования и недостаточным использованием его в воспитании социальной активности;
  • между необходимостью в научно-педагогическом сопровождении воспитания личности в учреждении дополнительного образования и недостаточной подготовленностью педагогов к данной деятельности.

     Выявленные  противоречия обнаруживают наличие  проблемы исследования, которая состоит в необходимости обоснования педагогических средств воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

     Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная  разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социально воспитание в учреждении дополнительного образования»

     Цель  исследования: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

     Объект  исследования: деятельность учреждения дополнительного образования детей.

     Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования. 

       Задачи исследования:

  1. Выявить особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности детей.
  2. Обосновать содержание и структуру процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Теоретические предпосылки исследования проблемы

    воспитания  в учреждении дополнительного  образования.

    1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России.

     Дополнительное  образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В  соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные  учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а  система внешкольного образования  преобразована в систему дополнительного  образования.

     Исследуя  особенности становления дополнительного  образования детей в России, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих развитие дополнительного  образования, его сущность, содержание и специфику (В.В. Абраухова, В.А. Березина, Л.Н. Буйлова, И.А. Верба, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Е.Н. Медынский, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатова).

     Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления  дополнительного образования. По мнению исследователей этими периодами являются временные отрезки: конец XIX - начало XX века, 20-30-е годы, 40-80-е годы и период с 1992 года по настоящее время. Данная периодизация соответствует наиболее значительным социально – политическим характеристикам и отражает состояние внешкольного образования в указанные временные периоды. Исследуя проблему особенностей становления дополнительного образования в России, мы сочли целесообразным сопоставлять состояние внешкольного образования в обозначенные периоды по таким параметрам как: цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.

     Идеи  внешкольного образования начали овладевать передовыми умами еще в 19 веке. Либеральная  общественность России понимала, что  социально-экономические условия  вынуждали детей включаться в  производство рано, а они не имели  возможностей для полноценного развития [10]

     Анализируя  становление дополнительного образования, исследователи обращают внимание на то, что в первых внешкольных учреждениях  «Дневной клуб для приходящих детей» (1905г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.) основополагающим моментом педагогических исканий была тенденция сочетания педагогики индивидуальной и педагогики социальной. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания. По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования.

     Среди внешкольных учреждений, в которых  велась воспитательная работа среди  детей школьного возраста в России в к.XIX – н. XX века совершенно уникальным можно считать «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцель. Основой жизни его воспитанников был свободный творческий труд.

     Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX –  начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии  на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл – этим словом называли культурно-просветительную работу. Е.Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами».

     В ряде других исследований констатируется, что для учреждений дополнительного  образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние  присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образования.

         Анализируя процесс становления дополнительного образования в России, мы обратили внимание на следующие его особенности:

     - становление дополнительного образования  в России явилось результатом  естественной потребности в образовании  народных масс и активной позиции  передовой российской интеллигенции.  Учреждения, создаваемые в России для детей на протяжении своего существования претерпевали существенные изменения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности;

Информация о работе Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования