Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 1 файл

шпоры по речи))).docx

— 120.99 Кб (Скачать)

Дапаможник уключае канкрэтныя метадычныя парады па арганизацыи спецыяльных  заняткау навучання дзщяцей беларускай мове.З 1988 года вы усих дашкльних установах  Беларуси былт уведзены абавязковыя  занятки па азнакамленню дзяцей з  беларускай мовай.

На пачатку 21 стагоддзя  Н.С Старжынскай и Дубининай  выдадзены дапаможники для руска-моуных устаноу «Развиццё беларускамоуных  зносин»и для беларускамоуных устаноу  «Занятки па рзвиццю маулення и беларускамоуных  зносин у д.садзе».У гэтых дапаможниках змешчаны канспекты заняткау па навучанню  дзяцей беларускай мове.

На сеняшни дзень распрацоуваецца  интэгратыуная методыка навучання  дзяцей беларускай мове и мауленчым навыкам у працэссе зносин.

 

19.Колас-заснавальник  метод навуч белар мове.Унес  вялики уклад у абарону белар  мовы.

У аснову яго дзейнасци  пакладзена идыя народнасци,патрэатызму , люб да Родз.у 1906 пиша артыкул –«белар  мова у казеннай шк»,дзе выступ у  абарону родн слова.Выдае «2 чытанне  для дзяцей белар»книга складаецца з 7 разделау.у ей дана маляуничыя аписанни роднай прыроды.уключана 11 казак.гэта книга мела вялик значэн як вучэбн книга.у 1925 выдае падруч «метод роднай мовы»Колас фармулюе мэту навуч родн мове-умелае карыст родн мовай для выказвання уласных думак и перажыван вучня.Гэтая мэта вызнач задачы:1)навуч чытаць (тэхницы чыт,разв навак самаст чыт дома) 2)нав писаць ( тэхницы письмана, нав правапису, складаць и записв свае думки)  3)давесци да разумення ладу родн мовы 4)развиць вусн мову вучн

 Метады навуч  род мове

:-вуснае выкладанне;- гутарку;- гульнявые метады.

Ен распрацавау патрабав да творау для дз:1)твор павинен б цикавым   2)кали артыкул навучаання х-ру  ен павинен даваць глыбок и верныя веды 3)кали артыкул грамм-палитычны-ен павинен выхоуваць маральн пачуцци.

У дзицяч книжцы павине быць цикавы матэрыял, цудовыя малюнки  и цэласнасць кампаноуки.Я.К. сам  написау шмат творау для дзШмат уваги  дае мастацк литарат. .Ен прапануе метады работы па азнаямленни дз з  мастацк литаратурай-гыта гутарка ,складанне  плана, разнастайн виды пераказу.асаблива важным ен личыу вывучац классичн литаратуру.

 

20. Цель и задачи  развития речи.

Основная цель работы по рр – формир-е устной речи и навыков речевого общения с окр на основе овладения литературным языком своего народа.

Ранее выдвигалось требование к речи реб – правильность речи: правильность произношения звуков, прав употреб слов по смыслу, умение прав изменять слова, согласно грамматике русс языка. Со временем треб-я к речи дош-ка расширяются. Сегодня мы предполагаем развитие хорошей речи: правильная речь+богатство, точность и выразительность. Цель – формир-е хорошей устной речи.

Задачи:  1.развитие словаря (речь состоит из слов). Главное в развитии дет словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв-ии с контекстом высказывания, с сит-ей, в которой происходит общение. Словарная работа в д/с проводится на основе ознакомления с окр жизнью. 2.воспит-е звуковой куль-ры речи – многоаспектная задача, в кот-ю входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и признош, развитием речевого слуха, обучение правил произнош-ю, воспит орфоэпич прав-ти речи, овладение ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.

3.формир-е грамматич  строя речи предполагает формир-е морфологич стороны речи, синтаксич стороны и способов словообразования.  4.развитие связной речи вкл развитие диалогич и монологич речи. Диалогич речь явл-ся основной формой общ-я детей дош в-та. Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную речь, вступать в разговор и его поддерживать, отвечать на вопросы и спрашивать самому, вести себя с учетом ситуации общения. Развитие монологич речи предполагает формир-е умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самост высказывания разных типов речи. 5.формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова – все это способствует формир-ю нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь. 6.ознакомление с худ лит-рой.

Ведущей задачей явл-ся развитие связной речи. В связной речи реализуется  осн функция речи – общение. В  связной речи отражены все другие задачи речевого развития.

 

21. Методы и Приемы  обучения.

Метод обучения - способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение знании, умении и навыков.

 наглядные методы: изучаемые объекты наблюдаются детьми непосредственно использ -наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. объекты недоступны при непосредственного наблюдения применяется: показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов;.словесные методы: В д/с применся методы, связанные с худ словом. Вль читает детям худ произвя, предусмотренные программой. Используются более сложн методы — заучивание наизусть, пересказ. практические методы: Цель — обучить детей на практике примть получные зн, помочь усваивать и совершенвать реч . Носят чаще игровой хартер.дидактическая игра ( с наглядным материалом и словесная) Она использся для решения всех задач разв речи., наглядные игры-занятия.

Приемы : Прием — это элемент метода. их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые

Словесные: речевой  образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая)деятельность воспитателя; повторение -преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента; объяснение-раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия; указания -разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата; словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков; оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений; вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

Наглядные:  показ картинки, игрушки, движения или действия(в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.

Также приемы можно разделить  по обучающей основе: прямые и косвенные. Прямые приемы: образец, объяснение, вопрос, оценка, указания. Косвенные: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

 

22. Обучение родной  речи…Классификация занятий

 Средства развития  речи: общение взрослых и детей, культурная речевая среда; речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства.  

Классификация занятий: комплексные на занятии решаются все задачи мрр; Применение наглядного материала(предметы реального мира, нагляд изобр, словесные характеристики); по ведущей задаче (разв  словаря, грамм строй речи, звук культ речи, ознак с худ лит); по колличеству участников ( фронтальные подгруп и индивид).от дидакт елей( по освоению нов материала,по закрепл пройд, по обобщен пройденного, итоговые,комбиниров) 

Занятия по развитию речи должны отвечать требованиям: тщательная подготовка к занятию: определение цели, задач, содержания, место занятия в системе педагогической работы; соответствие материла занятию по возрасту и индивидуальным особенностям умственного и речевого развития детей; воспитательный характер занятия; на занятиях должен решаться комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, эмоциональный характер занятия; на занятиях должны применяться игры и игровые приемы, наглядный материал и занимательные приемы; структура занятия должна быть четкой, в ней должны выделяться: вводная часть: на которой устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста детей; основная: решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности; заключение: должно быть практичным и эмоциональным, его цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Оптимальное сочетание коллективного характера взаимодействия с индивидуальным подходом, соблюдение гигиенических и эстетических требований.

 

23.Программа  развития речи у дошкольников.

Программа развития речи детей  определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые  должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает  воспитание определенных качеств личности. Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи (уметь  отвечать на вопросы и задавать их), программа одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей  таких качеств, как общительность, вежливость, приветливость, сдержанность. 
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего всем своим содержанием она направлена на реализацию теории коммунистического воспитания, т. е. на всестороннее развитие личности ребенка. 
Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях. 
Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания). 
Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каждое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать. Например, знакомя детей старшей группы с каким-нибудь объектом или явлением, указанным в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи», следует помнить о конкретных требованиях к словарю, учить детей находить ответы па разнообразные вопросы: кто? Что? Каковы детали и части предмета? Как назвать группу предметов одним-двумя словами? (Существительные конкретные и собирательные.) Какой? Чей? Как? Где? Куда? Когда? Для чего? Почему? Что делает? (При ответах ребенок употребляет прилагательные, местоимения, наречия, глаголы, предлоги, союзы.) Сколько? Который? (Числительные количественные, порядковые.) 
Так, программа рекомендует познакомить детей старшей группы с трудом повара. При этом называется ряд бытовых машин, которые они должны увидеть (картофелечистка, овощерезка). 
При сравнении с аналогичной словарной работой в средней группе увидим, что в старшей группе возрастает употребление детьми обобщающих понятий (кухонная посуда, машины, продукты), относительных прилагательных (мясной, овощной, железный), уточняется детализация предметов (у дуршлага на дне отверстия, есть длинная ручка и т. д.), обозначение пространства и времени (внутри, с двух сторон, рано утром, к завтрашнему дню). 
Дошкольному работнику приходится изучать программу как индивидуально, так и в коллективе, а в ряде случаев самому руководить этим процессом на курсах и семинарах воспитателей и заведующих, в педучилище на уроках и т. д. Заведующему детским садом или воспитателю-методисту следует ежегодно в сентябре проводить в своем детском саду коллективное обсуждение программы по развитию речи с воспитателями, чтобы помочь им вычленить программные требования в новой для них возрастной группе, наглядно сравнить их с программой смежных групп. 
Во всех этих случаях изучение программы можно начать напоминанием основных задач развития речи. Затем на примере одной группы, обращаясь к тексту программы (желательно, чтобы каждый слушатель его имел, пользовался закладками, подчеркиванием и т. п.), показать, каково содержание этих основных задач и в каких разделах программы оно встречается. По аналогии с проведенным коллективно разбором предлагается каждому внимательно изучить текст программы (лучше не на занятии) других возрастных групп. Содержание следующего занятия будет сложнее: проводится сравнительный анализ программного материала по отдельным задачам, при этом отмечается последовательное усложнение материала в возрастных группах, приводятся примеры, конкретизирующие общие положения. 
Примерные вопросы для анализа программы: 
1. Задачи развития речи в разных возрастных группах, их сравнение, выяснение преемственности и усложнения (по разделам «Задачи воспитания»). 
2. Программа ознакомления с окружающим и словарной работы. Расширение круга представлений об окружающем. Усложнение требований к словарю детей. Программа овладения детьми прилагательными, числительными, обобщающими существительными, перечень слов для обозначения цвета, величины, формы, пространства и времени. 
3. Программа воспитания звуковой культуры речи. Требования к звукопроизношению, дикции, качествам голоса, выразительности речи. Воспитание фонематического слуха как новая задача в старшей и подготовительной к школе группах. 
4. Программа воспитания разговорной речи. Навыки речевого общения. 
5. Программа обучения рассказыванию. Сравнение видов детских рассказов и их качества. 
6. Программа ознакомления с художественной литературой. Перечень умений, навыков, способностей, формируемых при восприятии художественных произведений и в работе с книгой. Усложнение характера и увеличение количества художественных произведений, предназначенных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. 
Прежде всего целесообразно остановиться на содержании главной части программы — на ознакомлении с окружающим — и вычленить требования к словарю детей, уточнить перечень трудноусваиваемых слов (обозначения цвета, величины, формы, пространства, времени, количества) для разных возрастных групп. Затем желательно произвести сравнительный анализ программы звуковой культуры речи. Подробно рассматривается программа обучения рассказыванию: отмечается, каким видам рассказов и в каком квартале рекомендуется обучать детей, как изменяются требования к качеству рассказов. Труднее выделить программу работы над грамматической стороной речи. Нужно раскрыть содержание этой работы. Требования к разговорной речи и программа по художественной литературе — более легкий материал. Эти разделы можно изучить самостоятельно, руководствуясь предварительно разработанными вопросами для анализа материала. 
При анализе программы можно использовать наглядные пособия — таблицы программного материала по развитию речи, которые готовит проводящий занятие. Таблицы помогут целостному восприятию программы.

 

24.методические  принципы развития речи 
Под методическими приницпами понимается общее исходное положение, руководствуясь которым педагог выбирает средства обучения.

Методические принципы: приницип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей: речь опирается на сенсорные представления, составляет основу мышления и развивается в единстве с мышлением. Следования этому принципу обязывают педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, способствующие развитию всех познавательных процессов;  принцип коммуникативно-деятельностного подхода: понимание речи как деятельности, заключенной в использовании языка для коммуникации, его реализация предполагает развитие речи как средства общения в процессе общения в разных видах деятельности;

Принцип формирования элементарного осознания явлений  языка: основан на том, что в процессе овладения речью лежит не только подражание, но и не осознанное обобщение явлений языка;

Принцип взаимосвязи  работы над различными сторонами  речи, развитие речи как целостного образования: реализация состоит в таком построении при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности: от мотива как важнейшего компонента зависит качество речи и мера успешности обучения; принцип обеспечения активной речевой практике: на занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей; эмоционально-положительный фон, субъектно-субъектное общения, игровые приемы.

 

25. задачи и   принципы содержание словарной  работы с д/с.

 Особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.Задачи: 1.   Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения. 2.   Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает: а)овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; б)освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в)проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3.Активизация словаря, т. е. не только Знание слов, но и введение их в практику общения.

Особенности словаря детей  и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа  и методика словарной работы в  детском саду.

Развития. Принципы сл работы: 1).единство словаря с развитием восприятия, представления и мышления;

2). опора на активное и действенное познание  окр мира; 3).решение всех задач сл работы во взаимосвязи между собой и с формир-ем грамматич-ой и фонематич-ой сторон речи, развие связной речи.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"