Система дополнительного образования и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам

Работа содержит 1 файл

овременная система дополнительного образования и перспективы ее развития.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время большинство учреждений городского подчинения выполняет социальные функции на территории районных управ. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу на территории района должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее необходимым кадровым потенциалом, методической базой, реализующее комплексные образовательные программы. Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы дополнительного образования негативно отражаются в последние пять лет на развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных. Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей — сокращение из года в год бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы городских мероприятий с учащимися и участие в федеральных мероприятиях подрывают традиции в системе дополнительного образования детей, разрушают мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности, негативно отражаются на развитии содержания деятельности. 

В последние  годы учреждения дополнительного образования  детей Москвы получили для своей деятельности от 40% до 80% минимально необходимого. 

Особую тревогу  вызывает техническое состояние  зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время отдельные  здания требуют капитального и текущего ремонта. Причины такого положения не только в отсутствии средств, но и в проявлении остаточного принципа по отношению к системе дополнительного образования детей. 

Материально-техническое  оснащение явно не удовлетворяет  современным требованиям к системе дополнительного образования детей. 

Эти обстоятельства влияют на рост числа родителей детей, оплачивающих занятия в учреждениях  дополнительного образования детей. 

Отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в  учреждениях дополнительного образования детей вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам образовательной деятельности от 20 до 60% затрат на образовательный процесс. Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи. 

Отсутствие единой межведомственной программы развития системы дополнительного образования  детей приводит к параллелизму в  работе различных комитетов и  организаций, которые в своей  деятельности не учитывают сложившихся  традиций, а в ряде случаев и педагогических принципов. 

Учитывая это, а также в целях дальнейшего  развития городской системы дополнительного  образования детей Москвы Комитетом  образования разрабатывается межведомственная программа развития этой системы  на 2001-2005 годы. 

Цели и задачи такой программы выстраиваются  в логике предупреждения деинтеллектуализации детского населения Москвы и роста  социальных девиаций детской среде  в период перехода образования на новый финансово-экономический механизм. 

Программа направлена на: 

преодоление разрыва  между глобализмом и персонифицированностью современного образования;

целенаправленное  формирование пространств социально-позитивной социализации детей Москвы, формирование устойчивости в противостоянии негативным социальным воздействиям;

обеспечение доступности  качественного образования разных уровней всем детям и каждому  ребенку в индивидуальном темпе, реальности и реализуемости прав детей на свободное самоопределение  в неограниченном пространстве образовательных  и социокультурных возможностей города — мегаполиса;

удовлетворение  возрастной потребности в идентификации  личности, определении жизненных  стратегий и обретении навыков  их реализации;

сохранение и  культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан Москвы в реформируемой России, создание условий, благоприятных для развития творческой индивидуальности личности, ее социального, духовно-нравственного и профессионального становления;

выявление проблем  и затруднений детей, оказание помощи в их разрешении; создание системы поддержки детей при вхождении в глобализированный мир взрослой жизни удовлетворением образовательных потребностей и развития мотивации к познанию и творчеству;

разработку и  реализацию образовательных программ дополнительного образования детей  с ограниченными возможностями, с по?вышенной мотивацией к обучению, творчески одаренных детей;

развитие инновационных  форм дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях  разных типов;

создание условий  для реализации принципа непрерывности  в образовании;

обновление нормативно-правовой, материально-технической, финансово-экономической  и кадровой базы сферы дополнительного  образования детей;

формирование  требований к содержанию организуемого  учреждениями дополнительного образования  детей образовательного процесса;

определение общего и особенного в деятельности учреждений дополнительного образования детей  разных видов с учетом разнообразия возлагаемых на них функций;

достижение предусмотренных  национальной доктриной образования  в Российской Федерации стратегических целей воспитания и обучения для всех групп и категорий детей Москвы. Неформальное по степени свободы личности в выборе содержания и формы образования дополнительное образование детей в Москве представляет собой в достаточной степени формализованный устойчивый образовательный процесс, направленный на обеспечение воспитания и обучения детей в их свободное время.  
 

Межведомственная  городская программа развития сферы  дополнительного образования детей  сможет обеспечить реальную защищенность детей от мелочной опеки взрослых, подавления творческой индивидуальности, оскорбления достоинства формированием опыта личностно социально-безопасного поведения. 

К приоритетным направлениям развития дополнительного  образования логично отнести  совместные действия всех субъектов — организаторов дополнительного образования детей по: 

обеспечению доступности  этой сферы для детей различных  групп и категорий;

мобилизации всех ресурсов ее развития и обеспечению  их целевого использования в интересах  детей Москвы;

обновлению содержания на основе теоретически обоснованной и выверенной в последствиях концепции;

созданию индустрии  детского досуга;

модернизации  организационной структуры и  системы управления;

формированию  и реализации кадровой политики;

формированию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в Москве;

созданию условий  для разработки и реализации сетевых, инфраструктурных и системных проектов, направленных на позитивную социализацию детей Москвы;

программно-методическому, учебно-технологическому, материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования детей;

правовому регулированию  образовательных процессов в  сфере дополнительного образования  детей;

моделированию стандартов качества дополнительного  образования детей;

модернизации экономических основ, обеспечению стабильного финансирования в соответствии с принятыми учредителем к реализации образовательными программами. Дополнительное образование Москвы имеет все основания для признания мировым сообществом благополучного безопасного и перспективного детства.

Информация о работе Система дополнительного образования и перспективы ее развития