Перспективы развития пенсионной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана. Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
-рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
-на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
-разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы пенсионной системы РК…………………..5
Понятие пенсионной системы……………………………………………….5

Причины реформирования пенсионной системы РК……………………..8

1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК» ……………………………………………………………………………...10
Глава 2 Анализ пенсионной системы РК……………………………………12
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции………………………………...12

2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов…………………………………………………….17
Глава 3 Перспективы развития пенсионной системы РК………………..27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

фин курсовая.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………......3           

Глава 1 Теоретические основы пенсионной системы РК…………………..5    

    1. Понятие пенсионной системы……………………………………………….5
 
    1. Причины реформирования пенсионной системы РК……………………..8
 

1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК» ……………………………………………………………………………...10             

Глава 2 Анализ пенсионной системы РК……………………………………12 

2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции………………………………...12

                               

2.2 Источники формирования и направления использования

средств пенсионных фондов…………………………………………………….17                       

Глава 3 Перспективы развития пенсионной системы РК………………..27                   

Заключение……………………………………………………………………...31                

Список  литературы……………………………………………………………32                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       Казахстан первым среди стран СНГ начал  реформировать старую солидарную систему  пенсионного обеспечения граждан  с переходом на накопительную  систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.

       В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей  в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача - максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков.

       Актуальность  темы курсовой работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.

       Предметом исследования являются пенсионные реформы  и система Республики Казахстан; целью - изучение и рассмотрение проблемы пенсионной системы республики; объектом – структура пенсионных фондов.

       В первой главе раскрыты такие вопросы, как понятие накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества, причины реформирования пенсионной системы,  а также некоторые  из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

       Пенсионные  фонды являются важным звеном сегодняшней  накопительной пенсионной системы, во второй главе рассмотрены понятие, функции, назначение пенсионных фондов, источники формирования и направления  использования средств пенсионных фондов и представлен анализ пенсионной системы Республики Казахстан в целом.

       Пенсионная  система в данный момент находится  на стадии своего развития и в третьей  главе рассмотрены вопросы, связанные  с проблемами и перспективами  развития пенсионной системы, а также  методы ее реформирования.

       Цель  курсовой работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана. Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:

       - теоретическое обоснование функционирования  пенсионной системы Казахстана; 

       - изучение результатов развития  пенсионной системы Казахстана;

       -рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;

       -на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;

       -разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.

       Предмет исследования - деятельность пенсионных фондов и их взаимоотношения с другими участниками пенсионной системы Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретические основы пенсионной системы РК 

    1. Понятие накопительной пенсионной системы РК

       Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Казахская реформа системы пенсионного обеспечения была обусловлена требованиями рыночной экономики и стремлением заложить основы благосостояния населения. Основным стимулом реформы было стремление государства к минимизации своего участия в расходах на пенсионное обеспечение населения. Особенностью казахстанской реформы стало то, что накопительная система была введена не в качестве дополнительного, а в качестве основного элемента нового негосударственного пенсионного обеспечения.

       Реформа проведена в сжатые сроки (по сравнению с другими странами)

       Основные  этапы развития накопительной пенсионной системы: 
1997 год: 
Разрабатывается и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.

       Вступает  в силу Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

       Принято постановление Правительства РК «О создании закрытого акционерного общества «Государственный накопительный пенсионный фонд». ГНПФ была отведена особая стратегическая роль: стимулирование развития НПС, обеспечение максимального вовлечения населения в накопительную пенсионную систему и формированию базы вкладчиков накопительной пенсионной системы, формирование доверия к новой пенсионной системе со стороны населения, созданию основ пенсионного рынка и конкурентной среды.

       1998 год: 
Старт накопительной пенсионной системы и создание инфраструктуры пенсионного рынка.

       19 января в ГНПФ поступил первый в истории накопительной пенсионной системы Казахстана пенсионный взнос.

       1998 — 2002 годы:

       ГНПФ  осуществляет деятельность в режиме «Фонд по умолчанию»: обязательные пенсионные взносы перечисляются работодателем в ГНПФ, если работник не определился с выбором и не заключил договор с другим пенсионным фондом.

       1999 год: 
ГНПФ первый среди пенсионных фондов в истории накопительной пенсионной ГНПФ первый среди пенсионных фондов в истории накопительной пенсионной системы получил лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами.

       2003 - 2004 года: 
Предоставление государственных гарантии вкладчикам в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.

       Определены  схемы пенсионных выплат и создана возможность получения пенсий через страховые организации;

       Изменены  размер и структура ставок вознаграждения накопительных пенсионных фондов;

       Усилена ответственность агентов по уплате обязательных пенсионных взносов;

       введены добровольные профессиональные пенсионные взносы;

       разработана и принята Программа развития накопительной пенсионной системы на 2005 — 2007 годы.

       2006 год: 
Создан единый учетный центр в целях оптимизации платежей в накопительной пенсионной системе на базе РГКП «Государственного центра по выплате пенсий»;

       Установлена внесудебная ответственность пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, по поддержанию номинальной доходности накоплений вкладчиков;

       Осуществление переводов пенсионных накоплений вкладчиков между пенсионными фондами через Государственный центр по выплате пенсий.

       2007 год: 
Организация и проведение по инициативе ГНПФ международной конференции «Пенсионный рынок Казахстана — 10 лет системным реформам», посвященной 10-летию накопительной пенсионной системы Казахстана.

       В июне 2009 года исполнилось двенадцать лет подписанию Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В соответствии с этим законом с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета. При этом граждане имеют право производить также и добровольные пенсионные отчисления. Накопленные средства инвестируются в экономику, а после прекращения трудовой деятельности работника идут на его личное пенсионное обеспечение.

       Одна из основных сложностей на этапе проведения реформы - двойное бремя, ложащееся на работников и работодателей: обеспечить сегодняшних пенсионеров и позаботиться о собственном будущем. В соответствии с законодательством Республики Казахстан, пенсионная система переходного периода совмещает одновременно два метода финансирования: распределительную - для нынешних пенсионеров, и накопительную на личных счетах - для будущих, причем доля собственных пенсионных накоплений в финансировании пенсий будет постепенно возрастать и к 2045-2050 году элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован.

         В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

       1)установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

       2)четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;

       3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

       Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды. и их сегодня 14, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

       К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы РК, объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, компании по управлению пенсионными активами (КУПА), и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Информация о работе Перспективы развития пенсионной системы РК