Автор: k*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа
Цель исследования: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Введение 3
I. Теоретические предпосылки исследования проблемы
воспитания социальной активности в учреждении дополнительного
образования
1.1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России 6
1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей 10
II. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
2.1. Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования 14
2.2. Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности. 18
Заключение 25
Библиографический список 29
Приложения
Разработка содержания воспитания социальной активности детей в ходе опытно-исследовательской деятельности осуществлялось на основе алгоритма, включающего этапы: I этап - проектирование (разработка содержания проекта) условий и средств, соответствующих заявленной цели – воспитание социальной активности детей; II этап - моделирование (разработка моделей возможных вариантов реализации проектов), доведение до уровня практического использования; III этап – конструирование (создание образцов) адаптированных к реальным условиям реализации целей и задач проекта.
Принимая
во внимание интересы детей и педагогов,
мы проектировали содержание воспитания
в детских творческих объединениях
на основе подхода к организации
образовательных маршрутов
В
результате нашей опытно- исследовательской
работы был сделан вывод о значимости
проектирования содержания воспитания,
предоставляющего детям выбор предметно-практической
дятельности. Это выявилось во включенности
детей в социально-ориентированную деятельность:
в создании в МОУ СОШ №111 по инициативе
самих детей команды «Успех», социально-ориентированных
конкурсов, в организации и проведении
интеллектуальных игр. Наш вывод подтверждается
анализом количественных данных по динамике
занятости детей в социально-ориентированных
детских объединениях в показателях увеличения
численности в целом на 23,5%.
2.2 Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности.
В ходе опытно-исследовательской работы нами было апробировано следующее педагогическое средство воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, развитие подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности.
В ходе исследования с целью выявления уровня готовности педагога дополнительного образования к воспитанию социальной активности детей нами было проведено исследование с использованием следующих методик: «Определение творческого потенциала»; «Определение уровня профессиональной готовности»
В констатирующем исследовании приняло участие 40 педагогов образования, 24 руководителя структурных подразделений.
В ходе исследования были проведены:
-
осознание значимости своей
-
уровень удовлетворенности
-
изучение мотивов повышения
-
диагностика профессиональной
В ходе исследования были получены следующие результаты:
- удовлетворены своей профессиональной подготовкой: да - 32 %, нет - 25 %, не совсем - 43 %;
-
направления профессиональной
-
считают целесообразным
результатов педагогической деятельности - 36 %, планирование педагогической деятельности - 16 %;.
-испытывают
неудовлетворенность своими
-
отдают предпочтение формам
Проведенный в ходе констатирующего эксперимента анализ показал, что 97% опрошенных осознают необходимость повышения своей квалификации. Не повышали свою квалификацию “никогда” – 4,5% ; “свыше 5 лет” – 10,3% ; свыше 10 лет – 23%.
Нами был проведен сопоставительный анализ оценки значимости профессиональных и личностных качеств педагога дополнительного образования самими педагогами и руководителями структурных подразделений и родителями воспитанников. Полученные данные свидетельствуют о том, что все опрошенные отдают предпочтение личностным качествам (педагоги - 78%, руководители 63 - %, родители -58%). Показатель ориентации на значимость профессиональных качеств педагога дополнительного образования у руководителей и родителей приблизительно одинаков и составляет соответственно 52% и 58%.
Анализ практической деятельности педагогов образовательного учреждения в системе дополнительного образования в ходе исследования нам получилось выявить следующие противоречия:
-
между реальной
Для разрешения противоречий, выявленных в ходе констатирующего эксперимента нами были разработаны новые подходы к подготовке педагога дополнительного образования к владению технологиями воспитания социальной активности детей в условиях воспитательной системы, имеющие следующие качественные характеристики:
- целостность - обеспечение единства когнитивного, эмоционального и личностного развития педагога дополнительного образования;
-
реалистичность - направленность обучения
на достижение возможных
- адаптированность - приспособляемость процесса повышения профессионализма к особенностям дополнительного образования и личностным качествам педагога;
- осознанность - организация обучения на основе самомотивации, самокоррекции педагогов.
В
ходе опытно-исследовательской работы
нами были выявлены и апробированы показатели
и критерии подготовленности педагога
дополнительного образования к владению
воспитательными технологиями развития
социальной активности детей (Таблица
2).
Таблица 2
Показатели и критерии подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями
№
п/п |
Критерии | Характеристика уровней | ||||||||
низкий | средний | высокий | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 | Владение основами теории воспитания детей | Имеет
общее представление о |
Ориентируется
в современных психолого- |
Владеет
основами современной психолого- | ||||||
2 | Умение осуществлять целеполагание и проектирование содержания воспитания | План
представляет собой набор мероприятий
без учета интересов и |
Содержание воспитания программы составлено с учетом воспитательных задач и опирается на интересы детей | Содержание воспитания программы четкое и конкретное, с учетом уровня социальной активности детей | ||||||
3 | Владение методами и формами воспитательной деятельности | Имеет
общие представления о |
Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами. |
Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в –методической литературе по проблемам воспитания в нормативных документах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
4 | Владение методикой диагностики уровня социальной активности детей | Имеет слабое представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики | Имеет полное представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики . но применяет не систематически | Содержание воспитания проектирует и осуществляет на основе систематического применения метод педагогической и психолого-педагогической диагностики | ||||||
5 | Умение осуществлять анализ воспитательной деятельности | Имеет общее представление о методике проведения анализа воспитательной деятельности | Владеет
методикой анализа |
Коррекцию содержания воспитания осуществляет на основе анализа воспитательной деятельности |
В ходе осуществления опытно- исследовательской работы нами были выявлены наиболее оптимальные формы, традиционно применяемые в работе с педагогами по повышению профессионального мастерства: беседы, консультации, методические объединения, творческие гостиные, стажерские площадки, мастер-классы, семинары, конференции, педагогические и методические советы, проблемные курсы, аттестационные курсы.
В
ходе исследования проводилась работа,
показавшая положительные изменения психологического
климата педагогического коллектива,
ставшие результатом внедрения программы
научно-педагогического сопровождения
воспитания социальной активности детей
(Таблица 3). Сплоченность педагогов в отделах,
атмосфера творчества, готовность к оказанию
методической помощи начинающим педагогам
были выявлены в ходе формирующего эксперимента
как существенные характеристики педагогического
коллектива Центра эстетического воспитания
детей.
Таблица 3
Динамика психологического климата педагогического коллектива
Показатели удовлетворенности (в б мах) | до | после |
Сплоченность коллектива | 1,85 | 1,92 |
Атмосфера творчества | 1,76 | 1,85 |
Отношения с администрацией | 1,82 | 1,87 |
Готовность к оказанию
помощи,
в т.ч. методической |
1,84 | 1,97 |
Жизнедеятельность коллектива | 1,79 | 1,91 |
По
окончании опытно-
Рис.
1. Динамика социальной активности участников
детских объединений учреждения дополнительного
образования
Таким образом, проведенная опытно- исследовательской работа доказала эффективность педагогических средств воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования.
Заключение
Проблема воспитания социальной активности детей сложна и многогранна. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен лишь один из ее аспектов – процессуальный, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению и рассмотрением процесса воспитания социальной активности как объекта педагогической деятельности.
В
ходе проведенного системного анализа
было установлено, что воспитание социальной
активности есть целостная процессуальная
система, состоящая из совокупности
субъектно-ориентированных форм и
видов воспитывающей
Анализ позволил разработать структуру процесса воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования. Педагогические средства были определены из особенностей цели, предмета, содержания процесса, характера деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей), уровня целостности и результата процесса на гармоническом уровне его развития, являвшегося прогностическим для нашего исследования.
В
ходе исследования установлено, что
основными путями реализации педагогических
средств являются признание значимости
воспитательного аспекта
Информация о работе Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования