Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".
К микрофакторам
относят семью, образовательные учреждения,
группы сверстников. Эту среду, в которой
происходит развитие, наз-т социумом.
9. Влияние среды на развитие ребенка в социуме.
Социум рассматривается
с точки зрения процесса включения
ребенка в нее и интеграции
через ближайшую социальную среду
в общество в целом. Среда — это улицы,
дома и вещи, разные общности людей, которые
характеризуются особой системой отношений
и правил, распространяющихся на всех
членов данной общности. С одной стороны,
человек вносит в нее что-то свое, влияет
на нее, изменяет ее, в то же время, и среда
влияет на человека, предъявляет ему свои
требования. Человек может занимать в
обществе несколько позиций. Позиция в
обществе, характеризующаяся опред. правами
и обязанностями, наз-ся соц. статусом.
Статус определяет поведение человека
в обществе. В процессе становления и развития
ребенок может осваивать позитивные соц.
роли и негативные. К позитивным относят
роль члена семьи, член коллектива . Понимание
роли потребителя, умение пользоваться
услугами, предоставляемыми обществом,
ребенок должен освоить с детства. Важная
соц. роль — быть гражданином своего отечества,
любить родину. К негативным ролям относятся
такие, как бродяга. Освоение ребенком
механизма ролевого поведения обеспечивает
успешную включенность в соц. отношения,
дает возможность приспосабливаться,
адаптироваться к новой ситуации. Этот
процесс наз-я соц. адаптацией. В процессе
социализации проявляется потребность
быть «как все». Параллельно в процессе
индивидуального развития личности у
ребенка формируется потребность — проявить
себя, свою индивидуальность. Ребенок
начинает искать способы и средства для
ее выражения, проявлять их, в результате
чего происходит его индивидуализация.
Соц. развитие происходит по 2 направлениям:
социализации и индивидуализации. В процессе
развития ребенка в социуме должна осуществляться
его социализация, которая включает в
себя социальную адаптацию. Если же этого
не происходит, наблюдается другое явление
— дезадаптация, тогда возникает необходимость
в социальной реабилитации ребенка.
10. Источник социального развития человека. Характеристика основных внутренних и внешних источников социального развития человека.
Источники
— это то, что питает и на основе
чего имеет место социальное развитие
человека. Они подразделяются на внутренние
— присущие новорожденному и внешние,
на основе которых происходит реализация
его внутренней соц. обусловленности.
А. К внутренним источникам соц. развития
относятся: Потенциал в виде задатков
и возможностей, полученный от рождения
и приобретенный в процессе жизнедеятельности.
Развиваясь в соответствующих условиях,
человек может достичь в личностном плане
того уровня, к которому он был предрасположен.
Задержка человека в биологическом, физиологическом
или психическом развитии сказывается
на социальном и наоборот. Отставание
в соц. плане сказывается на психическом
развитии. Характерно, что своеобразие
познания ребенком окружающего мира определяется
адекватностью его развития, действий
и поступков. Недостатки в структуре формирования
органов чувств создают трудности при
взаимодействии со средой жизнедеятельности,
изучении ее. Органы чувств динамичны
в своем развитии. Чем с более раннего
возраста они развиваются, тем большего
уровня достигают, и наоборот. Врожденные
рефлексы. Они позволяют ребенку поддерживать
жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать
свои индивидуальные возможности и потребности
в процессе соц. развития и воспитания.
Б. Внешние источники (факторы) соц. развития
ребенка. К ним относится все то, что окружает
и с чем человек непосредственно и опосредованно
взаимодействует. На микроуровне — это
конкретные группы, в которых личность
приобщается к системам норм и ценностей
и которые выступают своеобразными трансляторами
соц. опыта: семья, школьные трудовые коллективы,
неформальные группы и объединения, отдельные
личности. На этом уровне важное значение
имеют все предметы, с которыми взаимодействует
ребенок и с помощью которых происходит
познание им среды: игрушки, игры, мебель,
предметы и т.д. На мезоуровне — это средства
массовой коммуникации, печать, радио,
телевидение, искусство, литература и
пр. Они определяют интересы ребенка,
нравственные ценности и идеалы, общее
восприятие им мира и тех явлений, которые
происходят вокруг него.
11.Движущие силы социального развития человека. Основные внутренние движущие силы социального развития человека. Неосознаваемые и осознаваемые механизмы развития человека и их характеристики.
Движущие силы —
один из факторов, обеспечивают реализацию
источников соц. развития, воспитания
и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внутренние движущие
силы, обеспечивающие реализацию личностного
потенциала, — те, которые присущи только
человеку и способствуют реализации его
индивидуального потенциала в процессе
социализации. К основным относятся неосознаваемые
и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития обусловлены
физиологическими и психическими потенциями,
которые человек получает от рождения.
Они функционируют на уровне подсознания
(рефлекторно), присуща ранняя активность
и стабильность. Влияние они оказывают
на психологическое и соц. развитие. Более
всего важна их роль в раннем возрасте.
К движущим силам, обеспечивающим функци-рование
неосознаваемых механизмов человека,
относятся: А. Устремленность в самом раннем
возрасте преимущественно к тому, в ком
ребенок чувствует наибольшую потребность
и защищен-ть. Б. Эмоциональная заразительность
ребенка (эмпатия), проявляется очень рано.
В. Эмоциональная обусловленность активности
и устремленности ребенка. Дитя нуждается
во внимании и ласке, что способствует
укреплению его эмоциональной обусловленности.
Г. Подражательность. Благодаря ей ребенок
неосознанно усваивает первый соц. опыт:
отношения к чему-либо, нормы поведения,
действий и поступков. Д. Внушаемость в
раннем возрасте выступает движителем
действий и поступков ребенка, его отношения
к различным явлениям, реакции на что-либо
и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются
те, кто являются авторитетом. Е. Потребность
человека в соц. общении появляется с рож-и
требует удовлетворения. Ж. Любознательность,
как и потребность в общении, существенно
влияет на соц. развитие человека. К осознаваемым
механизмам относят: А. Осознаваемые механизмы,
связанные с психикой человека, такие,
как: 1. Саморазвитие психики человека.
2. Эмоциональная восприимчивость. 3. Волевая
активность. Б. Осознаваемые механизмы,
связанные с развитием сознания — это
такие явления, как: 1. Социальная предрасположенность
к развитию2. Уровень развития сознания
человека как основы социальной пер-ективы.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. «Эффект доверия».
12. Движущие силы социального развития человека. Характеристика основных внешних движущих сил социального развития человека.
движущие
силы — один из факторов, обеспечивают
реализацию источников соц. развития,
воспитания и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внешние движущие
силы стимулируют, активируют или сдерживают
внутренние движущие силы. С их помощью
можно направлять управлять всем процессом
социального развития и воспитания. К
ним относятся: А. Среда воздействия на
микроуровне: на ран-ем этапе —уход за
ребенком; семья; коллективы и группы;
отдельные личности, мнение и/или деятельность
которых деют значение для ребенка; воспитание.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. В самопроявлении значение
имеет доверие со стороны старших, группы.
Умение воспитателя устанавливать такие
отношения создает благоприятные условия,
стимулирующие самопроявление ребенка.
Групповые ожидания — это ожидание выполнения
ролевых предписаний, оценочные стереотипы
окружения. Референтная группа бывает:
условной, реальной, сравнительной, нормативной,
престижной. С ней сталкивается ребенок
уже в детском саду. Особенно сильно ее
влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Взаимопомощь и поддержка. Взаимопомощь
позволяет включаться в работу по оказанию
помощи более слабому. Авторитет — степень
влияния, оказываемого отдельными лицами
отрасли знания или сфере занятости.
13. Роль личности ребенка в социальном совершенствовании.
Включение в активную
самосозидательную деятельность — важнейшее
условие развития. Формами самопроявления
личности являются: самодеятельно-творческая,
безудержно-активная (гиперактивная),
пассивно-исполнительская, безлично-пассивная
(гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я,
протестно-негативная). Самодеятельно-творческая
формируется при «свободном испытании»,
способствует педагогика сотрудничества.
В воспитательной работе такая позиция
ребенка наиболее благоприятна. Безудержно-активная
(гиперактивная) позиция формируется при
предрасположенности ребенка (холерик).
В этом случае недостатки воспитания ведут
к попустительству, вседозволенности.
Пассивно-исполнительская позиция личности
формируется при авторитарном стиле воспитания
и определенной предрасположенности ребенка
(меланхолического характера) и др. Главным
недостатком является безынициативность
ребенка. У него мало оптимизма, стремления
идти вперед, преодолевать трудности,
что негативно сказывается на его развитии.
Такая позиция изменится при педагогически
умелой работе с ним. Безразлично-пассивная
(гипоактивная) позиция формируется при
предрасположенности, заторможенности
ребенка ( меланхолического темперамента)
и недостатках воспитания: попустительстве,
вседозволенности. Переломить ситуацию
довольно трудно. Этому может способствовать
стимулирование мотивации активности
ребенка, активизации его самопроявления.
При получении позитивных результатов
позиция ребенка может постепенно меняться.
Однако ошибки во взаимодействии с ним
будут вести к дальнейшему укреплению
безразличия, негативизма. Протестная
(протестно-капризная, протестно-негативная)
позиция —результат недостатков воспитания
ребенка. Она является либо внутренним
протестом против любых попыток самопроявления,
либо негативной реакцией по отношению
к тому или иному лицу. Им может быть родитель,
который сумел сформировать у ребенка
капризность. Такая позиция может выражать
отношение к воспитателю, который проявил
определенную некорректность в действиях,
оценочных суждениях и пр. Изменить такую
форму проявления ребенка сложнее, так
как она является следствием не только
своеобразия его характера, но и результатом
воспитания.
14.
Социально-педагогическая
деятельность: сущность
и содержание. Сравнительная
характеристика социально-
Деятельность —
это целенаправленное преобразование
человеком природной и соц. действительности.
В ее структуру (компонентный состав)
входят: цель, мотив, средства, действия
по их применению и результат. Каждый компонент
деятельности имеет свой соц.-педагогический
потенциал воздействия на субъекта ее
осуществления. Это воздействие отражается
на его личности и поведении. Цель — представление
результата своей деятельности. Мотивы
— это то, что побуждает человека к деятельности.
Средства — это то, что человек выбирает
для использования в процессе деятельности
и посредством чего он добивается достижения.
Результат — это то, чего достигает человек
в итоге деятельности. Все компоненты
деятельности, за исключением действий,
влияют на развитие личности, ее св-в (направленности,
черт характера, способностей); эмоциональной
сферы и проф. важных качеств (обеспечивающих
достижение определенного уровня, и качества
деятельности) Чем больше и интенсивнее
человек включен в деятельность, тем большие
перемены происходят в его личности и
поведении. На определенных этапах это
ведет к качественному изменению личности.
Характер и интенсивность изменении зависит
от вида деятельности, отношения и активности
в ней. Педагогическая —вид общественно-полезной
деятельности взрослых людей, сознательно
направленной на подготовку подрастающего
поколения к самостоятельным действиям
в соответствии с экономическими, политическими,,
нравственными и эстетическими взглядами.
Социально-педагогическая — деятельность
человека, имеющая цели, средства, учитывающая
соц. условия и решаемые проблемы, соответствующий
результат. Социальная — это особый вид
проф. деятельности, направленной на решение
соц. проблем объекта, социальный работник
выступает субъектом; объектом его деятельности
явл. человек, имеющий соц. проблемы и нуждающийся
в помощи специалиста; средством — экономические,
медицинские, психологические, социально-педагогические
технологии, методы и педагогическая техника.
15.
Понятие, сущность
и содержание социально-
Под соц.-пед-ким процессом понимают динамику (изменение) развития соц.-пед-ого явления или сложившуюся последовательность действий соц. педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение опред. соц.-педагогической цели. По своей сущности соц.-пед-кий процесс - это целенаправленная последовательность действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной соц.-пед-кой цели в соц-м развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, проф. подготовке объекта. Этот процесс имеет опред. структуру: он включает субъект и объект, этапы, под этапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Сущ-т опред. условия среды, которые обеспечивают оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата. Соц.-пед-кий процесс осуществляет специалист (группа специалистов) — субъект. Субъект соц.-пед-ого процесса — это подготовленный специалист, родитель, третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена деятельность. Вторым компонентом, определяющим содержание и направленность соц.-пед-ого процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания. Соц.-пед-кий процесс как последовательность целенаправленных действий можно разбить на этапы и подэтапы. 1-й — подготовительный; 2-й — непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии); 3-й — итоговый.
16. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.
Внутренний соц. пед. Процесс. Любой процесс состоит из этапов его развития. Этапы определяются в зависимости от того, что Изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. Внешний соц.пед. процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего определяется внешним социально-педагогическим процессом. внешний соц.-пед. процесс — целенаправленная последовательность действий соц. педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего соц-пед процесса объекта. выделяют 2 подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе. Важен в процессе поиска варианта работы соц работника с определенной личностью, для оценки ее действенности. Субъект внешнего процесса —соц работник. Содержание и направленность в ориентируются на объект соц работы, индивидуальные особенности, возможности, соц проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения. Внешний процесс также включает этапы деятельности. 1-й — подготовительный; 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии); 3-й — результативный. Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют: Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-агогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти-эвана на конкретную личность. В зависимости от социальных проем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а (1Кже его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор-лх, или ограничений (физических, физиологических, психологичес-I), своеобразия повседневного социального поведения можно пред-гно осуществлять прогнозирование деятельности. С учетом знания человека, закономерностей его развития соц работник имеет возможность педагогического прогнозирования. Предметом соц-пед прогнозирования выступают 2 блока проблем, связанных с внутренним и внешним соц-пед процессами: а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним соц-пед процессом; б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним соц- пед процессом. Прогнозирование основано на наличии информации о личности клиента, на личном опыте и интуиции субъекта соц работы.