Шпаргалка по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Работа содержит 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 76.34 Кб (Скачать)

  23. Программа социально-педагогического исследования. 

24, Методы социально-педагогического исследования.

Для построения теории используют наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ  детей, изучение их личных дел и др. Наблюдение – метод познания соц.-пед-ких явлений на основе восприятия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации. Наблюдение может быть непрерывное и дискретное; широкое (за группой детей-бродяг) или узкоспециальное (использование детей в качестве попрошаек); исследователь может быть включен в сам исследуемый процесс или же быть сторонним наблюдателем. Достоинство - изучать предмет в естественных условиях. Опросные методы (беседа и интервью, анкетирование). Цель- выявление опыта, оценки, точки зрения ребенка или группы детей. В беседе возможен обмен мнениями, споры, дискуссии. Различают вопросы закрытого типа, полузакрытого типа, и открытого типа. Для построения идеальной картины применяются системный подход и метод моделирования. Под системой понимают совокупность конечного числа элементов, находящихся в опред. связях друг с другом, которые образуют опред. целостность и единство, при исследовании таких систем на помощь приходит системный анализ. Вскрываются причины явлений и влияние результатов на причины, его породившие. У исследователя складывается представление об как системе, в которой акцентируется внимание на ведущих  факторах, взаимосвязях и взаимозависимости элементов системы. Отсюда выстраивание структуры системы; выявление функциональных особенностей элементов, определение исходных, основных и производных факторов, взаимовлияния целого и его элементов, динамики развития системы. 
 

25. Социально-педагогическая  виктимология.

Соц.-пед-кая виктимология (лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в соц. педагогику, изучающая категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Соц.-пед-кую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: 1. Hа междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, соц. и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (соц.- экономический, правовой, соц.- псих-кий) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для "жизненного старта" или физического, эмоционального, психического, культурного, соц-ого развития и самореализации; 2. Pазрабатываются общие и спец. принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Соц.-педагогическая виктимология решает круг задач: 1. исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, соц-ми отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений; 2. изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализции, определяет возможности общества, гос-ва, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик; 3. выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает соц. и психолого-пед-кие рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации; 4. изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения. 

26. Социализация как  социально-педагогическое  явление. 

27. Механизмы, задачи  и факторы социализации.

Социализация - это стихийный  процесс становления  и развития личности, ее вхождение в  общество. Механизмы социализации – то, с помощью чего происходит социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами. Психологические и социально-психологические механизмы. Импринтинг (запечатление) - фиксирование на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Социально-педагогические механизмы социализации. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой неосознанное усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Факторы социализации - действующие на человека условия, более или менее активно влияющие на его развитие. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Микрофакторы - непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. 

28. Милосердие и благотворительность  как культурно-исторические  традиции социально-педагогической  деятельности.

Соц педагогика разграничивает соц.-пед-кую деятельность как официально признанную разновидность проф-ной деятельности, и реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям. Соц.-пед-кой деятельности как профессии до недавнего времени в нашей стране не было. Реальная деятельность общества по оказанию помощи обездоленным детям имеет в России глубокие исторические корни. Любое общество сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и гос-вах на разных этапах их развития было различным — от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией (системой устойчи¬вых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений). В России в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и гос-ва. Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В. Даля, “любовь на деле, готовность делать добро всякому”. Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного гос-ва, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.

29. Этапы развития  благотворительности  в России.

I этап — IХ-ХVI вв. Благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности гос-ва. Традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники — старцы и старухи. Содержались за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. II этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение гос-ных форм призрения, открываются соц-е учреждения. Царь Федор Алексеевич, указ (1682 г.), «о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам». Петр I выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с соц-ми пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в Москве (1763 г.) и в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для “зазорных младенцев” В этот период в России начинает развиваться опред. Соц-ная политика и законодательство, складывается система призрения людей и детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения. III этап — с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. Наблюдается переход от гос-ной к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — “Императорское человеколюбивое общество”, сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая. Зарождение проф-ной помощи и появление проф-ных специалистов. Организовываються различные курсы, ставшие началом проф. обучения кадров для соц. служб. “Социальная школа” была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была “кафедра общественного призрения” (октябрь 1911 г.). IV этап — с 1917 г. до середины, 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, любая благотворительная деятельность была запрещена. Отделение церкви от гос-ва и ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, гос-во взяло на себя заботу о соц. обездоленных, число которых в результате острейших соц. катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло.

 30. Социальная педагогика и социальная работа: сходство и отличие.

Социализация —  процесс становления личности, усвоения индивидом языка, соц. ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им соц. связей и соц. опыта. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат соц. формирования личности. Как процесс означает соц. становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного соц. развития как личности. Как проявление — развития в системе конкретных общественных отношений. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как соц. единицы общества в соответствии с его возрастом. В соц. педагогике сущ-т биогенное и социогенное направления, определяющие своеобразие перспектив соц. развития и воспитания человека. Выделяют виды социализации: полоролевую (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.) семейно-бытовую (исполнение соц. роли в соответствии с соц. положением в семье), профессионально-трудовую (выполнения человеком определенной проф. деятельности), субкультурно групповую (проявляется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился). На социализацию влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании. Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность. 
 

31. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

Объектом соц. педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом – пед-кие отношения, складывающиеся в соц.  среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них. Основное предназначение соц.  педагогики - обеспечение условий для самореализации человека с его особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами. Содержание соц. педагогики опред-я ее функциями. К ним относят общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.) и специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции соц. педагогики можно объединить в группы соц.-исследовательские, соц.-преобразовательные и соц.-образовательные. Определяя содержание, они диктуют необходимость выделения в соц. педагогике основных компонентов: практического (социальная педагогика как практика); теоретического (социальная педагогика как наука); образовательного (социальная педагогика как образовательный комплекс).

Каждый из них  имеет свой предмет, объект, цель, задачи, функции. Как практика соц. педагогика имеет своим объектом человека во взаимосвязи с соц. средой (средой обитания), а предметом – соц.-педагогическую деятельность субъектов и институтов по достижению соц.-педагогических целей, способствующих социализации человека, его целесообразного взаимодействия с соц. средой. как наука. Она включает спец. педагогические теории, объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат и отражает научно-познавательную деятельность людей, исследующих соц.-пед-кие проблемы. Объектом  выступает соц.-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению социально-педагогических целей, способствующих социализации человека, его взаимодействия с соц. средой.

Предметом соц. педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей. Ее цель направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности соц.-педагогической практики и образовательного комплекса. как образовательный комплекс. В нем отражается научно-образовательная деятельность людей соц. сферы. Она имеет объектом научные и научно-эмпирические знания и практический опыт в области соц. педагогики и механизм их передачи будущим специалистам. Объект представляет научную картину соц.-педагогической деятельности во всех ее видах (научно-познавательной, научно-преобразовательной и научно-образовательной). Предметом соц. педагогики как образовательного комплекса является педагогический процесс подготовки специалистов социальной сферы. 

32. Исторические аспекты  развития социальной  педагогики за  рубежом.  

Термин «социальная  педагогика» введен в дискуссию  о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом.Ряд основоположников соц. педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали соц. помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет соц. педагогики немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание соответствовало соц. заказу новейшего времени и позволяло рассматривать соц. педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути. Интерес к проблематике, характерной для соц. педагогики, обострился за рубежом в 70-е гг. XX в., что связано с кризисом системы воспитания. За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики возобновилась в 50-60-е гг. в Германии. В Европе и в США с конца XIX в., распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином соц. работа, организуемая гос-ными институтами, религиозными и общественными структурами. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других организаций и т. п. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная педагогика"