- Отражённое
воспроизведение слов.
Инструкция: «Послушай
и повтори за мной»
Предлагаемый
материал: бегемот, сосна, танкист, сквозняк,
лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок,
фотографирую.
Оценка:
5 баллов –
все слова точно воспроизводятся;
4 балла –
большинство слов воспроизводятся
точно, однако темп воспроизведения
несколько замедлен, могут быть запинки;
3 балла –
слова воспроизводятся в замедленном
темпе, с запинками, 1-2 слова с
искажением слоговой структуры;
2 балла –
большинство слов воспроизводится
с искажением слоговой структуры,
требуется повторное предъявление материала;
неадекватные
ответы.
2.Отражённое
воспроизведение фраз.
Инструкция: «Послушай
предложение и повтори в точности
как я»
Предлагаемый
материал: Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер. Утром
на деревьях защебетали ласточки. Саша
возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.
Оценка:
5 баллов –
все фразы точно воспроизводятся;
4 балла –
в основном все фраз воспроизводятся
точно, отмечается несколько сниженный
темп, запинки;
3 балла – отмечаются
искажения слоговой структуры предложения
без искажения смысла;
2 балла –
многочисленные искажения слоговой
структуры слов, структуры предложения,
как без искажения смысла, так
и с искажением, требуется повторное
предъявление материала;
1 балл – отказ от
деятельности, неадекватные ответы.
В ходе констатирующего
эксперимента нами были получены следующие
результаты (табл. 1).
Таблица
1
Результаты
обследования слоговой структуры дошкольников
|
Имя ребёнка |
Оценка зад.1 |
Оценка зад.2 |
допущенные
ошибки |
1 |
Ленар |
3 |
3 |
«скоровода,
фотографивуют, запищали,
возврачается, универсане» |
2 |
Рамазан |
3 |
3 |
«сослан,
фитогрфироваю, защепилили,
новерсаме» |
3 |
Стас |
2 |
2 |
«имемот,
танкис, квозняк, фотофирую,
хитеистки, на дейневы,
кокупает унисаме
футаэ» |
4 |
Настя |
2 |
2 |
«кабемот,
такнист, темотвый, пнигвинёнок,
джерпер, лашточки, копупает
универсамты..» |
5 |
Марат |
3 |
2 |
«сковора,
термормерат, фотографироваю,
на девер запщитали,
кокупает унимерсаре» |
6 |
Азамат |
5 |
5 |
Точно воспроизводит
все слова и фразы |
7 |
Дарья |
5 |
4 |
Отмечается
несколько сниженный темп, заминки |
8 |
Тимур |
4 |
5 |
Темп воспроизведения
несколько замедлен, запинки |
9 |
Диана |
5 |
5 |
Точно воспроизводит
все слова и фразы |
10 |
Эльвина |
5 |
4 |
Отмечается
несколько сниженный темп, заминки |
Выводы
по II главе
Таким образом,
в ходе обследования нами были получены
следующие результаты:
Средний в первом
задании (отражённое воспроизведение
слов):
у детей с
ОНР III уровня – 2,6 балла;
у детей с
нормальной речью – 4,8 балла.
Средний во втором
задании (отражённое воспроизведение
фраз ):
у детей с
ОНР III уровня – 2,4 балла;
у детей с
нормальной речью - 4, 6 балла.
У
старших дошкольников с нормальным
речевым развитием, как видим
из полученных цифр, слоговая структура
практически не нарушена, предложенные
задания не представляли для них особой
трудности.
Анализ
речи детей с общим недоразвитием
речи показывает, что она изобилует
отклонениями в воспроизведении
слогового состава слова, кото-рые
сохраняются даже в отражённой речи.
Эти отклонения носят характер той
или иной деформации правильного звучания
слова, отражающей труд-ности воспроизведения
слоговой структуры. Проанализируем некоторые
осо-бенности этих искажений.
Слова
могут быть деформированы за счёт
сокращения числа слогов, когда ребёнок
не полностью воспроизводит число
слогов слова.(«скорова»
– сковорода).
О
трудности воспроизведения многосложной
структуры при общем недоразвитии
речи говорит и следующий факт:
правильное воспроизведение даже доступной
для ребёнка слоговой структуры
достигается не сразу, а путём
длительных поисков, неоднократного воспроизведения
структуры в искажённом и сокращённом
виде, поочерёдного раздельного проговаривания
отдельных слогов слова без соединения
их в одно целое:
Контур
слова может быть искажён также
по причине добавления лишнего слога
и увеличения слогового состава слова.
Указанное явление может наблюдаться
при многократном, стереотипном повторении
ребёнком одного и того же слога: «защепиль»,
«защепелили» –защебетали)
Часто удлинение слоговой структуры
слова обусловлено своеобразным
расчлененным его произношением, представляющим
собой как бы «раскладывание» слова и
особенно стечений согласных на составляющие
звуки: «транспте»
–транспорте.
Едва
ли не самым характерным для детей
нарушением слоговой структуры слова
является перестановка местами слогов
типа: «гемемот»,
«имемот», «кабемот»
– бегемот.
Можно
предположить, что описанные выше
особенности слоговой структурой слова
мешают нормальному развитию устной
речи ребёнка (накоплению словаря, усвоению
понятий) и затрудняют его общение,
а также несомненно препятствуют
звуковому анализу и, следовательно, обучению
грамоте.
Заключение
Изложенные
факты указывают на существование
особых закономерностей процесса усвоения
слоговой структуры слова и на
необхо-димость для его формирования
специального логопедического вмешатель-ства.
Только в процессе специального развития
умения воспроизвести слово в его полном
слоговом составе могут быть устранены
характерные и стойкие искажения слоговой
структуры, свойственные детям с ОНР. Несомненно,
что распространённая система работы
над формирование произношения у детей,
даже если она ограничивается коррекцией
отдельных звуков, с необходи-мостью включает
в себя в той или иной степени работу над
словом, над его слоговым составом. Работа
над каждым звуком обычно включает два
этапа: постановку звука, формирование
чистого, правильного произношения звука
в изолированном положении и закрепление
звука, автоматизацию, введение его в речь,
формирование правильного произношения
звука в различных слогах и словах, где
он находится в условиях разного звукового
окружения. При автоматизации звука ребёнку
неизбежно приходится сталкиваться с
различными слоговыми структурами. Однако
основной целью этих занятий является
работа над звуком, а усвоение ребёнком
произношения слоговой структуры занимает
подчинённое место. Между тем ребёнок
с общим недоразвитием речи не может самостоятельно
овладеть произношением слоговой структуры
слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно
усвоить произношения отдельных звуков.
У такого ребёнка отсутствуют те огромные
речевые возможности (обширный словарь,
«чувство» языка), которые в условиях нормального
развития могут компенсировать те или
иные недочёты в овладении речью. Поэтому
необходимо долгий и непроизводительный
процесс стихийного формирования произношения
слоговой структуры слова заменить целенаправленным
и сознательным процессом обучения этому
умению.
Использованная
литература
- Абдурасулова
Т.Д. Нормативная психодиагностика
психологических предпосылок готовности
к обучению в школе у детей 4-5 лет
// М.:Вопросы психологии, 1997, № 2(март-апрель).
- Агранович
З.Е. Логопедическая работа по преодолению
нарушений слоговой структуры слов у детей.
– СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Айзман Р.И.,
Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка
ребёнка к школе. 2-е изд. – Томск: Пеленг,
1994.
- Безруких
М.М., Морозова Л.В. Ребёнок идёт в школу.
– М.: Изд.центр «Академия», 1998.
- Большакова
Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры
и упражнения).М.: Просвещение, 1996.
- Выготский
Л.С. Основы дефектологии. Собр.соч. Т.5.М.,
1991.
- Городилова
В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. –
СПб.: Дельта, 1997.
- Готовность
детей к школе: Диагностика психического
развития и коррекция его неблагоприятных
варинатов (Авторы: Е.А. Бугрименко, А.Л.Венгер,
К.Н. Политова, Е.Ю. Сушкова).М., 1992.
- Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников.
– М.,1989.
- Жукова И.С.
Формирование устной речи. – М..1994.
- Жукова Н.С.
Отклонения в развитии детской речи. –
М.,1994.
- Жукова Н.С.,
Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление
ОНР у дошкольников. –М.: Просвещение,
1990.
- Игры: обучение,
тренинг, досуг./ Под ред. Петрусинского
В.В./ М. «Новая школа», 1994.
- Каше Г.А.
Подготовка к школе детей с недостатками
речи. – М., 1985.
- Корнев А.Н.
Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.:Гиппократ,
1995.
- Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных учреждениях для детей
с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши.
– М., 2001.
- Кузьмина
Н.И, Рождественская В.И. Воспитание речи
у детей с моторной алалией. – М., 1977.
- Логопедия
/Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение,
1989.
- Логопедия.
Методическое наследие:Пособие для логопедов
и студ деф. Фак.пед.вузов \ Под ред. Л.С.Волковой:
В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Лямина Г.М.
Развитие речи в раннем возрасте //Дошкольное
воспитание. – 1960.-№9.
- Лямина Г.М.
Ранние этапы формирования речевой деятельности
//Дошкольное воспитание. –1970.-№ 7.
- Максаков
А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.-
М.: Просвещение, 1988.
- Маркова
А.К.Особенности слоговой структуры слова
у детей, страдающей алалией. В сб.Логопедия.
Методическое наследие. 3-я кн.
- Мастюкова
Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
возраст). – М.: ВЛАДОС, 1997.
- Мастюкова
Е.М. Онтогенетический подход к структуре
дефекта при моторной алалии // Дефектология.
– 1981. - № 6.
- Миронова
С.А. Логопедическая работа в дошкольных
учреждениях и группах для детей с
нарушениями речи. – М., 1993.
- Обследование
речи дошкольников с ЗПР. – М. Изд-во ГНОМ
и Д, 2003.
- Обухова
Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. М., 1995.
- Основы теории
и практики / Под ред. Р.Е Левиной. – М.,
1967.
- Основы теории
и практики логопедии. Под ред. Левиной
Р.Е. – М.: «Просвещение», 1968.
- Особенности
психического развития детей 6-7 летнего
возраста. /Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.
М.:Просвещение, 1998.
- Преодоление
ОНР у дошкольников: Кн. для логопеда /
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева.
– Просвещение, 1990.
- Преснова
О.В.Логопедические занятия в подготовительной
группе для детей с ОНР. В ж-ле “Воспитание
и обучение детей с нарушениями в развитии”.№
3, 2003
- Преснова
О.В.Логопедические занятия в подготовительной
группе для детей с ОНР. В ж-ле “Воспитание
и обучение детей с нарушениями в развитии”.№
3, 2003
- Психодиагноситческие
методы в педиатрии и детской психоневрологии
/Под ред. Д.Н.Исаева, В.Е.Когана. –СПб.:
Изд.ПМИ, 1994.
- Р.Е.Левина,
Н.А.Никашина. Характеристика общего недоразвития
речи у детей. М., 1968.
- Рахманкулова
Р. Программа работы по профилактике и
коррекции дезадаптации у первоклассников.//
Школьный психолог, № 25.
- Ребёнок.
Раннее выявление отклонений в развитии
речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.
–М.; 2001.
- Рогожникова
Т. Н. Сопоставление ассоциативных реакций
детей разных возрастных групп в условиях
нормы и патологии // Психолингвистические
исследования в области лексики и фонетики.
Калинин, 1983.
- Рождественская
В.И., Радина, Е.И. Воспитание правильной
речи у детей дошкольного возраста. –
М.: Просвещение, 1968.
- Рыбина Э.В.
Дидактические игры по подготовке к звуковому
анализу //Дефектология. – 1989. - №4.
- Садретдинова
Г.Ф., Смрнова М.В. Планирование и содержание
занятий с детьми 3-4 лет, страдающим общим
недоразвитием речи. – СПб: Изд. Центра
«Гармония»
- Соботович
Е.Ф. Формирование правильной речи у детей
дошкольного возраста с моторной алалией.
– Киев, 1981.
- Ткаченко
Т.А. Логопедическая тетрадь: Развитие
фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. – СПб.: Детство – Пресс,
1998.
- Усанова
О.Н. Дети с проблемами психического развития.
– М.; НПЦ «Коррекция», 1995.
- Ушакова
Т. Н. Роль словотворчества в усвоении
родного языка // Материалы Третьего симпозиума
по психолингвистике. М.,1970.
- Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические
основы коррекции общего недоразвития
речи у детей дошкольного возраста. М.,1985.
- Шаховская
С.Н. Использование наглядности при развитии
речи детей с алалией /Под ред. С.С. Ляпидевского
и С.Н. Шаховской // Расстройства речи и
методы их устранения. –М., 1975.
- Школа для
детей с тяжёлыми нарушениями речи/ Прд
ред.Р.Е.Левиной. –М.,1961.
- Эльконин
Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического
развития детей //Диагностика учебной
деятельности и интеллектуального развития
детей. М.: Просвещение, 1981.
Приложение
Бланки
ответов детей
1. Имя, речевой
диагноз: Рамазан
ОНР III
Отражённое
воспроизведение
слов
«Бегемот, сослан,
танкист, сквозняк, лекарство, сковорода,
термометр, пингвинёнок, фитографирую»
Оценка: 3
Отражённое
воспроизведение
фраз
«Хоккеисты… выиграли
…турнир»
«Лариза… связала
братишке… джемпер»
«Утром на деревьях
защебель… защепелили ласточки»
«Саша в…вращается
с работы …на транспорте»
«Мама покупает
в новерсаме фрукты»
Оценка: 3
2.Имя, речевой
диагноз: Настя
ОНР III
Отражённое
воспроизведение слов
«Кабемот, сосна,
такнист, сквозняк, лекарство, сковорода,
темотвый, пнигвинёнок, фотогфивую»
Оценка: 2
Отражённое
воспроизведение
фраз
«Хиккеисты выиграли
…турнир»
«Лариса связала
братишке джерпер»
«Утром на деревьях
…защебетали лашточки»
«Саша взрлащается
с работы на страноче»
«Мама кокупает
универсамты фрукты»
Оценка: 2
3.Имя, речевой
диагноз: Ленар,
ОНР III
Отражённое
воспроизведение
слов
«Бегемот, сосна,
танкист, сквозняк, лекарство, скоровода,
термометр, фотографивуют»
Оценка:3
Отражённое
воспроизведение фраз
«Хоккеисты выиграли
…турнир»
«Лариса связала
братишке… джемпер»
«Утром на деревьях
запищали ласточки»
«Саша возврачается
с работы на транспорте»
«Мама покупает
на сане фрукты»
Оценка:3
4. Имя, речевой
диагноз: Стас ОНР
III
- Отражённое
воспроизведение слов
«Имемот, сосна,
танкис, квозняк, лекарство, сковорода,
термоме, пингвинонок, фотофирую»
Оценка: 2
- Отражённое
воспроизведение фраз