Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:53, шпаргалка
Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.
Билет 2. Объект, предмет и основные функции педагогики.
Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.
Таким образом, массовое высшее образование в Беларуси, условно классифицируемое как образование первой ступени, будет иметь продолжительность 4-5 лет (6 лет для медицинских специальностей) и обеспечивать подготовку полновесных специалистов.
Вторая ступень высшего образования в виде магистратуры призвана решить проблему обеспечения научными кадрами высшей квалификации, в первую очередь, отрасли высшего образования и науки. В этой связи учебный процесс в магистратуре построен на курсах, необходимых для подготовки к сдаче экзаменов и зачетов кандидатского минимума и имеет продолжительность один год. Как альтернатива рассматривалась двухлетняя магистратура, которая позволила бы полностью исключить учебные занятия в аспирантуре. В рамках этой модели магистранты будут изучать методы организации и управления научной деятельностью, педагогику и психологию высшей школы.
Выпускникам магистратуры будет присуждаться академическая степень магистра, которая будет обязательной при поступлении в аспирантуру. Предполагается, что магистры получат преимущество при приеме на работу и возможность занимать должности, для которых требуется специальный стаж, например, должности специалистов второй категории или методистов в системе образования в соответствии с полученной специальностью. Структура специальностей магистратуры будет укрупнено соответствовать номенклатуре научных работников, принятой ВАК, что также нацелит магистрантов на результативную научную деятельность конкретного профиля.
На современном этапе развития будут вводиться новые методы и формы учета уровня образования, которые упростят возрастающую мобильность населения между странами СНГ, особенно в рамках союзного государства. В частности, предлагается ввести систему учета объема учебной работы студента в зачетных образовательных единицах (аналог принятой в России, США и большинстве европейских стран системы зачетных кредитов) вместо академических часов, которые отражают лишь объем работы преподавателей. Кроме того, быстрое появление новых специальностей, что часто ставит в затруднительное положение кадровые службы предприятий, потребовало введения нового развернутого типа приложения к диплому, которое давало бы больше информации о приобретенных в процессе обучения компетенциях. Рассматриваемая в настоящее время структура такого приложения соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, поддержана специалистами России и Совета Европы. В то же время и система зачетных единиц, и приложение строятся с учетом особенностей национальной системы образования Беларуси и отражают, в первую очередь, информацию, необходимую организациям Беларуси.
Существенные изменения претерпит учебно-методическая документация вузов и образовательные стандарты. Эти документы станут проще, одновременно возрастет роль государства в обеспечении ключевых компетенций выпускников вузов, а сами вузы получат больше автономии в формировании специального блока и куров специализации. Упростится и процедура согласований. В частности, типовой учебный план, утверждаемый Министерством образования, будет представлять собой единый для всех рамочный документ. Обязательные курсы блока социально-гуманитарных дисциплин будут составлять 14-18 % общего объема учебной нагрузки, а доля дисциплин, непосредственно формирующих компетенции профессионала, возрастет. Образовательный стандарт будет содержать модельный учебный план, что исключит необходимость проведения экспертизы и утверждения десятков базовых планов вузов по одной и той же специальности. Вместе с тем, предполагается усиление контроля выполнения государственных требований через механизмы лицензирования, аттестации и аккредитации, в которые будет включена государственная экспертиза учебных планов и программ вузов. Кроме того, по всем предусмотренным образовательными стандартами курсам ведущими вузами будут разработаны типовые программы, а затем изданы унифицированные учебники.
В результате этих эволюционных преобразований и улучшения методического обеспечения в Республике Беларусь будет сформирована современная национальная система высшего образования, нацеленная на обеспечение образовательных запросов населения, формирование умеющего работать самостоятельно и в коллективе компетентного специалиста, полностью удовлетворяющая национальным интересам страны и конкурентоспособная на мировом рынке образовательных услуг. Основные идеи, изложенные выше, нашли отражение в проекте Закона «О высшем образовании», рассмотрение которого в Национальном Собрании Республики Беларусь находится в заключительной стадии.
Непрерывное образование:
Непрерывное проф.образование основано на системе дополнительного проф.образования (ДПО)
Цель – проф.знаний и их адаптация к изменяющимся условиям; совершенствование деловых качеств; подготовка к выполнению новых трудовых функций.
Принципы ДПО:
Функции ДПО:
Формы ДПО:
1. повышение квалификации (углубление, обновление знаний; развитие проф. умений)
2. переподготовка (освоение новой специальности)
3. стажировка (развитие умений)
4. самообразование
Формы ДПО:
Человек – разумное живое существо.
Индивид – человек, наделённый биологическими и психическими свойствами, отличающими его от других.
Личность – социальная характеристика индивида. Только в социуме можно стать личностью.
Личность – целостная психическая система, продукт социальных отношений, является субъектом деятельности и общения.
Основная функция личности – обеспечение целостности жизнедеятельности.
Структура личности:
1. Зигмунда Фрейда:
2. Семён Львович Рубинштейн:
3. К.К. Платонов:
Движущая сила – противоречие (конфликт между потребностями и возможностями):
Противоречия:
Закономерности:
Возраст |
Особенности |
Новобразования |
Кризисные моменты |
Рекомендации по взаимодействию |
Преддошкольный (1-3) |
Эмоциональность, реакции, познавательный интерес, интерес к общению, выражает потребности |
Появление речи, прямохождение, манипулятивная и имитационная деятельность |
Кризис «самостоятельности», негативизм, упрямство, обесценивание |
Уделять больше внимания ребёнку, всегда с ним разговаривать, развитие мелкой маторики рук, организация безопасной среды |
Дошкольный (3-6) |
Интенсивное физическое развитие, совершенствуется нервная система, творчество |
Становление произвольности мышления, абстрактно-логическое мышление, сюжетно-ролевая игра, чувство юмора, стыд |
Желание автономии, немотивированная жестокость, появляются различные страхи |
Играть с ребенком, вводить обязанности, не запрещать самовыражаться, не предъявлять высокие требования |
Младший школьный (6-10) |
Физическое развитие, развитие психики, познавательной деятельности, нравственное воспитание |
Самоконтроль, целеполагание, возникновение мыслительных операций, комплекс полноценности/неполноценности |
Раздражительность, учитель выходит на 1ое место, повышенная ответственность, страхи |
Частая смена деятельности, внимание к физическому развитию, грамотно говорить с ребенком, развивать мыслительные процессы. |
Подростковый (11-15) |
Развитие самосознания, самооценки, интерес к себе, стремление к независимости |
Самоопределение, самооценка, референтная группа |
Боязнь быть отвергнутым сверстниками, кризис идентичности, появление вредных привычек, самолюбие, обидчивость |
Не противопоставлять себя сверстникам, больше доверия |
Ранняя юность (15-18) |
Завершение физического развития, становление самостоятельности, профессиональное самоопределение |
Выработка мировоззрения, характер, устойчивые черты, расцвет умственной деятельности, полоролевая идентичность |
Эмоциональные переживания, кризис самостоятельности, повышенной ответственности, чувство справедливости, профессиональное самоопределение |
Бережно относиться к интимным переживания, помощь в учебе |
Юность (18-23), молодость (25-31), ранняя зрелость (31-41), зрелость (41-55), поздняя зрелость (55-65), пожилой возраст (65-75), старость (75-…)
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. Существует несколько теорий о факторах развития личности: