Слоговой состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в изучении особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Подобрать методы исследования, провести экспериментальное исследо-вание состояния слоговой структуры у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
3. Обобщить полученный опыт, наметить основные методы работы по фор-мированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с об-щим недоразвитием речи III уровня.

Работа содержит 1 файл

слоговая стр-ра.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

       Преодоление общего недоразвития речи у детей  старшего дошколь-ного возраста является одной из актуальных проблем современной  логопе-дии. Это вызвано её практической значимостью: своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет  большое значение для предупре-ждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

       Среди разнообразных нарушений речи у  детей дошкольного возраста одним  из наиболее трудных для коррекции  является такое особое проявление речевой  патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов слож-ного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недо-развитием речи, но он может быть также  и у детей, страдающим только фон-етико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нару-шений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых на-рушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

       Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо учитывать осо-бенности формирования  слоговой структуры у дошкольников с ОНР и  свое-временно  провести ряд коррекционно-педагогических мероприятий.

       Несомненная актуальность проблемы побудила нас  к подробному исследованию состояния  слоговой структуры у дошкольников с общим недо-развитием речи III и IV уровней.

       Цель  нашей работы состоит в изучении особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

       Объект: развитие слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня.

       Предмет исследования: коррекционно-педагогические  условия фор-мирования слоговой структуры у старших дошкольников с ОНР III уровня.

       Гипотеза  нашего исследования состоит в следующем: процесс фор-мирования слоговой структуры дошкольников с ОНР III уровня имеет свои особенности и будет более успешным при условии создания определённых коррекционно – педагогических условий.

       В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать методы исследования, провести экспериментальное исследо-вание состояния слоговой структуры у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
  3. Обобщить полученный опыт, наметить основные методы работы по фор-мированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с об-щим недоразвитием речи III уровня.

       Теоретическая база исследования:

       Решению вопросов формирования слоговой структуры  у дошколь-ников с ОНР III уровня посвящены многочисленные труды учёных : Китер-ман Б., Швачкин Н.Х.,Сикорский И.А., Гвоздев, А.Н.,Туманова А.К и др

       Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации; наблюдение, беседа, опрос педагогов и родителей.

       Эмпирическая  база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 20 г.Туймазы с 10-ю детьми старшего дошкольного возраста ( пятеро-  с диагнозом ОНР III уровня, остальные пятеро – с нормальным речевым развитием).

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, , 1 таблицы, списка литературы из 50 наименований,  приложения.

    Практическая  значимость проведённого исследования состоит в том, что полученные в работе данные могут быть интересны:

    • учёным  и научным коллективам, исследующим проблемы воспитания и обучения детей, имеющих специфические нарушения в устной речи;
    • дошкольным педагогам и логопедам в практической работе с детьми;
    • родителям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретическое  обоснование необходимости  изучения слоговой  структуры у у  детей с ОНР  III уровня 

       1.1. Изучение данного  вопроса в отечественной  литературе

       В настоящее время в логопедической работе с детьми, имеющими общее  недоразвитие речи зачастую на первое место выдвигается задача кор-рекции отдельных звуков. Между тем в  самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

       На  необходимость выделять внутри фонетической стороны речи осо-бый процесс  усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдель-ных звуков слова указывали ряд авторов (А.Н.Гвоздев, И.А.Сикорский, Н.Х.Швачкин, Б.Китерман).

       И.А.Сикорский  приводит факты из своих наблюдений, свидетельс-твующие о возможности  усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроиз-ведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого сло-гового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения И.А.Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятель-ности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладе-нию отдельными звуками.

       В некоторых работах был затронут вопрос о факторах, определяющих усвоение структуры слова у детей с  нормальным речевым развитием. Так, А.Н.Гвоздев, рассматривая усвоение слогового  состава слова, останавли-вается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой слова ребёнок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входя-щих в них звуков, а в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н.Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».

       Аналогичные соображения по вопросу об усвоении слогового состава слова мы находим  у Б.Китермана. Решающее значение в  этом процессе Б.Ки-терман придаёт сравнительной силе произношения слогов, так называемому динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, соотноси-мых им с ударностью слога: длительности гласного, его ясности – близости к фонетическому типу, высоте гласного –тоновому ударению. Таким образом отправной посылкой изложенного толкования усвоения слоговой структуры слова являются некоторые закономерности звуковой действительности русс-кого языка и их влияние на процесс овладения речью. Тем не менее устано-вление последовательности, в которой ребёнок овладевает слогами слова при невозможности воспроизвести его слоговую структуру целиком, не снимает вопроса о том, чем обусловлен сам факт этого затруднения. Процесс овладе-ния слоговым составом слова  может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребёнка, в частности состоянием его слухового вос-приятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотива-ционной стороны деятельности и т.д. Некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слова с общим развитием речи ребёнка содержат-ся у Н.Х Швачкина. Так, общей ритмико-интонационной настроенностью ре-чевого выражения и восприятия, присущей ребёнку 1-2-летнего возраста, он объясняет возможность усвоения этим ребёнком слоговой структуры слова при полной искажённости его звукового состава, а также случаи опускания слогов, так называемой слоговой элизии; другие случаи слоговой элизии он видит в артикуляционной недостаточности ребёнка раннего возраста. Т.Г.Егорову принадлежат замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру: ребёнку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с закрытым трёхбуквенным слогом и ещё труднее со стечением согласных.

       Следует отметить, что вопросы этиологии  и патогенеза данного нарушения речи в литературе освещены недостаточно. При этом, как отме-чает в своих работах Маркова А.К., данный вид речевой патологии встре-чается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме. Исходя из схемы системного развития нор-мальной детской речи, составленной Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

       1г. 3 мес. – 1 г. 8мес.: ребёнок часто воспроизводит один слог услы-шанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

       1г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.: воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож-ных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

       1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес.: в 3-сложных словах иногда всё ещё опускает-ся слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество сло-гов в 4-сложных словах;

       2 г.1 мес. – 2 г.3 мес.: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

       2 г. 3 мес. – 3 г.: слоговая структура нарушается редко, главным обра-зом в малознакомых словах.

       В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам  не исчезают их детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выражен-ный, стойкий  характер.

       Первые  слова аномальной детской речи можно  классифицировать сле-дующим образом:

    • правильно произносимые слова: мама, дай;
    • слова-фрагменты: мако (молоко);
    • слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
    • абрисы слов папата (лопата);
    • слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

       Нарушение слоговой структуры слов сохраняется  у детей с патоло-гией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь  всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфоло-гической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

       Большой интерес представляют работы, затрагивающие  в той или иной степени вопрос об усвоении произношении слова, а также в случаях других речевых нарушений. Появление этих работ свидетельствует о том, что вопрос об усвоении структуры слова не только занимает особое место в ряду проблем психологии и лингвистики, но и поставлен на очередь дня практической специальной психологии.

       Агранович З.Е. подчёркивает, что нарушение  слоговой структуры представляет значимую сложность для логопедической работы. Недоста-точная степень коррекции  данного вида фонологической патологии  в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школь-ников, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и фонема-тической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чём свидетельствует повседневная логопедическая практика.

       Несмотря  на содержательность материала по развитию детской речи, заключённого в названных  работах, эти работы могут быть только в незна-чительной степени использованы для раскрытия особенностей усвоения сло-говой структуры слова у детей, страдающих общим недоразвитием речи, ибо они содержат лишь отдельные замечания по данной проблеме и оставляют открытым вопрос об усвоении слоговой структуры слова в условиях ано-мального речевого развития.

       Практическая  важность и теоретическая неразработанность  вопроса об усвоении слогового состава  слова детьми с необходимостью требует  его специального изучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Психолого-педагогическая  характеристика детей с ОНР 

    Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в коллективе дошкольного учреждения, что вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач деятельности, обобщения, познания.

       Возникшие и развивающиеся у детей потребности  самоутверждения и признания  их возможностей со стороны взрослых создают условия для формирования самостоятельности, инициативы, познавательных интересов, произвольности деятельности и произвольности в общении, творчества.

       Старший дошкольник при постановке перед  ним определенных задач пытается найти реальные пути их решения, но он может решать их и «в уме», мысленно. Он представляет себе реальную ситуацию и «действует» в своем воображении.

Информация о работе Слоговой состав слова