Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:53, шпаргалка
Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.
Билет 2. Объект, предмет и основные функции педагогики.
Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.
В соответствии
с Законом Республики Беларусь «Об
образовании» государственная образовательна
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
Национальная система образования включает:
• участников образовательного процесса;
• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).
Предпосылки реформирования:
1. Мировые тенденции
2. Новая социокультурная обстановка в стране
Новые подходы к образованию
Направления реформирования
3. Создание ресурсного обеспечения
Уровни образования:
+ внешкольное
+повышение квалификации
и переподготовка
Учреждения образования:
Основное образование в республике имеет следующие уровни:
• дошкольное;
• общее базовое;
• общее среднее;
• профессионально-техническое;
• среднее специальное;
• высшее;
• послевузовское.
Единство и
непрерывность основного
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.
Дополнительное
образование может
• внешкольное воспитание и обучение;
• повышение квалификации и переподготовку кадров.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и(или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:
• дошкольные учреждения;
• учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);
• учреждения внешкольного воспитания и обучения;
• социально-педагогические учреждения;
• специальные учебно-воспитательные учреждения;
• научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.
1.Ценности
современного общества и
Анализ
мировых тенденций развития
Цель современного образования – формирование высокообразованной, свободной и духовной личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации в постоянно изменяющемся мире.
Современное белорусское общество находится в процессе системной трансформации. Основным направлением этих трансформационных изменений выступает переход к постиндустриальной (информационной) модели развития. С учётом этого современная высшая школа готовит специалиста не только к исполнению конкретных видов труда, но и развивает способность адаптироваться к динамично изменяющемуся спросу на различные виды деятельности.
Важнейшая задача высшего образования – формирование элиты общества. Выдавая дипломы о высшем образовании, вузы тем самым определяют, кто из молодых людей получит доступ к престижному положению и статусу.
2.Актуальные
проблемы совершенствования
Одной из примечательных особенностей
современного состояния высшего образования
в Республике Беларусь является повсеместное
переименование учреждений образования,
а именно: перевод институтов в ранг университетов.
Это подразумевает, что учебные заведения
достигли определённых успехов в подготовке
профессорско-
Всё это
способствует тому, что студент,
выбравший ту или иную
Вместе с
тем, университетское
Отличительными чертами современного этапа модернизации высшего образования в Республике Беларусь являются:
1.взвешенность подходов, вырабатываемых на основе национальных интересов, приобретенного отечественного и международного опыта развития высшей школы;
2.сохранение
качества высшего образования,
необходимого национальной
3.учет экономической
целесообразности при
4.постепенный
переход к массовому высшему
образованию, которое в
5.открытость белорусской высшей школы для зарубежных партнеров, повышение ее престижа, конкурентоспособности и привлекательности на мировом рынке образовательных услуг.
В этой связи
в настоящее время в числе
первоочередных рассматривается вопрос
о структуре высшего
Такой подход позволит изменить существующую в ряде вузов тенденцию искусственного завышения продолжительности обучения по ряду специальностей. Студенты изучают значительное число курсов и их разделов общеразвивающего характера, которые могут быть изучены самостоятельно по мере возникновения в них действительной необходимости, а также второстепенных предметов, слабо связанных с будущей профессиональной деятельностью. Содержание образования отличается и чрезмерным объемом дисциплин социально-гуманитарного цикла, излагаемых в виде изолированных от остального содержания модулей. Нет сомнений в необходимости пересмотра образовательных стандартов для специальностей, ведущих к относительно простым или двойным квалификациям, не предполагающим глубокой академической подготовки или утратившим ее вследствие размытия целей обучения. Существенным резервом для сокращения продолжительности обучения станет при этом хорошо организованная и обеспеченная методически самостоятельная работа студентов, результаты которой контролируются преподавателем, а объем учитывается учебным планом. Очевидно, ревизия содержания образования покажет и целесообразность сокращения перечня специальностей, многие из которых отличаются лишь незначительными деталями или квалификационными выходами.