Слоговой состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в изучении особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Подобрать методы исследования, провести экспериментальное исследо-вание состояния слоговой структуры у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
3. Обобщить полученный опыт, наметить основные методы работы по фор-мированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с об-щим недоразвитием речи III уровня.

Работа содержит 1 файл

слоговая стр-ра.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
    1. Отражённое воспроизведение слов.

Инструкция: «Послушай и повтори за мной»

Предлагаемый  материал: бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фотографирую.

Оценка:

5 баллов –  все слова точно воспроизводятся;

4 балла –  большинство слов воспроизводятся  точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

3 балла –  слова воспроизводятся в замедленном  темпе, с запинками, 1-2 слова с  искажением слоговой структуры;

2 балла –  большинство слов воспроизводится  с искажением слоговой структуры,  требуется повторное предъявление материала;

неадекватные  ответы. 

       2.Отражённое  воспроизведение фраз.

Инструкция: «Послушай  предложение и повтори в точности как я»

Предлагаемый  материал: Хоккеисты выиграли турнир. Лариса связала братишке джемпер. Утром  на деревьях защебетали ласточки. Саша возвращается с работы на транспорте. Мама покупает в универсаме  фрукты.

Оценка:

5 баллов –  все фразы точно воспроизводятся;

4 балла –  в основном все фраз воспроизводятся  точно, отмечается несколько сниженный  темп, запинки;

3 балла – отмечаются искажения слоговой структуры предложения без искажения смысла;

2 балла –  многочисленные искажения слоговой  структуры слов, структуры предложения,  как без искажения смысла, так  и с искажением, требуется повторное  предъявление материала;

1 балл – отказ от деятельности, неадекватные ответы. 

В ходе констатирующего  эксперимента нами были получены следующие  результаты (табл. 1).

Таблица 1

Результаты  обследования слоговой структуры дошкольников

  Имя ребёнка Оценка зад.1 Оценка зад.2 допущенные  ошибки
1 Ленар 3 3 «скоровода, фотографивуют, запищали, возврачается, универсане»
2 Рамазан 3 3 «сослан, фитогрфироваю, защепилили, новерсаме»
3 Стас 2 2 «имемот, танкис, квозняк, фотофирую, хитеистки, на дейневы, кокупает унисаме  футаэ»
4 Настя 2 2 «кабемот, такнист, темотвый, пнигвинёнок, джерпер, лашточки, копупает универсамты..»
5 Марат 3 2 «сковора, термормерат, фотографироваю, на девер запщитали, кокупает унимерсаре»
6 Азамат 5 5  Точно воспроизводит  все слова и фразы
7 Дарья 5 4  Отмечается  несколько сниженный темп, заминки
8 Тимур 4 5 Темп воспроизведения  несколько замедлен, запинки
9 Диана 5 5 Точно воспроизводит  все слова и фразы
10 Эльвина 5 4 Отмечается  несколько сниженный темп, заминки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по II главе

Таким образом, в ходе обследования нами были получены следующие результаты:

Средний в первом задании (отражённое воспроизведение  слов):

у детей с  ОНР III уровня – 2,6 балла;

у детей с  нормальной речью – 4,8 балла.

Средний во втором задании (отражённое воспроизведение фраз ):

у детей с  ОНР III уровня – 2,4 балла;

у детей с  нормальной речью -  4, 6 балла.

       У старших дошкольников с нормальным речевым развитием, как видим  из полученных цифр, слоговая структура  практически не нарушена, предложенные задания не представляли для них особой трудности.

       Анализ  речи детей с общим недоразвитием  речи показывает, что она изобилует  отклонениями в воспроизведении  слогового состава слова, кото-рые  сохраняются даже в отражённой речи. Эти отклонения носят характер той  или иной деформации правильного звучания слова, отражающей труд-ности воспроизведения слоговой структуры. Проанализируем некоторые осо-бенности этих искажений.

       Слова могут быть деформированы за счёт сокращения числа слогов, когда ребёнок  не полностью воспроизводит число  слогов слова.(«скорова» – сковорода).

       О трудности воспроизведения многосложной структуры при общем недоразвитии речи говорит и следующий факт: правильное воспроизведение даже доступной  для ребёнка слоговой структуры  достигается не сразу, а путём  длительных поисков, неоднократного воспроизведения структуры в искажённом и сокращённом виде, поочерёдного раздельного проговаривания отдельных слогов слова без соединения их в одно целое:

       Контур  слова может быть искажён также  по причине добавления лишнего слога  и увеличения слогового состава слова. Указанное явление может наблюдаться при многократном, стереотипном повторении ребёнком одного и того же слога: «защепиль», «защепелили» –защебетали)

         Часто удлинение слоговой структуры  слова обусловлено своеобразным  расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки: «транспте» –транспорте.

       Едва  ли не самым характерным для детей  нарушением слоговой структуры слова  является перестановка местами слогов типа:  «гемемот», «имемот», «кабемот» – бегемот.

       Можно предположить, что описанные выше особенности слоговой структурой слова  мешают нормальному развитию устной речи ребёнка (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют его общение, а также несомненно препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Изложенные  факты указывают на существование  особых закономерностей процесса усвоения слоговой структуры слова и на необхо-димость для его формирования специального логопедического вмешатель-ства. Только в процессе специального развития умения воспроизвести слово в его полном слоговом составе могут быть устранены характерные и стойкие искажения слоговой структуры, свойственные детям с ОНР. Несомненно, что распространённая система работы над формирование произношения у детей, даже если она ограничивается коррекцией отдельных звуков, с необходи-мостью включает в себя в той или иной степени работу над словом, над его слоговым составом. Работа над каждым звуком обычно включает два этапа: постановку звука, формирование чистого, правильного произношения звука в изолированном положении и закрепление звука, автоматизацию, введение его в речь, формирование правильного произношения звука в различных слогах и словах, где он находится в условиях разного звукового окружения. При автоматизации звука ребёнку неизбежно приходится сталкиваться с различными слоговыми структурами. Однако основной целью этих занятий является работа над звуком, а усвоение ребёнком произношения слоговой структуры занимает подчинённое место. Между тем ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У такого ребёнка отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, «чувство» языка), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочёты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению. 
 

       Использованная  литература 

  1. Абдурасулова  Т.Д. Нормативная психодиагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // М.:Вопросы психологии, 1997, № 2(март-апрель).
  2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребёнка к школе. 2-е изд. – Томск: Пеленг, 1994.
  4. Безруких М.М., Морозова Л.В. Ребёнок идёт в школу. – М.: Изд.центр «Академия», 1998.
  5. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения).М.: Просвещение, 1996.
  6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр.соч. Т.5.М., 1991.
  7. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – СПб.: Дельта, 1997.
  8. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных варинатов (Авторы: Е.А. Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н. Политова, Е.Ю. Сушкова).М., 1992.
  9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.,1989.
  10. Жукова И.С. Формирование устной речи. – М..1994.
  11. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.,1994.
  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. –М.: Просвещение, 1990.
  13. Игры: обучение, тренинг, досуг./ Под ред. Петрусинского В.В./ М. «Новая школа», 1994.
  14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
  15. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.:Гиппократ, 1995.
  16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001.
  17. Кузьмина Н.И, Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.
  18. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
  19. Логопедия. Методическое наследие:Пособие для логопедов и студ деф. Фак.пед.вузов \ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  20. Лямина Г.М. Развитие речи в раннем возрасте //Дошкольное воспитание. – 1960.-№9.
  21. Лямина Г.М. Ранние этапы формирования речевой деятельности //Дошкольное воспитание. –1970.-№ 7.
  22. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988.
  23. Маркова А.К.Особенности слоговой структуры слова у детей, страдающей алалией. В сб.Логопедия. Методическое наследие. 3-я кн.
  24. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: ВЛАДОС, 1997.
  25. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. - № 6.
  26. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах  для детей с нарушениями речи. – М., 1993.
  27. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М. Изд-во ГНОМ и Д, 2003.
  28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  29. Основы теории и практики / Под ред. Р.Е Левиной. – М., 1967.
  30. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. – М.: «Просвещение», 1968.
  31. Особенности психического развития  детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.:Просвещение, 1998.
  32. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Просвещение, 1990.
  33. Преснова О.В.Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. В ж-ле “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии”.№ 3, 2003
  34. Преснова О.В.Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. В ж-ле “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии”.№ 3, 2003
  35. Психодиагноситческие методы в педиатрии и детской психоневрологии /Под ред. Д.Н.Исаева, В.Е.Когана. –СПб.: Изд.ПМИ, 1994.
  36. Р.Е.Левина, Н.А.Никашина. Характеристика общего недоразвития речи у детей. М., 1968.
  37. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.// Школьный психолог, № 25.
  38. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. –М.; 2001.
  39. Рогожникова Т. Н. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1983.
  40. Рождественская В.И., Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1968.
  41. Рыбина Э.В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу //Дефектология. – 1989. - №4.
  42. Садретдинова Г.Ф., Смрнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 3-4 лет, страдающим общим недоразвитием речи. – СПб: Изд. Центра «Гармония»
  43. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией. – Киев, 1981.
  44. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
  45. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.; НПЦ «Коррекция», 1995.
  46. Ушакова Т. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы Третьего симпозиума по психолингвистике. М.,1970.
  47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,1985.
  48. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией /Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской // Расстройства речи и методы их устранения. –М., 1975.
  49. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи/ Прд ред.Р.Е.Левиной. –М.,1961.
  50. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.: Просвещение, 1981.

Приложение

Бланки  ответов детей

1. Имя, речевой  диагноз: Рамазан ОНР III

Отражённое  воспроизведение  слов

«Бегемот, сослан, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фитографирую»

Оценка: 3

Отражённое  воспроизведение  фраз

«Хоккеисты… выиграли …турнир»

«Лариза… связала  братишке… джемпер»

«Утром на деревьях защебель… защепелили  ласточки»

«Саша в…вращается  с работы …на транспорте»

«Мама покупает в новерсаме фрукты»

Оценка: 3

2.Имя, речевой  диагноз: Настя ОНР III

Отражённое  воспроизведение слов

«Кабемот, сосна, такнист, сквозняк, лекарство, сковорода, темотвый, пнигвинёнок, фотогфивую»

Оценка: 2

Отражённое  воспроизведение  фраз

«Хиккеисты выиграли …турнир»

«Лариса связала  братишке джерпер»

«Утром на деревьях …защебетали лашточки»

«Саша взрлащается  с работы на страноче»

«Мама кокупает универсамты фрукты»

Оценка: 2 

3.Имя, речевой  диагноз: Ленар, ОНР III

Отражённое  воспроизведение  слов

«Бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, скоровода, термометр, фотографивуют»

Оценка:3

Отражённое воспроизведение фраз

«Хоккеисты выиграли …турнир»

«Лариса связала  братишке… джемпер»

«Утром на деревьях запищали ласточки»

«Саша возврачается с работы на транспорте»

«Мама покупает на сане фрукты»

Оценка:3 

4. Имя, речевой  диагноз: Стас ОНР III

  1. Отражённое воспроизведение слов

«Имемот, сосна, танкис, квозняк, лекарство, сковорода, термоме, пингвинонок, фотофирую»

Оценка: 2

  1. Отражённое  воспроизведение фраз

Информация о работе Слоговой состав слова