Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 1 файл

шпоры по речи))).docx

— 120.99 Кб (Скачать)

1.Предмет методики развития речи детей дошкольного возраста

Методика развития речи —  педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного  возраста в детском саду. Основная задача методики — разрабатывать  на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли  с максимальным успехом развивать  у детей необходимые речевые  умения и способности.

Основное содержание данного  курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения  с окружающими.

Методика  развития речи, как и другие частные  методики, дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые  умения воспитывать у детей); 2) как  учить (какие методы и приемы следует  использовать при формировании детской  речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить (какими данными  теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).

Язык  – это система материальных единиц (слова, фонемы, морфемы), которые служат общению людей.

Речь – те же средства в реализации

Детская речь – последовательность усвоения детьми языковых единиц и  правил их сочетания.

Методы научного исследования: теоритические (анализ литературы), изучение педагогического опыта, экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный  эксперименты), математической обработки  данных.

 

2.Онтолингвистика  как научная дисциплина. История  развития онтолингвистики.

Онтолингвистика — раздел лингвистики, основной раздел психолингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида.

Хотя онтолингвистика  зарождалась и делала свои первые шаги в России (в 20-х годах предыдущего  века), однако впоследствии она получила большее развитие на Западе (прежде всего – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева, работы которых давно переведены на английский язык).

В России работы А. Н. Гвоздева, написанные на материале речи его сына и изданные в 50 60-е годы, не получили широкого распространения. Не был своевременно подхвачен и призыв И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем и Л. В. Щербы, обращенный к лингвистам, – исследовать факты речи ребёнка, поскольку они помогают представить «будущее состояние племенного языка». Книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», содержащая, кроме многочисленных фактов из речи ребёнка, ряд глубоких и серьёзных лингвистических идей, воспринималась современниками преимущественно как собрание забавных и умилительных анекдотов. Ж. Пиаже выделил эгоцентрическую речь. С. Н. Цейтлин – кафедра деской речи, Р. И. Вадейко – психолог, исследователь детской речи.

Методика классификации: как человек выделяет (истотныя) предметы. Существует 2 группы методов: наблюдение (родительские дневники (общего типа и выборочной фиксации)) и психо-лингвистический  эксперимент (проводится на большом  фактическом материале (дневниковые  записи и эксперимент с детьми)).

 

3.Основные концепции 

Теория Скинера – ребёнок  обучается методом имитации (имитирует  речь взрослого).

Теория универсальной  грамматики (Хомский) – ребёнок рождается, уже владея предыдущими знаниями универсальной грамматики. Считал, что когда ребёнок рождается, его мозг содержит много информации про язык. Этим он объясняет лёгкость и быстроту овладения языком. Теория не стала общепринятой, потому что, если дети от рождения владеют языком, почему они не разговаривают, делают ошибки в речи и др.? Противником теории выступал Выготский.

Конструктивистская теория (Пиаже) – речь формируется на основе предыдущего интеллектуального  развития. Дети с помощью жестов пробуют передать характеристику предмета. Отвергал теорию Хомского. Выделил  эгоцентрическую речь.

Когнитивная теория (Слобин) – дети рождаются с (адпаведным) механизмом, который даёт возможность  обрабатывать лингвистическую информацию. Механизмы связаны с языком.

Теория овладения речью  в отечественной психологии –  говорили о высокой организации  мозга и его неспециализированности. Факторы усвоения языка: биологическая  готовность к усвоению культуры; предметный и природный мир, который окружает человека. Ребёнок обучается способам действия, принятым в обществе. На этой основе ребёнок усваивает речь. Главным  механизмом усвоения речи являются речевые  обобщения, которые делает ребёнок. В языке проявляется речевая  картина мира. Методика исходит из того, что язык усваивается детьми не только путём (пераймання) взрослого, а путём языковых обобщений.

 

4.Дословестный этап развития  речи

Дамоўны перыяд – перыяд да 1-х слоў, калі дзеці не карыстаюцца агульнапрынятымі знакамі мовы. Стадыі: крыку, гулення, лепятання.

Крык – фізіялагічная рэакцыя дзіцяці на дыскамфорт.

Усмешка – фізіялагічная рэакцыя на задавальненне. Пасля 3-х тыдняў жыцця адрасуецца даросламу. Пасля 3-х месяцаў – знак, каб атрымаць адказную рэакцыю.

Гуленне – вакалізацыі, якія з’яўляюцца ў дзіцяці  ва узроце прыкладна 2-х мес. (а-аа, уу-у, бу-у)

Лепятанне – ба-ба, да-да, та-та-та. У 7-8 мес,

Фарміруецца даславесная  сістэма камунікацыі – протазнакі: жэсты, мімічныя рухі,маніпуляцыі з прадметамі, немаўленчыя гукі. Пратазнакі складаюць аснову маўленчай дзейнасці дзіцяці у 1-ыя 2г.жыцця.

З фарміраваннем пратамовы, адбываецца і галасовое развіцце дзіцяці: стадыі крыку (да 2-х мес), гулення (3-4 мес – 5-6 мес), лепятання (5-6 мес  – 7-8.5 мес).

Фарміруецца механізм складаўтварэння. У 5-6 мес.развіваецца разуменне маўлення дарослага. Паварочвае галоўку. 7-8 мес  – выкананне завучаных рухаў, выбар прадмета па слоўным называнні. 9-10 мес рэагуюць на змест слова.

Рэхалалія – перайманне мовы іншага чалавека, паўтарэнне за ім.Важна – каб дзіцё бачыла  ліцо дарослага.

Аўтарэхалалія – неўсвядомленнае паўтарэнне уласных гукаў у дамаўленчы перыяд.

Развіццё  маўлення на 2-м годзе жыцця. Канец 1 г.ж, пачатак 2 г.ж – з’яўляюцца 1-я словы. Ад 3-5 да 10-15 слоў.

Паміж перыядам лепятання  і першымі словамі, а затым  і паралельна з імі, з’яўляюцца пратасловы (аўтаномнае маўленне) – словы, якія прыдумало само дзіця. Яны заўседы  індывідуяльныя, і іх разумеюць толькі члены сям’і.

 

5.Засваенне дзецьмі лексічных адзінак, авалоданне значэннем слова

Слоўнік чалавека падзяляецца  на актыўны і пасіўны.

Актыўны слоўнік – гэта словы,якія чалавек разумее і выкарыстоўвае у сваім маўленні.

У актыўны слоўнік звычайна ўваходзіць агульнаўжывальная лексіка, а таксама спецыфічныя словы, выкарыстанне якіх тлумачыцца ўмовамі  жыцця чалавека.

Пасіўны слоўнік – словы, якія чалавек разумее, але не ўжывае ў сваім маўленні.

У працэссе развіцця слоўніка дзіцяці вылучаюцца 2 ўзаемасвязанныя  бакі – колькасны і якасны.

Колькасны рост слоў залежыць ад ўмоў жыцця і выхавання дзяцей.Першыя 10 слоў дзіцяці звычайна з’яўляюцца іменамі і назвамі ежы і піцця.

Якасны рост слоў абумоўлены працэссам засваення дзецьмі значэння слова – яго ўнутранага, сэнсавага зместу.

Этапы аввалодання значэннем  слова (М.М.Кальцова)

1- фарміраванне ў малога  ўстойлівай прадметнай суаднесенасці.Слова  ў дзіцяці эквівалентнае пачуццеваму  вобразу прадмета.

У 1-й палове 2 г.ж ў дзіцяці развіваецца здольнасць да абагульнення.У канцы 2 г.ж дзіця пазнае прадметы незалежна ад іх колеру,формы,велічыні.

З 3-3.5 г.ж у дзяцей назіраецца больш высокая ступень абагульнення: слова абазначае некалькі груп адпаведных прадметаў. Сігнальная значэнне такога слова вельмі шырокае, разам з тым яно значна аддалена ад канкрэтных вобразаў прадмета.

Апошняя ступень абагульнення – у слове нібы дададзены шэраг  папярэдніх узроўняў абагульнення.Сігнальнае значэнне слова шырокае, а сувязь яго з канкрэтнымі прадметамі прасачыць даволі цяжка.

 

6 - авалоданне дзецьмі  гукавымаўленнем 

(овладение детьми  звукопроизношением)

У дамаўленчы перыяд у лепятанні  дзіцяці рэгістрыруецца вялікая  колькасць разнастайных гукаў,у  тым ліку і тых,што не уласцівы роднай мове.Лепетныя гукі неадвольныя,яны  ніяк не кантралююцца свядомасцю.Гэтыя  гукі “вымаўляюцца самі”.

6. Методика формирования  способов словообразования в  разных возрастных группах.

Детей подводят к умению создавать  новое слово на базе другого однокоренного  слова,которым оно мотивировано, с помощью окончаний, приставок, суффиксов. Нужно выбирать такие  упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости  от словообразовательных оттенков.( в  существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов, а у глаголов с помощью приставочных глаголов противоположного значения, у имен прилагательных образуется с  помощью суффиксов).Ребенка нужно  научить образовывать причастия. 
В формировании словообразования даются разные методики для групп детского сада 
Младшая группа - "Чаепитие"; " Оркестр"; 
Средняя группа - "Кто у кого"; 
Старшая группа - " Брат - братец - братик"; Подготовительная группа- " Подставь" Работа по обуч правил звукопроизношению всегда выделялась как вед линия разв речи детей. Работа над правил произнош гл зв, их дифференциации необх для формир четкой артикул зв родн яз. Произнош согл зв, твер и мягк готовит органы артикулго аппарата к произношю шипящих звук. Формиров произносит стороны речи (уточнение и закреп правил произнош зв родн яз, четкое артикулирование их в звукосочетх и в словах) осущестся на кажд зани в сочетании с решением других речевых задач.

 

8.Исследования, посвященные проблеме словообразования и словотворчества

 в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию  как развивающее, обеспечивающее  формирование собственно языковых  лексико-грамматических и фонетических  обобщений, а не как нацеливание  на коррекцию ошибок.

Исследователи детской речи издавна отмечали, что в определенный период начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов. Подчеркивается при этом, что свидетельством усвоения морфологических средств являются так называемые образования по аналогии (молотком – пилом, котенок – лошаденок). Факты детского словотворчества, особенно детально освещенные К.И.Чуковским, представляют собой частный случай образований по аналогии. Чуковский показал, что словотворчество является закономерным этапом в освоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребенок усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка путем аналогий.С.Н.Цейтлин также считает, что все детские новообразования (инновации) порождены словообразовательной системой современного языка.Опираясь на психолингвистические работы в области словотворчества (Н.Х.Швачкин, Т.Н.Ушакова, Н.И.Лепская, А.М.Шахнарович, Н.М.Юрьева), педагогические исследования доказывают, что дошкольники, экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Словотворчество, с одной  стороны, является ярким свидетельством усвоения морфологической системы  языка. С другой стороны, оно вскрывает  важный механизм усвоения лексики: ребенок  не только усваивает слова как  готовые единицы, но и сам создает, конструирует их. Раскрыв закономерности этого процесса, исследователи получили возможность управлять обогащением  словаря путем формирования продуктивных способов словообразования (Ф.А.Сохин, Э.А.Федеравичене, А.Г.Тамбовцева, Н.А.Костандян, Г.И.Николайчук).

В исследовании Э.А.Федеравичене формирование словообразовательных знаний и умений рассматривается как  важнейшее условие обогащения словаря, совершенствование грамматического  строя, что необходимо ребенку для более точного выражения мысли в связной речи. Элементарные знания о структурно-семантических связях слов и умение проводить словообразовательный анализ используются при построении развернутых высказываний, совершенствуют монологическую речь. лексикой активизация ее в связной речи.

 

9. Развиццё камуник.  Здольнасцей

В соц р-тии р-нок,начиная  с первичной соц ячейки(мать),членом к-рой он явл в момет рождения постоянно общается с людьми,что  влияет на рост и проявление его  речи.Но в интересах р-тия его  языка необходимо организовыв как  с детьми ттак и со взр.Особенно важно  чтобы р-нок общался в среде  сверст.,чтобы ему была представл  возможность общаться с детьми,играть и обменив чув-вми.Духовное и словесное  общение д-тей со взрос не мож  заменить товарищеское,главн ср-вом  такого объедин явл язык.Никогда  дети не говорят так много,как  в своем детс обществе,при условии  что это общество характериз длительн знакомт и одинаков интересами.И  если ткие услов не создаются,то взросл должен их создать.Словесное общен  взр с р-ком будет тогда,когда  р-нок видит во взр товарища,к-рый  разделяет его интересы,к-рому он может доверять свои мысли,ч-ва.Когда  р-нок придет к воспит со своими радостями  и горестями,то он должен отнестись  ко всему с интересом.

 

12./14. Научные основы  МРР и ее связь с другими  науками.

1. Методологическая основа (Лурия, Выготский, Рубенштейн) – положение материалистической философии положение о языке, как  продукте общественно-исторического развития, положение о языке, как  ср-ве взаимодействия людей, положение связи языка с мышлением. 2.(3) Естественно-научная основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных системах н/д чела, формирование речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образованные в коре головного мозга, в результате воздействия на чела предметов и явлений действительности и слов, кот эти предметы и явления означают. 3. Психологическая основа – составляет теория речи и речевой деятельности. Психологическая природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским речь занимает центральное место в процессе психического развития . Развитие речи внутренне связано с  развитием мышления и сознания в целом.  Речь имеет полифункциональный характер, слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. явл носителем обобщения. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выраженных в увеличении словаря, а есть процесс качественных изменений, скачков.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"