Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования

Автор: k*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические предпосылки исследования проблемы
воспитания социальной активности в учреждении дополнительного
образования
1.1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России 6
1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей 10
II. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
2.1. Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования 14
2.2. Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности. 18
Заключение 25
Библиографический список 29
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 65.06 Кб (Скачать)
     

 

     

     Разработка  содержания воспитания социальной активности детей в ходе опытно-исследовательской деятельности осуществлялось на основе алгоритма, включающего этапы: I этап - проектирование (разработка содержания проекта) условий и средств, соответствующих заявленной цели – воспитание социальной активности детей; II этап - моделирование (разработка моделей возможных вариантов реализации проектов), доведение до уровня практического использования; III этап – конструирование (создание образцов) адаптированных к реальным условиям реализации целей и задач проекта.

     Принимая  во внимание интересы детей и педагогов, мы проектировали содержание воспитания в детских творческих объединениях на основе подхода к организации  образовательных маршрутов детей  по образовательным областям словесность, искусство, естествознание, социальная практика, психологическая культура. Такой подход позволял интегрировать  обучающие и развивающие блоки  в социально-ориентированную деятельность, результатом которой являлся  опыт творческой созидательной деятельности.

     В результате нашей опытно- исследовательской работы был сделан вывод о значимости проектирования содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической дятельности. Это выявилось во включенности детей в социально-ориентированную деятельность: в создании в МОУ СОШ №111 по инициативе самих детей команды «Успех», социально-ориентированных конкурсов, в организации и проведении интеллектуальных игр. Наш вывод подтверждается анализом количественных данных по динамике занятости детей в социально-ориентированных детских объединениях в показателях увеличения численности в целом на 23,5%.  
 
 

     2.2  Подготовка педагога  дополнительного  образования к  владению воспитательными  технологиями развития  социальной активности.

       В ходе опытно-исследовательской работы нами было апробировано следующее педагогическое средство воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, развитие подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности.

       В ходе исследования с целью выявления уровня готовности педагога дополнительного образования к воспитанию социальной активности детей нами было проведено исследование с использованием следующих методик: «Определение творческого потенциала»; «Определение уровня профессиональной готовности»

       В констатирующем исследовании приняло участие 40 педагогов образования, 24 руководителя структурных подразделений.

       В ходе исследования были проведены:

       - осознание значимости своей роли  в самоопределении ребенка;

       - уровень удовлетворенности работой;

       - изучение мотивов повышения профессионализма;

       - диагностика профессиональной подготовки  и уровня реализации воспитательной  функции педагога дополнительного  образования.

       В ходе исследования были получены следующие  результаты:

       - удовлетворены своей профессиональной подготовкой: да - 32 %, нет - 25 %, не совсем - 43 %;

       - направления профессиональной подготовки, по которым педагоги хотели  бы усовершенствовать свои знания: психолого-педагогическое - 46 %, научно-теоретическое  - 21 %, методическое - 33 %;

       - считают целесообразным углубить  свои профессиональные знания  по вопросам: изучение личности  ребенка и коллектива - 48 %, анализ  

       результатов педагогической деятельности - 36 %, планирование педагогической деятельности - 16 %;.

       -испытывают  неудовлетворенность своими умениями: организаторскими- 19 %, конструктивными  - 39 % , коммуникативными - 42 %, хотели  бы их усовершенствовать - 97% опрошенных  педагогов.

       - отдают предпочтение формам повышения  квалификации профессиональных  знаний и умений: самообразование  - 12 %; семинар-практикум -17 %; творческие  группы педагогов по психолого-педагогическим  проблемам- 11 %; предметные методические  объединения - 24 %; курсы повышения  квалификации 36 %

       Проведенный в ходе констатирующего эксперимента анализ показал, что 97% опрошенных осознают необходимость повышения своей квалификации. Не повышали свою квалификацию “никогда” – 4,5% ; “свыше 5 лет” – 10,3% ; свыше 10 лет – 23%.

       Нами  был проведен сопоставительный анализ оценки значимости профессиональных и  личностных качеств педагога дополнительного  образования самими педагогами и  руководителями структурных подразделений  и родителями воспитанников. Полученные данные свидетельствуют о том, что  все опрошенные отдают предпочтение личностным качествам (педагоги - 78%, руководители 63 - %, родители -58%). Показатель ориентации на значимость профессиональных качеств  педагога дополнительного образования  у руководителей и родителей  приблизительно одинаков и составляет соответственно 52% и 58%.

       Анализ  практической деятельности педагогов  образовательного учреждения в системе дополнительного образования в ходе исследования нам получилось выявить следующие противоречия:

       - между реальной профессиональной  деятельностью педагога дополнительного  образования и существующей в  системе дополнительного образования  моделью повышения квалификации;

  • между личностными, индивидуальными потребностями, запросами, затруднениями каждого педагога дополнительного образования и усредненным подходом ко всем педагогам.

       Для разрешения противоречий, выявленных в ходе констатирующего эксперимента нами были разработаны новые подходы к подготовке педагога дополнительного образования к владению технологиями воспитания социальной активности детей в условиях воспитательной системы, имеющие следующие качественные характеристики:

       - целостность - обеспечение единства  когнитивного, эмоционального и  личностного развития педагога  дополнительного образования;

       - реалистичность - направленность обучения  на достижение возможных реальных  результатов, адекватных запросам  педагога;

       - адаптированность - приспособляемость процесса повышения профессионализма к особенностям дополнительного образования и личностным качествам педагога;

       - осознанность - организация обучения  на основе самомотивации, самокоррекции педагогов.

       В ходе опытно-исследовательской работы нами были выявлены и апробированы показатели и критерии подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей (Таблица 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2

     Показатели  и критерии подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями

     

     п/п

     Критерии      Характеристика  уровней
     низкий      средний      высокий
     1      2      3      4      5
     1      Владение  основами теории воспитания детей      Имеет общее представление о современных  психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях детей       Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко учитывает возрастные особенности детей      Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе с детьми
     2      Умение  осуществлять целеполагание и проектирование содержания воспитания      План  представляет собой набор мероприятий  без учета интересов и особенностей детей.      Содержание  воспитания программы составлено с  учетом воспитательных задач и опирается  на интересы детей      Содержание  воспитания программы четкое и конкретное, с учетом уровня социальной активности детей
     3      Владение  методами и формами воспитательной деятельности      Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания.

     Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами.

     Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется  в –методической литературе по проблемам воспитания в нормативных документах
     1      2      3      4      5
     4      Владение  методикой диагностики уровня социальной активности детей      Имеет слабое представление о методах  педагогической и психолого-педагогической диагностики       Имеет полное представление о методах  педагогической и психолого-педагогической диагностики . но применяет не систематически      Содержание  воспитания проектирует и осуществляет на основе систематического применения метод педагогической и психолого-педагогической диагностики
     5      Умение  осуществлять анализ воспитательной деятельности      Имеет общее представление о методике проведения анализа воспитательной деятельности      Владеет методикой анализа воспитательной деятельности, анализ осуществляет не систематически      Коррекцию содержания воспитания осуществляет на основе анализа воспитательной деятельности
 

     В ходе осуществления опытно- исследовательской работы нами были выявлены наиболее оптимальные формы, традиционно применяемые в работе с педагогами по повышению профессионального мастерства: беседы, консультации, методические объединения, творческие гостиные, стажерские площадки, мастер-классы, семинары, конференции, педагогические и методические советы, проблемные курсы, аттестационные курсы.

     В ходе исследования проводилась работа, показавшая положительные изменения психологического климата педагогического коллектива, ставшие результатом внедрения программы научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей (Таблица 3). Сплоченность педагогов в отделах, атмосфера творчества, готовность к оказанию методической помощи начинающим педагогам были выявлены в ходе формирующего эксперимента как существенные характеристики педагогического коллектива Центра эстетического воспитания детей. 

     Таблица 3

     Динамика  психологического климата педагогического  коллектива

     Показатели  удовлетворенности (в б мах)      до      после
     Сплоченность коллектива      1,85      1,92
     Атмосфера творчества      1,76      1,85
     Отношения с администрацией      1,82      1,87
     Готовность к оказанию помощи,

     в т.ч. методической

     1,84      1,97
     Жизнедеятельность коллектива      1,79      1,91
 

     По  окончании опытно-исследовательской работы, реализовывались программы воспитания социальной активности детей, преобладал высокий и средний уровень. Количественный анализ полученных данных показал, что число детей с низким уровнем социальной активности составило 6,4% (было 18,2%), количество детей со средними показателями стало 61,8% (было 70, 8%), детей с высокими показателями стало 31,8%, (было11,0%). Динамика сформированности каждого компонента социальной активности отражена в рис.1 

       
 
 
 

       

     Рис. 1. Динамика социальной активности участников детских объединений учреждения дополнительного образования 

     Таким образом, проведенная опытно- исследовательской работа доказала эффективность педагогических средств воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования.

 

     

     Заключение

     Проблема  воспитания социальной активности детей  сложна и многогранна. В настоящем  диссертационном исследовании рассмотрен лишь один из ее аспектов – процессуальный, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном  подходе к изучаемому явлению  и рассмотрением процесса воспитания социальной активности как объекта  педагогической деятельности.

     В ходе проведенного системного анализа  было установлено, что воспитание социальной активности есть целостная процессуальная система, состоящая из совокупности субъектно-ориентированных форм и  видов воспитывающей деятельности. Необходимый и достаточный набор  видов предметно-практической деятельности позволяет осуществлять процесс  воспитания как замкнутый управленческий цикл.

     Анализ  позволил разработать структуру  процесса воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования. Педагогические средства были определены из особенностей цели, предмета, содержания процесса, характера деятельности детей  и взрослых (педагогов и родителей), уровня целостности и результата процесса на гармоническом уровне его  развития, являвшегося прогностическим  для нашего исследования.

     В ходе исследования установлено, что  основными путями реализации педагогических средств являются признание значимости воспитательного аспекта программ дополнительного образования и  разработка его содержания; разработка раздела квалификационной характеристики педагога, отражающего требования к  уровню его подготовленности, к воспитанию социальной активности детей; разработка технологий субъектно-ориентированных  форм и видов воспитывающей деятельности; совершенствование научно-методической службы учреждения дополнительного  образования, направленной на обеспечение  научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности; разработка научно-методических рекомендаций для педагогов на воспитание социально активной личности.

Информация о работе Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования