Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:44, реферат
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам
овременная система
дополнительного образования и
перспективы ее развития
Система дополнительного
образования детей возникла в
Москве в 1992 году. Она явилась преемником
внеклассной и внешкольной
Дополнительное
образование детей —
Ценность дополнительного
образования детей в том, что
оно усиливает вариативную
Дополнительное
образование детей создает юному человеку
условия, чтобы полноценно прожить пору
детства. Ведь если ребенок полноценно
живет, реализуя себя, решая задачи социально
значимые, выходит даже в профессиональное
поле деятельности, то у него будет гораздо
больше возможностей достичь в зрелом
возрасте больших результатов, сделать
безошибочный выбор.
Основное содержание
дополнительного образования
Дополнительное
образование детей дорожит
Дополнительное
образование детей оказалось значительно
сильнее и шире, чем задумывалось при создании.
Несмотря на
то, что сегодня дополнительное образование
детей несет на себе отпечаток
прошлого отношения к нему, в нем
появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась
целая сеть учреждений дополнительного
образования детей и появилось бесчисленное
множество дополнительных образовательных
услуг.
Во-вторых, дополнительное
образование детей приобрело
гибкость, невероятную для такой
консервативной сферы, как образование
и педагогика.
В-третьих, отмечается
явная тенденция к дальнейшему
интенсивному развитию и экстенсивному
росту сферы действия дополнительного
образования детей. Городская система
дополнительного образования
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
многофункциональность;
разноуровневость;
разнообразие
содержания, форм, методов образования
как следствие свободы
индивидуализация
методик образования как
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
реализация ориентационной
функции через содержание учебного
материала. Дополнительное образование
детей — составная часть
Система дополнительного
образования детей переживает период
становления. Не имея государственных
требовании, обязательных для исполнения,
она наделена правами самостоятельного
определения смыслов и ценностей своей
деятельности, исходя из интересов детей
и с учетом специфики свободного времени.
Современная система дополнительного
образования состоит из: трех областей:
территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;
кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;
содержания деятельности,
состоящей из типовых и авторских
программ отдельных педагогов и
учреждений, призванных удовлетворять
потребностям различных категорий детей
на различных уровнях (город, округ, район,
учреждение);
трех процессов
и структур, их обеспечивающих:
социального мониторинга
— выделение набора критериев
и характеристик для
программно-методическая — прогноз развития системы и результатов проблем;
эксперимент —
отработку конкретных технологий и
программ как управленческого, так
и педагогического уровня, в конкретных
социальных условиях.
Данные три
процесса являются необходимым условием
для обеспечения целостного состояния
всей системы, процесса управления ее
функционированием и развитием.
Ценность дополнительного
образования детей в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего
образования и помогает ребятам в профессиональном
самоопределении, способствует реализации
их сил, знаний, полученных в базовом компоненте-в
школе.
Ребенок в дополнительном
образовании постигает самую
главную в жизни вещь ищет смысл жизни
и возможность быть. И, конечно, с открытием
каждого нового образовательного учреждения
дополнительного образования детей расширяется
(увеличивается экологическое пространство
жизнедеятельности детей) пространство
детского благополучия. Когда-то С. Я. Маршак
писал: «Труд, окрыленный интересом к делу,
легче, а не тяжелее труда, выполняемого
по обязанности».
Современным детям
уже не требуется объяснять, что
изменились представления о монополии
школы на формирование личности ребенка;
растет престиж учреждений дополнительного
образования детей, расширяется их образовательный
потенциал; появляются новые экологические
ниши, в которых находят себя «неудобные»
(нестандартные) дети.
Сами же дети
все более настойчиво заявляют о
своих правах, интересах, нуждах; и не
только заявляют, но и находят пути их
удовлетворения. Одновременно дети отмечают
обострение противоречий между различными
возрастными категориями, обращают внимание
взрослых на то, что им плохо живется в
ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.
Вполне благополучные,
на первый взгляд, современные дети
испытывают страх перед своим
будущим, боятся стать взрослыми, болезненно
переносят обман, предательство, одиночество,
в основном надеются только на себя
и частично на родителей; не доверяют
политическим лидерам; имеют собственное
мнение о переустройстве общества; хотят
заработать деньги, дабы иметь при вхождении
во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл;
отстаивают право на раннюю экономическую
самостоятельность; изъявляют желание
заниматься искусством, бизнесом; не считают
нужным для себя служить в армии; осознают
свое бесправное положение в обществе;
признают драку вполне цивилизованным
способом борьбы за свои права.
И в этой связи
возрастает роль дополнительного образования
детей. Дополнительное образование формирует
у ребенка самосознание, ощущение ценности
собственной личности, здесь ребенок может
избавиться от привычки действовать только
по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие
потребности, развивает интересы, усваивает
знания в том темпе и объеме, которые ему
позволяют его индивидуальные способности.
Известно, что
Закон РФ «Об образовании» не определяет
дополнительное образование детей
как действующее в рамках стандартов.
Содержание дополнительного образования
не стандартизируется — оно безбрежно:
работая с ребенком в соответствии с его
интересами, его выбором, мы можем идти
и вширь, и ввысь, и вглубь.
Но действие
Закона РФ «Об образовании» распространяется
и на дополнительное образование, а,
следовательно, должны быть определены
требования, некие правила, которыми руководствуются
и работники дополнительного образования
от педагога до руководителя. В законе
есть статья о содержании образования,
она приемлема к любому его виду, формирует
определенные государственные требования,
при этом мы хотим выявить особенность,
специфику содержания дополнительного
образования детей.
Один из главных
вопросов для нас: насколько городская
система дополнительного
Сегодня мы можем
сказать, что прошедшие восемь лет
не прошли даром, в результате экспериментальной
деятельности, а то и методом «проб
и ошибок» мы нашли основания для
построения образовательной программы,
что может изменить отношение к содержанию
дополнительного образования детей.
Главная ценность
для нас — личностная. Мы имеем
дело со свободным ресурсом ребенка.
Сформированная в соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании»
система дополнительного образования
детей в Москве адекватна требованиям,
предъявляемым к этому виду образования
на федеральном уровне.
Дополнительное
образование в Москве доступно всем
детям и каждому ребенку. Его
качество гарантируется образовательными
программами, выполнение которых отслеживается
окружными управлениями образования и
Московским комитетом образования. Образовательный
процесс организуется в соответствии
с выстроенными в педагогически целесообразной
логике требованиями и нацелен на развитие
у детей мотивации к познанию и творчеству.
Комитет образования
совместно с окружными
Опыт организации
процесса становления и развития
московской городской системы
Вопросы развития
системы дополнительного
Основными факторами,
определившими развитие системы
дополнительного образования
развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
укрепление связи науки и практики;
взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
Информация о работе Система дополнительного образования и перспективы ее развития