Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:53, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в изучении особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Подобрать методы исследования, провести экспериментальное исследо-вание состояния слоговой структуры у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
3. Обобщить полученный опыт, наметить основные методы работы по фор-мированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с об-щим недоразвитием речи III уровня.
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошколь-ного возраста является одной из актуальных проблем современной логопе-дии. Это вызвано её практической значимостью: своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупре-ждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов слож-ного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недо-развитием речи, но он может быть также и у детей, страдающим только фон-етико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нару-шений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых на-рушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо учитывать осо-бенности формирования слоговой структуры у дошкольников с ОНР и свое-временно провести ряд коррекционно-педагогических мероприятий.
Несомненная актуальность проблемы побудила нас к подробному исследованию состояния слоговой структуры у дошкольников с общим недо-развитием речи III и IV уровней.
Цель нашей работы состоит в изучении особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект: развитие слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические условия фор-мирования слоговой структуры у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: процесс фор-мирования слоговой структуры дошкольников с ОНР III уровня имеет свои особенности и будет более успешным при условии создания определённых коррекционно – педагогических условий.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Теоретическая база исследования:
Решению вопросов формирования слоговой структуры у дошколь-ников с ОНР III уровня посвящены многочисленные труды учёных : Китер-ман Б., Швачкин Н.Х.,Сикорский И.А., Гвоздев, А.Н.,Туманова А.К и др
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической
литературы; изучение медико-психолого-
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 20 г.Туймазы с 10-ю детьми старшего дошкольного возраста ( пятеро- с диагнозом ОНР III уровня, остальные пятеро – с нормальным речевым развитием).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, , 1 таблицы, списка литературы из 50 наименований, приложения.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что полученные в работе данные могут быть интересны:
1.Теоретическое
обоснование необходимости
изучения слоговой
структуры у у
детей с ОНР
III уровня
1.1. Изучение данного вопроса в отечественной литературе
В
настоящее время в
На необходимость выделять внутри фонетической стороны речи осо-бый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдель-ных звуков слова указывали ряд авторов (А.Н.Гвоздев, И.А.Сикорский, Н.Х.Швачкин, Б.Китерман).
И.А.Сикорский
приводит факты из своих наблюдений,
свидетельс-твующие о
В некоторых работах был затронут вопрос о факторах, определяющих усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием. Так, А.Н.Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавли-вается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой слова ребёнок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входя-щих в них звуков, а в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н.Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».
Аналогичные соображения по вопросу об усвоении слогового состава слова мы находим у Б.Китермана. Решающее значение в этом процессе Б.Ки-терман придаёт сравнительной силе произношения слогов, так называемому динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, соотноси-мых им с ударностью слога: длительности гласного, его ясности – близости к фонетическому типу, высоте гласного –тоновому ударению. Таким образом отправной посылкой изложенного толкования усвоения слоговой структуры слова являются некоторые закономерности звуковой действительности русс-кого языка и их влияние на процесс овладения речью. Тем не менее устано-вление последовательности, в которой ребёнок овладевает слогами слова при невозможности воспроизвести его слоговую структуру целиком, не снимает вопроса о том, чем обусловлен сам факт этого затруднения. Процесс овладе-ния слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребёнка, в частности состоянием его слухового вос-приятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотива-ционной стороны деятельности и т.д. Некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слова с общим развитием речи ребёнка содержат-ся у Н.Х Швачкина. Так, общей ритмико-интонационной настроенностью ре-чевого выражения и восприятия, присущей ребёнку 1-2-летнего возраста, он объясняет возможность усвоения этим ребёнком слоговой структуры слова при полной искажённости его звукового состава, а также случаи опускания слогов, так называемой слоговой элизии; другие случаи слоговой элизии он видит в артикуляционной недостаточности ребёнка раннего возраста. Т.Г.Егорову принадлежат замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру: ребёнку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с закрытым трёхбуквенным слогом и ещё труднее со стечением согласных.
Следует отметить, что вопросы этиологии и патогенеза данного нарушения речи в литературе освещены недостаточно. При этом, как отме-чает в своих работах Маркова А.К., данный вид речевой патологии встре-чается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме. Исходя из схемы системного развития нор-мальной детской речи, составленной Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1г. 3 мес. – 1 г. 8мес.: ребёнок часто воспроизводит один слог услы-шанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
1г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.: воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож-ных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес.: в 3-сложных словах иногда всё ещё опускает-ся слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество сло-гов в 4-сложных словах;
2 г.1 мес. – 2 г.3 мес.: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес. – 3 г.: слоговая структура нарушается редко, главным обра-зом в малознакомых словах.
В
случаях речевой патологии
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать сле-дующим образом:
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патоло-гией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфоло-гической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Большой интерес представляют работы, затрагивающие в той или иной степени вопрос об усвоении произношении слова, а также в случаях других речевых нарушений. Появление этих работ свидетельствует о том, что вопрос об усвоении структуры слова не только занимает особое место в ряду проблем психологии и лингвистики, но и поставлен на очередь дня практической специальной психологии.
Агранович З.Е. подчёркивает, что нарушение слоговой структуры представляет значимую сложность для логопедической работы. Недоста-точная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школь-ников, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и фонема-тической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чём свидетельствует повседневная логопедическая практика.
Несмотря
на содержательность материала по развитию
детской речи, заключённого в названных
работах, эти работы могут быть только
в незна-чительной степени
Практическая
важность и теоретическая
1.2.
Психолого-педагогическая
характеристика детей
с ОНР
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в коллективе дошкольного учреждения, что вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач деятельности, обобщения, познания.
Возникшие
и развивающиеся у детей
Старший
дошкольник при постановке перед
ним определенных задач пытается
найти реальные пути их решения, но
он может решать их и «в уме», мысленно.
Он представляет себе реальную ситуацию
и «действует» в своем