Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:05, шпаргалка
Вопросы по педагогике
Обязательные предметы
Следующие предметы устанавливаются обязательными к изучению в начальных школах на федеральном уровне:
При этом делаются скидки на наличие в школе условий для обучения некоторым предметам. Так иностранный язык по программе должен изучаться со второго класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. Аналогично при наличии необходимых условий в рамках предмета Технология с третьего класса изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».
Русский язык и Литературное чтение представлены в федеральной образовательной программе в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.
Умения и навыки
В результате усвоения предметного
содержания начального общего образования
ученики приобретают новые
Познавательная деятельность
Школьник должен уметь наблюдать за объектами окружающего мира: описывать наблюдаемый объект и характеризовать происходящие с ним изменения. Кроме того, он должен уметь сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого.
Учащийся должен иметь навыки проведения
измерений простейшими
Ученик должен уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией
Сюда входит работа с учебными,
художественными и научно-
Учащийся должен овладеть умениями
работы с информацией и использования
компьютера для этих целей. Он должен
уметь строить табличное
Организация деятельности
Ученик должен иметь навыки выполнения
простейших алгоритмов, самостоятельно
определять последовательность действий
для решения учебных и
По отношению к младшему школьнику,
для которого поступление в школу
означает начало нового ответственного
этапа формирования его личности,
особенно важно единство требований
школы и семьи. С начала школьного
обучения ребенок начинает подвергаться
воспитательному воздействию с
двух сторон, и чрезвычайно важно,
чтобы эти воздействия шли
в одном и том же направлении.
Отсутствие такого единства приведет
либо к полному разладу в поведении
школьника, либо к формированию двойственных
форм поведения: одна манера поведения
будет проявляться в школе, другая
(иногда совершенно противоположная) —
дома.
Интересы. В первые годы обучения в школе
очень заметно развиваются интересы, особенно
познавательный интерес, к познанию окружающего
мира, жадное стремление узнать больше,
интеллектуальная любознательность. С
развитием навыка чтения складывается
интерес к чтению, сначала к чтению вообще,
а затем — к чтению определенной литературы,
с острой и занимательной фабулой, сказкам,
позднее — к книгам с несложным научно-фантастическим
и приключенческим сюжетом.. Если первоклассники
интересуются учением вообще, то ученик
III класса подчеркнет, что ему интересно
решать задачи, писать диктовки, он любит
уроки рисования и т. п. Развитие учебных
интересов младших школьников прямо зависит
от организации учебной работы. Поэтому
учителю необходимо ориентироваться на
закономерности развития интересов младших
школьников, помнить, что это развитие
идет от простого к сложному, от известного
к неизвестному, от близкого к далекому,
от описания к объяснению, от фактов к
обобщению. Для воспитания учебных интересов
важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся,
тем нагляднее должно быть обучение и
тем большую роль должно играть активное
действование. Большое значение имеет,
как говорилось выше, переживание ребенком
своих успехов, достижений в учении, которые
определяются, в частности, соответствующей
оценкой учителя. Школьник должен привыкать
к учебному сотрудничеству. Он должен
уметь общаться с товарищами, договариваться
с ними, при необходимости распределять
между ними работу, оценивать свой вклад
в общее дело и общий результат деятельности.
16 Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком мира. Понятие закона, закономерностей и принципов обучения. Их характеристика.
Закон — понятие первичное по отношению
к понятию “закономерность”. Закономерность
же — это существенные, необходимые, устойчивые,
повторяющиеся связи между определенными
педагогическими явлениями и процессами.
Что касается конкретно сформулированных
законов и закономерностей процесса обучения,
то И.Я. Лернер (1980) делит их на 2 вида:
а) “присущие всякому обучению, где бы
и когда бы оно не возникало”; б) закономерности,
которые проявляются не всегда, а в зависимости
“от характера деятельности обучающего
и обучающихся и средств, следовательно,
в зависимости от вида содержания образования
и метода, которым они пользуются”‘. В
книге, опубликованной двумя годами позже,
И.Я. Лернер приводит конкретные примеры
закономерностей (или то, что в нашем понимании
— законы обоих видов):
1) воспитывающий характер
Общая закономерность: цель обучения
зависит от: а) уровня и темпов развития
общества; б) потребностей и возможностей
общества;
в) уровня развития и возможностей
педагогической науки и практики.
Дидактическая закономерность: результаты
обучения (в известных пределах) прямо
пропорциональны продолжительности обучения.
Гносеологическая
Психологическая закономерность:
продуктивность обучения (в известных
пределах) прямо пропорциональна интересу
обучаемых к учебной деятельности.
Кибернетическая закономерность:
эффективность обучения (в известных пределах)
прямо пропорциональна частоте и объему
обратной связи.
Социологическая закономерность:
развитие индивида обусловлено развитием
всех других индивидов, с которыми он находится
в прямом или непрямом общении.
Организационная закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
Закономерности и принципы обучения
1. обусловленность процесса
2. соответствие содержания
3. зависимость содержания
4. формы, методы и средства
процесса обучения зависят от
цели, задач и содержания
5. обусловленность общего
6. взаимосвязь преподавания и
познавательной деятельности
7. качество овладения ЗУН
8. зависимость эффективности
Принцип – исходное руководящее положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьника в учебном процессе:
1. принцип научности: требует
обеспечение усвоения детьми
первоначальных знаний об
2. принцип связи: предполагает
обеспечение учителем
3. принцип индивидуальности: индивидуальные
особенности ребенка и учет
возрастных особенностей – он
основан на выборе наиболее
целесообразного развития
4.принцип наглядности:
5. принцип сознательности и
6. принцип доступности: требует
от учителя, чтобы содержание,
формы, методы и средства
7. принцип систематичности и
последовательности: вытекает из
логики принципа научности,
8. принцип прочности усвоения знаний.
9. принцип воспитывающего