36…Методика
формирования морфологической стороны
речи. К 3годам дети овладевают наиболее
типичн.оконч-ми таких грамм. категорий,
как падеж, род, число, время, но не усваивают
всего разнообр-я этих категорий. Особенно
это относится к существ-ым. На 4 году ребенок
ориент-ся на первонач. форму слова, что
связано с усвоением категории рода. В
мл. группах существ. место занимает работа
над развит-м понимания граммат. форм и
употребл-м их в речи. Детей следует учить
правильно изменять наиболее часто употребляемые
слова, в которых они допускают морфол.
ошибки.Осн. содер-е работы: обучение изменению
слов по падежам, согласованию сущ. с прилаг.
в роде и числе, употреб-ю предлогов (в,
на, за, под, около) и глаголов.Обучение
этим граммат.навыкам осущест-тся на занятиях
преимущественно в форме дид. игр и игр-драматизаций.Это
могут быть занятия по обогащению словаря,
где одновременно решается и задача формирования
грамм.строя речи. Занятия в мл.группах
по большей части проводятся с игрушками..
У мл.дошк-ков вызывает затруднения употребление
формы ср. рода существительных. Для ее
усвоения можно рекомендовать дид. игру
«Волшебный мешочек», а также рассматривание
предмет.картинок. Методические особенности
проведения занятий с малышами заключаются
в том, что трудные грамм.формы, сложные
для детей, образует воспитатель В ср.группе
расширяется круг грамм. явлений, подлежащих
усвоению.Содерж-е обучения усложняется:
продолжается обучение употребл-ю форм
родит. падежа един. и множ. числа существительных,
согласованию сущ. и прилаг.в роде, числе
и падеже, использованию разных форм глаголов,
формиров-е умения правильно спрягать
глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять
предлоги с пространств.значением.На данном
этапе формирование граммат.строя речи
в большей степени, чем ранее, связано
с развитием монолог.речи, с обучением
детей рассказыванию.Дид.игра «Что (кого)
не стало?» универсальна для упражн-я детей
всех возр. групп в употреблении существ.
во множ.числе в род.падеже. В старшем дошк.
возрасте завершается усвоение системы
родного языка. К 6годам дети усвоили основные
законом-ти изменения и соединения слов
в предложения, согласование в роде, числе
и падеже. Но единичные, нетипичные формы
вызывают затруднения. На данном возр.этапе
ставятся задачи учить детей правильно
изменять все слова, имеющиеся в их активном
словаре, воспитывать у ребенка критич.
отношение к граммат. ошибкам в его собств.и
чужой речи, потребность говорить правильно.
Совершенствование грамм. строя происходит
преимущественно в связи с развитием связной
речи.В методике от постепенного преобладания
нагл. материала, от связи грамм. форм с
нагляд.жизненн. ситуациями осуществляется
переход к словесным приемам. Снижается
роль игр с игрушками, больше используются
картинки, словесные дид. игры и спец. словесные
граммат. упражнения (иногда это лексико-грамматические
упражнения).По-прежнему используется
образец грамм. формы. Образцом может быть
и речь самих детей. Необходимо также создавать
условия для речевого творчества – самост.образования
трудных форм слова.
37…Методика
формирования синтаксической стороны
речи. В работе над синтаксисом на
первый план выступает задача формир-я
навыков построения разных типов предложений
и умения соединять их в связное высказывание.
Последоват-ть работы над
формированием синтакс. умений у
детей мл. возраста: дети учатся односложно
отвечать на вопросы, строить простое
предложение, оформлять и распространять
его (с помощью воспитателя) за счет
однород.членов, а затем – употреблять
обобщающ.слова перед однород.членами;
наконец они подводятся к составлению
сложных предлож-й. Формированию умения
строить распростр. предложения способствуют
задания типа «закончи предложение».Помимо
построения предложений дети упражняются
в изменении глаголов. Формирование синтакс.стороны
речи у детей 5 года жизни (средняя группа)
связано со становлением связной речи,
и в первую очередь с монолог. ее формой.В
речи ребенка 5 года жизни увелич-ся количество
простых распростр. и сложных предложений.
В содержание обучения входит закрепление
умений правильно строить предложения,
согласовывать слова в предложении, использовать
в речи простейшие виды сложносочин. и
сложноподчин. предложений.Продолжается
работа над грамматич. оформлением предложения
и его распространением.Для правильного
построения предложений существенное
значение имеет овладение глагольной
лексикой. В процессе обучения детей составлению
словосочетаний, предложений с глаголами
ребенка подводят к построению связного
высказывания. Овладение навыками построения
сложных предложений требует осмысления
значений союзов сочинения и подчинения.
Необходимо активизировать в речи дошк-ков
употребление сочинительных союзов (а,
но, и, то-то), служащих для связи слов в
предложении и для связи предложений,
и подчинительных союзов (что, чтобы, потому
что, если, когда, так как) для связи предложений.Вводить
союзы в речь можно путем упражнений, в
которых требуется отвечать на вопросы
целым предлож-м или заканчивать предложение.
Такие упражнения способст-т формиров-ю
умения пользоваться сложными предложениями.
В старшем дошк. возрасте значительно
совершенствуется синтакс. сторона речи.
Ребенок овладевает многообразием простых
и сложных синтакс. конструкций в связи
с развитием диалог. и монолог. форм речи.
Дети в основном правильно строят простые
распростр. предложения с однор.членами,
с обособленными оборотами; используют
в речи сложносоч. и сложноподч. предложения,
прямую речь, употребляя соединит., противитель.
и разделит. союзы. Речь детей характеризуется
большей связностью, отсутствием зависимости
от наглядной ситуации, т.е. контекстностью.
Продолжается формирование
простых и сложных предложений.
В связи с этим особое внимание
уделяется умениям употреблять
правильный порядок слов, согласовывать
слова в предложении, пользоваться
прямой и косвенной речью. Необходимо
формировать у детей элемент.представление
о предложении и его структуре,
умение пользоваться союзами, вводить
языковые средства для соединения структ.
частей предложения (потому что, ведь,
всегда, например).С целью развития
синтакс. стороны речи используются
дид. игры, сюжетные картинки, словесные
упражнения, коммуник.ситуации, худ. тексты.
38….Методика
формирования способов словообразования. Для самостоят. словообразования
важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное,
поэтому необходимо развивать речев. слух,
обогащать детей знаниями и представл-ми
об окруж. мире и соответственно словарем,
прежде всего мотивиров.словами (образованными
от других), а также словами всех частей
речи, обогащать смыслов. сторону грамматич.средств.В
процессе словообраз-я простое повторение
и запоминание слов малопродуктивно, ребенок
должен узнать его механизм и научиться
им пользоваться. Следует обратить внимание
детей на способ образования слов при
помощи суффиксов (учитель – учительница)
или приставок (ехал – уехал – переехал
– выехал); сформировать навыки образования
слов по аналогии.В мл. дошк.возрасте дети
усваивают способы словообр-я существительных
с суффиксами, обозначающими детенышей
животных, посуды; некоторые способы образования
глаголов с приставками. В игре-драматизации
«Кто пришел?» детей учат образовывать
уменьшит.-ласкат. названия детенышей
животных, употреблять их наименования
в единств.и множ.числе. Знакомство детей
со способами образования глаголов осуществляется
в дид. играх («Что делают на музыкальных
инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь
слово»), в играх-драматизациях с игрушками
и в игровых ситуациях.
Чтобы предупреждать ошибки, взрослому
целесообразно использовать речевой образец.
В ср.дошк. возрасте проводится работа
по обучению разным способам образования
слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных
и их детенышей, употреблять эти названия
в единст. и множ. числе, в родит. падеже
множеств. числа.
Проводятся те же дид. игры, что и в мл.
группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не
стало», «Магазин игрушек». Содержание
речев. материала в них меняется, становясь
более сложным. Вводятся такие наименования
животных, у которых детеныш называется
по-другому: у лошади – жеребенок, у коровы
– теленок, у свиньи – поросенок, у овцы
– ягненок. Для формир-я граммат. навыков
в ср. группе можно использовать игры-драматизации
и дид. игры с игрушками. Если же нужных
игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица
и медвежата), целесообразно использовать
фланелеграф или теневой театр. Фигурки
животных для них могут изготовить воспитатели.
На этом воз. этапе особое внимание уделяется
образованию разных форм глаголов, спряжению
глаголов по лицам и числам.Продолжается
работа по образованию звукоподражат.
глаголов (ворона каркает, кошка мяукает,
петух кукарекает, воробей – чик-чирик
– чирикает). Детей обучают способам отыменного
образования глаголов (мыло – мылит, краска
– красит, учитель – учит, строитель –
строит).В старшем дошк. возрасте программа
рекомендует знакомить детей с типичными
способами словообразов-я.Прежде всего
закрепляют полученные на предыдущих
возр. этапах такие граммат. навыки, как
навыки образования наименований посуды
и детенышей животных и птиц с помощью
суффиксов (грачонок – грачата, снегирь
– снегирята – один и много, но один птенчик
– ласточка, синичка, много – ласточки,
синички).
В основном при этом используются
словесные игры и упражн-я: «Магазин»,
«Зоопарк», «Угадай, чего не стало».
Закрепление наименований детенышей
может осуществляться в процессе
рассматрив-я картин из серии «Дикие
и домашние животные» (корова с теленком,
лошадь с жеребенком и др.).Более
сложная задача – образование
названий профессий от разных частей
речи с помощью суффиксов, приставок
и других средств. Ребенок учится
вычленять части слова (приставки,
корни, суффиксы, окончания), осмысливать
их, оперировать ими.Чтобы уточнить,
какие профессии знают дети, можно
провести игру «Знаешь ли ты профессии?»
(упражнение в образовании существительных,
обозначающих лиц по профессии
39…Навучанне
правильнаму гукавымауленню. У адпаведнасци з узроставыми
асабливасцями развицця маулення дзяцей
фармираванне гукавой культуры размяркоуваецца
на 3 этапы. Першы этап – ад 1, 6 да 3 гадоу:
выхавацель праводзиць работу, накираваную
на удакладненне и замацаванне простых
у артыкуляц.адносинах гукау, на выпрацоуку
выразнага маулення. Хаця большасць дзяцей
3 года жыцця ужо правильна вымауляе галосныя
и простыя зычныя гуки, работа па их удасканаленню
неабходна для развицця артыкуляц.апарату
и падрыхтоуки да вымаулення больш складаных
гукау. Други этап – ад 3 да 5 гадоу. Работа
на гэтым этапе абапираецца на свядомыя
адносины дзяцей да гукавога боку слова
и будуецца на паслядоунай адпрацоуцы
асноуных гукау роднай мовы. Трэци этап
– ад 5 да 7 гадоу. Гэты этап зъяуляецца
як бы завяршальным у фармираванни гукавога
боку маулення дашкольникау. Выхаванне
гукавой культуры маулення на 3 этапе будуецца
на дыферэнцыацыи асноуных пар гукау и
адначасова уключае работу над дыкцыяй,
тэмпам, интанац.выразнасцю маулення.
На I этапе фармиравання гукавой кульуры
маулення дзяцей 2 гадоу практыкуюць у
вымауленни галосных гукау, губна зычных
м, м, п,п,б,б; заднеязычных г,г(выбухных),
г,г (фрыкатыуных), к,к,х,х; губна-зубных:
в, в,ф,ф.пярэднеязычных д,т,н,н. Пасля 2
гадоу уводзяцца больш складаныя па артыкуляцыи
пяоэднеяз.гуки: с,з, дз,с,з,дз,л,л,ц,ц. Можна
прапанаваць и матэрыял з гуками ж,ш,ч,дж,р.
Замацаванне пройдзеных гукау ажыццяуляеццана
разнастайным мауленчым матэрыяле. Прапануецца
назваць намаляваныя прадметы, у назвах
яких маецца дадзены гук, з ими разучваюцца
забаулянки, вершы, песеньки, якия уключаюцца
у розныя гукаперайманни. На II этапе паслядоуна
адпрацоуваюцца усе гуки роднай мовы.
З дзецьми 4 года жыцця спачатку замацоуваюцца
вымауленне галосных гукау, затым зычных:
м, м,б,б.,п,п,н,н,т,д,к,к,г,г (выбухных), х,х,ф,ф,в,в,с,з,дз,с,з,дз,ц,ц;
сярэднеязычны й. Праводзяцца падрыхтоучыя
практыкаванни для удакладення вымаулення
пярэднеязычных шыпяцых ж,ш,ч,дж. У сярэдним
дашк.узросце асноуная увага надаецца
шыпячым, дрыжачаму р, змычна-праходным
л,л.Работы над усими гуками роднай мовы
вядзецца у пэунай паслядоунасци: 1) падрыхтоука
органау артыкул.апарату: 2) удакладненне
вымаулення изаляванага гука и уменне
вылучаць гэты гку сярод иншых; 3) замацаванне
правильнага вымаулення гука у словах;
4) замацаванне правильнага вымаулення
гука у фразавым мауленни. На III этапе фармираванне
гукавой культуры маулення звязана з работай
па дыферынцыацыи гукау, якия найбольш
часта блытаюць дзеци: шыпячых и свисцячых(ш-с,ж-з,ч-ц,с-ц,ж-дж),
звонких и глухих (в-ф,з-с,ш-ж,б-п,д-т,г-х),
санорных (р-л), цвердых и мякких (д-дз, т-ц,
л-л). Дыферэнцыяцыя кожнай пары гукау
прадугледжвае тры виды работ: 1) дыферэнцыяцыя
изаляваных гукау: 2) дыферэнцыяцыя гукау
у асобных словах; 3) дыферэнцыяцыя гукау
у мауленни.
40/ РАЗВИЦЦЯ ВЫРАЗНАСЦИ
МАУЛЕННЯ.Работа над мауленчым голасам
цесна зязана з выхаваннем интанац.выразнасци
маулення, работа над якой праводзицца
як на занятках па развицци маулення, так
и на занятках па мастац.литаратуры, асаблива
пры завучванни вершау. На занятках па
развицци маулення, асаблива прысвечаных
выхаванню гукавой культуры маулення,
дзецям прапануюцца спец.заданни. Карысны
пактыкаванни, у яких патрабуееца вымауленне
адных и тых жа фраз з розными интанацыями:
просьба, здиуленне, усклицанне. Ужываюцца
практыкаванни, накираваныя на развицце
змены голасу: паутарыць гукаперайманне
«мяу-мяу» жаласна, спалохана, сярдзита.
Выхавацель папярэдадне дае узор розных
интанацый. Уменне вылучаць голасам найбольш
важныя па сэнсу словы развиваецца з дапамогай
спецыяльных практыкаванняу: дзецям прапануюць
у сказе «Ваверка грызе арэшки» вылучаць
голасам спачатку слова «ваверка», затым
слова «грызе» и т.д.Фармираванне спакойнага,
нягучнага голасу, разважальнай интанацыи
садзейничаюць гульни «Дыктар», «каментатар»,
выпрацоцы упэуненай интанацыи, гучнага
голасу – Камандзир, ветливай интанацыи
– Прадавец, Пакупник. На занятках па мастац.дитаратуры
педагог дае узор выразнага чытання верша;
пры расказванни казак, апавяданняу шырока
выкарыстоуваецца инсцэнироуки. Але дзеци
тады тольки будуць ужываць адпаведныя
интанацыи, правильна выкарыстоуваць
голас, кали зразумеюць тое, что гавораць.
Гульни-инсцэнироуки, драматызацыи, рухомыя
гульни з дыялогам дапамагаюць у развицци
интанац.выразназци маулення. Пераувасабленне
дзяцей у любимых герояу выкликае у их
спробы перадаць з дапамогай голасу, мимики,
жэстау их мауленне, тым самым пашыраючы
магчымасци свайго голасу, интанац.выразнасци
маулення. Важна выхоуваць у дзяцей тыя
интанацыи, якия спатрэбяцца яму у штодзенным
жыцци: ветливасци, дружалюбнасци, прыязнасци.
Тут дапамагаюць гульни «Тэлефон», «Сустрэча
гасцей», «Сустрэча на вулицы». пачынаючы
з малодшай группы дашкольники вучыцца
ацэньваць тон размовы. Для гэтага выкарыстоуваюцца
гульнявыя ситуацыи з ляльками, мастацкая
лит-ра, мультфильмы, кинафильмы.
43.Гутарка
як метад развіцця дыялагічнага маулення
дзяцей. Метады яе правядзення.Беседа — это целенаправленное
обсуждение чего-либо, организованный,
подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается
в дошкольной педагогике как метод
ознакомления с окружающим и одновременно
как метод развития связной речи.Ценность
беседы заключается в том, что взрослый
учит ребенка логически
мыслить, помогает думать, поднимает от
конкретного способа мышления на более
высокую ступень простейшего абстрагирования.
В беседе ребенок должен припоминать,
анализировать, сравнивать, высказывать суждения и
делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением
развивается речь. Формируются диалогические и монологические
формы связной речи, и прежде всего
речи разговорной: умения слушать и понимать
собеседника, давать понятные ответы на
поставленные вопросы, ясно выражать свои
мысли в слове, высказываться в присутствии других
детей. В беседе, воспитываются
сдержанность, вежливость и в целом культура
речевого общения.Высказываясь в беседе,
ребенок формулирует свои мысли не в одном,
а в нескольких предложениях. Вопросы
воспитателя требуют более подробного
описания увиденного, пережитого, побуждают
к выражению оценок, личного отношения
к обсуждаемой теме. Давая развернутый
ответ, дети употребляют для связи слов
союзы (и, а, но, чтобы),
разнообразную лексику.Содержанием бесед
является программный материал по ознакомлению
детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей,
событиями общественной жизни, деятельностью
детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).
Содержание должно быть педагогически обосновано,
способствовать решению задач всестороннего воспитания,
доступно, психологически близко дошкольнику.В наше время проблемой
содержания бесед с дошкольниками исследовалась
многими учеными (А. П. Усова, Е. А. Флерина,
Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова,
Н. М. Крылова).Тематика бесед определяется
конкретными задачами воспитательной
работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом
знаний, приобретенных в процессе-экскурсии
и наблюдений, а также ближайшим окружением.Примерная
тематика бесед:явления общественной
жизни:”Наш детский сад”о школе,о родном
городе и др.