Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:53, шпаргалка
Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.
Билет 2. Объект, предмет и основные функции педагогики.
Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:
• через систему образования «проходит» каждый человек: от дошкольного воспитания до повышения квалификации (последипломного образования);
• во многих странах создана система непрерывного образования человека под девизом «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».
Спектр ответвлений педагогики расширился к концу XIX века и представляет большую систему педагогических знаний.
Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т. д.
Таким образом, термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях:
Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразовании педагогической действительности.
Уровни:
На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической рганизации, методах и средствах деятельности человека.
На II уровне методология — это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.
Функции:
1) гносеологическая (познавательная) функция, реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;
2) праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т. д.;
4) рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т. е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;
5) функция нормативного предписания показывает, что должно быть и как;
6) эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.
Основными методологическими подходами в педагогике являются:
1) системный – анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, рассмотрение всех его элементов с учётом их места и функций в нём.;
2) личностный – ориентация при конструировании и осуществлении пед. процессов на личность как цель, объект, результат;
3) деятельностный – рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности;
4) полисубъектный (диалогический) – личность обретает своё «человеческое содержание» в общении с другими;
5) аксиологический (ценностный) – признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности, образования в целом;
6) культурологический – человек содержит в себе часть культуры;
7) антропологический – системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении пед. процесса;
8) этнопедагогический – воспитание с опорой на национальные традиции народа, на культуру, обычаи, привычки.
Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.
Этапы педагогического исследования:
Специфика
научно-педагогического
• Комплексный
(изучение педагогического
• сравнительный
(изучение педагогических
• лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени)
• Выявление, анализ,
обобщение педагогического
• педагогическое наблюдение;
• самонаблюдение, самоанализ;
• беседа и интервьюирование;
• анкетирование;
• педагогический анализ ситуаций и фактов;
• педагогический консилиум (групповой экспертный анализ);
• экспертные оценки;
• анализ педагогической документации;
•анализ и оценка
результатов учебной
•педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);
• педагогический эксперимент;
• сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным);
• праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись)
• Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);
• Качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологиза- ция, синтез и обобщение)
• Теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);
• Сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);
Цель
образования как
Социальные функции образования: воспроизводство культуры и развитие личности.
Ценность образования в личностном аспекте: свобода личности, жизненные перспективы (чувство времени и пространства), неудовлетворенность, самореализация, статус личности и ее удовлетворенность жизнью, мировоззрение личности Компетентности Ценность образования в социальном аспекте: Единое культурное пространство соц.потенциала благосостояния общества духовности Статус государства в мире Регулирует статусные отношения и роли Нормы поведения и деятельности Образовательные парадигмы:
1. знаниевая (знать, можно не понимать) – культурологическая (знать, где можно найти)
2. технократическая
(развитие науки) –
3. педагогоцентрическая - детоцентрическая
4. социентарная (всё на благо социума) - антропоцентрическая
Задача – стимулировать, развивать то, что уже есть в человеке. Педагогический процесс в универсальной модели образования:
Цели 1. Развитие личностных способностей к самоопределению. 2. Учет целей, интересов и индивидуальных способностей обучающихся и педагогов. 3. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса (совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность)
Задачи 1. Не только усвоение обучающимися конкретной информации, но и овладение обобщенными способами усвоения знаний, способами мышления и выполнения различных видов деятельности. 2. Разработка и реализация деятельностного типа содержания обучения; при этом деятельность обучающегося выступает фактором его самоопределения и развития, а также частью содержания обучения.
Реализуются посредством деятельностного подхода, который отвергает: 1) вербальные методы обучения; 2) догматические формы передачи ォготовогоサ учебного материала; 3) монологичность и обезличен- ность словесного преподавания; 4) пассивность обучающихся; 5) статичную завершенную систему знаний, умений, навыков предполагает: 1) активные (рефлексивно-дея- тельностные) формы и методы обучения; 2) развивающие (личностно- ориентированные)технологии; 3) активность всех участников педагогического процесса; 4) усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности
Результат = личность Сформированность универсальных способностей личности, ее готовности к познанию и преобразованию мира, самообразованию и саморазвитию. Освоение обобщенных способов мышления и деятельности, системных знаний
Социокультурные предпосылки:
Новые требования к образованию:
Цель образовательной политики в развитых странах – качества и мобильности образования; создание единого образовательного пространства (Болонская декларация 1999 г., Берлинская декларация - 2003 г.).
Тенденции в развитии образования:
Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.