Шпаргалка по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Вопросы по педагогике

Работа содержит 1 файл

пед.docx

— 76.42 Кб (Скачать)

Обязательные предметы

Следующие предметы устанавливаются  обязательными к изучению в начальных  школах на федеральном уровне:

  • Русский язык;Литературное чтение;Иностранный язык;
  • Математика;Окружающий мир;Изобразительное искусство;Музыка;Технология;Физическая культура.

При этом делаются скидки на наличие  в школе условий для обучения некоторым предметам. Так иностранный  язык по программе должен изучаться  со второго класса при наличии  в образовательном учреждении необходимых  условий. Аналогично при наличии  необходимых условий в рамках предмета Технология с третьего класса изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».

Русский язык и Литературное чтение представлены в федеральной образовательной программе в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Умения и навыки

В результате усвоения предметного  содержания начального общего образования  ученики приобретают новые учебные  умения, навыки и осваивают новые  способы деятельности.

 Познавательная деятельность

Школьник должен уметь наблюдать  за объектами окружающего мира: описывать  наблюдаемый объект и характеризовать  происходящие с ним изменения. Кроме  того, он должен уметь сравнивать два  объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого.

Учащийся должен иметь навыки проведения измерений простейшими измерительными приборами и использовать эти  измерения для построения количественных соотношений и решения задач.

Ученик должен уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и  работа с информацией

Сюда входит работа с учебными, художественными и научно-популярными  текстами: осознанное чтение вслух  и про себя, определение темы и  главной мысли текста. Школьник должен уметь строить высказывания, выражающие его мысль, как простые, так и  сложные.

Учащийся должен овладеть умениями работы с информацией и использования  компьютера для этих целей. Он должен уметь строить табличное представление  некоторой модели, а также упорядочивать  данные по данному критерию.

Организация деятельности

Ученик должен иметь навыки выполнения простейших алгоритмов, самостоятельно определять последовательность действий для решения учебных и прикладных задач. Кроме того, он должен уметь  оценивать результаты своей деятельности, выявлять и описывать возникшие  трудности и самостоятельно находить пути их устранения. Более того, он должен предвидеть возможные трудности  заранее и стараться их избежать.

По отношению к младшему школьнику, для которого поступление в школу  означает начало нового ответственного этапа формирования его личности, особенно важно единство требований школы и семьи. С начала школьного  обучения ребенок начинает подвергаться воспитательному воздействию с  двух сторон, и чрезвычайно важно, чтобы эти воздействия шли  в одном и том же направлении. Отсутствие такого единства приведет либо к полному разладу в поведении  школьника, либо к формированию двойственных форм поведения: одна манера поведения  будет проявляться в школе, другая (иногда совершенно противоположная) —  дома. 
Интересы. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению, сначала к чтению вообще, а затем — к чтению определенной литературы, с острой и занимательной фабулой, сказкам, позднее — к книгам с несложным научно-фантастическим и приключенческим сюжетом.. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученик III класса подчеркнет, что ему интересно решать задачи, писать диктовки, он любит уроки рисования и т. п. Развитие учебных интересов младших школьников прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Большое значение имеет, как говорилось выше, переживание ребенком своих успехов, достижений в учении, которые определяются, в частности, соответствующей оценкой учителя. Школьник должен привыкать к учебному сотрудничеству. Он должен уметь общаться с товарищами, договариваться с ними, при необходимости распределять между ними работу, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат деятельности.

 

 

16 Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком мира. Понятие закона, закономерностей и принципов обучения. Их характеристика.

Закон — понятие первичное по отношению к понятию “закономерность”. Закономерность же — это существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными педагогическими явлениями и процессами. Что касается конкретно сформулированных законов и закономерностей процесса обучения, то И.Я. Лернер (1980) делит их на 2 вида: 
а) “присущие всякому обучению, где бы и когда бы оно не возникало”; б) закономерности, которые проявляются не всегда, а в зависимости “от характера деятельности обучающего и обучающихся и средств, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются”‘. В книге, опубликованной двумя годами позже, И.Я. Лернер приводит конкретные примеры закономерностей (или то, что в нашем понимании — законы обоих видов):

1) воспитывающий характер обучения; 2) целенаправленное взаимодействие  обучающего, обучаемого и изучаемого  объекта; 3) обучение происходит только  при активной деятельности учащихся; 4) соответствие целей ученика  целям учителя, который учитывает  способы усвоения изучаемого  содержания. 
Общая закономерность: цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; 

в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 
Дидактическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.  

Гносеологическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться. 
Психологическая закономерность: продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности. 
Кибернетическая закономерность: эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи. 
Социологическая закономерность: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении. 

Организационная закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

Закономерности и принципы обучения

1. обусловленность процесса обучения  потребностям общества в развитии  личности ребенка.

2. соответствие содержания процесса  обучения уровню развития науки,  техники, культуры.

3. зависимость содержания обучения  и учебного процесса от возрастных  и индивидуальных способностей  ребенка.

4. формы, методы и средства  процесса обучения зависят от  цели, задач и содержания образования.

5. обусловленность общего развития  младшего школьника характером  и способом обучения.

6. взаимосвязь преподавания и  познавательной деятельности учащихся.

7. качество овладения ЗУН зависит  от уровня активности и самостоятельной  познавательной деятельности учащихся.

8. зависимость эффективности обучения  от степени привлечения к нему  органов чувств детей (восприятие), мыслительной деятельности учащихся.

Принцип – исходное руководящее  положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьника в учебном  процессе:

1. принцип научности: требует  обеспечение усвоения детьми  первоначальных знаний об объективных  фактах действительности, общих  представлении о природе, обществе, человеке. На практике предполагает: выполнение требований учебных  программ; раскрытие достижений  науки, техники, культуры; ознакомление  с научными основами отрасли  производства; знакомство с талантливыми  учеными; формирование умения  наблюдать факты и явления  действительности; ознакомление с  событиями внутр и внешней политики; вовлечение учащихся в работу кружков, олимпиад

2. принцип связи: предполагает  обеспечение учителем понимания  детьми важности подготовки жизни  трудовой деятельности. Традиционный (А.Е.Дмитриев), альтернативный (Акбашев), классический.

3. принцип индивидуальности: индивидуальные  особенности ребенка и учет  возрастных особенностей – он  основан на выборе наиболее  целесообразного развития ребенка,  развивающего его положительные  качества, познавательную сферу.

4.принцип наглядности: способствует  развитию наблюдательности, внимания, познавательного интереса детей.  Функции принципа: средства иллюстрации  нового содержания; источник инфо; опора познания; источник учебных  проблем поисковых ситуаций; средства  самостоятельной работы. Средства наглядности: естественность (реальные предметы, картины, портреты); объемность (геометрич фигуры); изобразительность (фото); чертежи; символы; звуковые средства.

5. принцип сознательности и активности: способствует развитию у школьников  способности активно включаться  в учебную деятельность, расширять  свой кругозор, расширять ответственность,  быть требовательным к себе, а  учитель обеспечивает целенаправленное  восприятие, понимание, осмысление  и применение на практике учебного  материала. 

6. принцип доступности: требует  от учителя, чтобы содержание, формы, методы и средства обучения  соотносились с их умственным  развитием и требует: соблюдения выполнения учебных программ, не допускать перегрузки детей, избегать упрощения материала,  проводить разнообразную смену видов учебной деятельности, вводить муз и физич минутки, использовать средства ТСО.

7. принцип систематичности и  последовательности: вытекает из  логики принципа научности, чтобы  помочь ребенку овладеть материалом, надо знать его в системе,  а предметы и явления рассматривать  во взаимосвязи взаимозависимости.

8. принцип прочности усвоения  знаний.

9. принцип воспитывающего обучения: осуществление воспитания ребенка  через содержание учебного материала,  включение учителем в учебный  материал различных ситуаций, связанных  с жизнью ребенка, учебный материал  рассматривать с позиции проведения  различных внеклассных мероприятий,  учебных кружков. 


Информация о работе Шпаргалка по педагогике