Система дополнительного образования и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам

Работа содержит 1 файл

овременная система дополнительного образования и перспективы ее развития.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

распространение передового педагогического опыта;

информационное  обеспечение системы дополнительного  образования детей через телевидение, радио, прессу;

организация программно-методической службы;

создание системы  предъявления результатов образовательной  деятельности детей в Москве (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);

обеспечение межведомственного  подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства в Москве.  

Свыше 35% обучающихся  занимаются в свободное время  разными видами образовательной  деятельности. Наибольшее число учащихся Москвы занимается в учреждениях  дополнительного образования детей  Восточного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного учебных округов. В 121 образовательном учреждении дополнительного образования детей реализуется более 3 тыс. программ дополнительного образования. 

Образовательный процесс оснащен разноуровневыми  образовательными программами. Расширена сеть образовательных, учреждений дополнительного образования детей, за последние 5 лет открыто 11 новых учреждений. Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей. Наиболее активно развивалась сеть учреждений дополнительного образования детей в Северо-Западном, Северо-Восточном, Северном, Юго-Западном учебных округах. Проведены три Московских региональных конкурса авторских образовательных программ, что позволило зарегистрировать, провести экспертизу и сертифицировать более 200 образовательных программ, которые соответствуют нуждам, потребностям и возможностям конкретных детей, семей, общностей 

Смысл развития городской системы дополнительного  образования детей состоит прежде всего: 

в сохранении и  культивировании уникальности каждого московского ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении;

в удовлетворении естественной потребности детей  в познании себя, осмыслении себя в  окружающем мире, обретении способности  сохранять свою свободу, не мешая  другим;

в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся  личности разрушительным воздействиям.  
 

Расширена сеть образовательных учреждений дополнительного  образования детей. В 2000/2001 учебном  году, по статистическим данным (на 1.10.2000), в Москве действуют 123 учреждения дополнительного образования детей (в 1995г. — 108) с контингентом обучающихся 218 644 (1995 — (без спортивных школ) 156 041). 

В целях дальнейшей рационализации сети образовательных  учреждений к 2000/2001 учебному году открыты  учреждения дополнительного образования детей в Северном, Юго-Западном, Северо-Восточном округах. Благодаря целенаправленной работе управления образования Зеленограда бывшие 5 филиалов Дворца творчества перешли в статус самостоятельных учреждений дополнительного образования. 

Анализ контингента  обучающихся в учреждениях дополнительного  образования показывает, что в  большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 11-15 лет (в учреждениях городского подчинения — 51,8%). 

Занятия в учреждениях  проводятся в основном во второй половине дня. Более 60% детей занимается в основных зданиях. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения на базе других образовательных учреждений, максимально приближая их к месту жительства детей. 

*** 

Содержание дополнительного  образования детей обусловлено  функциями свободного времени детей  и содержит: 

рекреативно-оздоровительное  развитие ребенка;

организацию социального  опыта;

психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

персонификацию  объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.  

В городе обеспечено научное сопровождение системы  дополнительного образования. В 1999 году в структуре МИПКРО создан Центр социализации и методики дополнительного образования, в августе 2000 года сформированы два временных творческих коллектива для разработки теоретико-методологических и методических основ дополнительного образования. К разработке проблемы дополнительного образования привлечено более 20 докторов наук и более 60 кандидатов наук. На разных этапах приняли участие, внесли свой вклад: 

А. В. Мудрик;

М. Б. Коваль;

В. В. Рубцов;

В. И. Панов;

В. А. Левин;

В. И. Слободчиков;

А. М. Абрамов;

В. Б. Новичков;

А. Л. Семенов;

Л. Е. Курнешова;

А. А. Остапец-Свешников;

Ю. В. Громыко;

Н. Г. Алексеев;

Е. Б. Евладова;

Ю. В. Крупнов;

Г. П. Буданова.  
 

На планово-системной  основе создан и функционирует экспертный совет по дополнительному образованию  детей, регулярно проводятся проблемные семинары для директоров учреждений дополнительного образования, организационно-деловые игры. Организована деятельность 5 экспериментальных городских площадок по проблемам дополнительного образования («Экология детства» на базе трех учреждений дополнительного образования городского подчинения: Центра дополнительного образования «Россия», Центра внешкольной работы и Центра творчества детей и юношества Южного округа), что позволяет проверять в экспериментальном режиме инновационные идеи, разрабатывать и реализовывать образовательные программы, формировать комплект образовательных программ и методических материалов к ним. 

Обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала и  повышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта способствуют конкурсы авторских образовательных программ. Авторами программ являются педагоги дополнительного образования, методисты. Проведено три московских конкурса авторских образовательных программ. На конкурс были представлены программы по основным направлениям деятельности, что позволило, провести экспертизу и сертифицировать более 200 авторских — оригинальных и модифицированных — образовательных программ дополнительного образования детей. 

Традиционной  стала городская научно-практическая конференция «Развитие личности. Опыт. Проблемы, Поиск», организуемая на базе учебных округов (Южный, Восточный, Юго-Западный, Северо-Западный, Зеленоград). 

Развитие системы дополнительного образования детей в городе обеспечивается при поддержке префектур административных округов и управление муниципальных районов. 

*** 

Управление системой дополнительного образования детей  осуществляется Московские комитетом  образования, специалистами по вопросам воспитания и дополнительного образования в окружных управлениях, городскими учреждениями дополнительного образования. 

Управление социального  воспитания, международных и межрегиональных  программ Комитета образования обеспечивает единство требований к организации образовательного процесса. 

Вопросы состояния  и развития дополнительного образования  детей заслушиваются на; коллегиях  окружных управлений. Для решения  текущих задач созданы комиссии, оргкомитет по организации каникулярного времени, оргкомитет фестиваля «Юные талант Московии», совет специалистов по вопросам дополнительного образования. 

*** 

Необходимым условием успешного развития системы дополнительного  образования детей является обеспечение  высокого уровня кадрового потенциала. В Москве он составляет более 8 тысяч человек. Более 75% педагогов дополнительного образования города имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 27.7% педагогических кадров. В учреждениях дополнительного образования открываются кабинеты доверия, увеличилось количество психологов. 

С 1992 года в рамках Московского конкурс «Учитель года»  проводится конкурс «Педагог-внешкольник  года». Конкурс профессионального  мастерства педагогов дополнительного  образования стал широким смотром педагогического мастерства, демонстрацией потенциала работников системы дополнительного образования детей. Он способствует повышению профессионального мастерства педагогов, распространению передового педагогического опыта. 

Московский городской конкурс «Педагог внешкольник Москвы» стал своеобразно интегрированной формой выявления в сфере дополнительного образования детей специалистов, творчески работающих и имеющих высокий профессиональный рейтинг. Первыми лауреатами конкурса в 1992 году стали: Герман Викторович Митрофанов педагог дополнительного образования Центра творчества «Киевский», Валентина Геннадьевна Дубинина, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «Сокольники» начиная с 1993 года победителями становились: Федор Вениаминович Сухов, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «Хамовники», Виктор Михайлович Какурин, педагог дополнительного образования Московского городского клуба юных моряков и речников, Павел Викторович Курочкин, художественный руководитель театрального центра «Ведогонь», Елена Владимировна Будина, педагог дополнительного образования, руководитель студии изобразительного искусства Дворца творчества детей, подростков и юношества «На Миуссах», Скударь Денис Олегович, педагог дополнительного образования ЦДТ «Матвеевское, Ольга Федосеевна Микертумянц, педагог дополнительного образования студии керамики «Цвет и Форма» Центра детского и юношеского творчества «Строгино», Николай Сергеевич Степанов, педагог-организатор Центра детского и юношеского творчества «Бабушкинский», Яна Владимировна Агеева, педагог дополнительного образования Центра развития творчества и юношества им. А. Косарева, Татьяна Викторовна Ананина, педагог дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного творчества Детско-юношеского центра досуга и др. 

В 2000 году в финале конкурса «Учитель года» были представлены 6 педагогов дополнительного образования. Лауреатом конкурса стала М. Г. Струве, педагог дополнительного образования, руководитель детской хоровой студии Центра эстетического воспитания «Моцарт» Юго-Западного учебного округа. Конкурс широко освещался в московской прессе и получил высокую оценку. Лауреаты городского конкурса принимали участие во Всероссийских конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Санкт-Петербурге. Ежегодно самое активное участие в конкурсе «Педагог — внешкольник года» принимают Центральный, Южный, Восточный, Северный, Северо-Западный округа. 

Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения по всем направлениям образовательной деятельности (в учреждениях, на окружном уровне). Программа фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» предусматривает проведение творческих мастерских, мастер-классов для педагогов дополнительного образования и руководителей детских творческих коллективов по основным направлениям деятельности. Организаторами работы городских творческих объединений являются учреждения дополнительного образования городского подчинения — Московский городской детско-юношеский центр (А.И. Селюнин), Московский городской Дворец творчества детей и юношества (Н.И. Клятова), Центр творчества «Кузьминки» (О. Н. Колот). 

Повышение квалификации работников системы дополнительного образования осуществляется Центром социализации и методики дополнительного образования МИПКРО (Г. П. Буданова). За 2 года прошли курсовую подготовку 716 человек. Разработано более 15 учебно-тематических планов для различных категорий педагогических работников: руководителей учреждений, методистов, педагогов дополнительного образования. Особое внимание уделялось специалистам, не имеющим педагогического образования (хореографы, музыканты, инженеры и др.). Для данной категории слушателей разработан специальный курс «Психолого-педагогические и методические проблемы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» (72 и 108 ч.). 

*** 

Анализ состояния  материально-технической базы учреждений дополнительного образования свидетельствует  о том, что в данном направлении происходят положительные изменения. Учреждениям выделяются дополнительные помещения (Южный, Северный, Северо-Западный, Юго-Западный округа), укрепляется материальная база. 

Информация о работе Система дополнительного образования и перспективы ее развития