Шпаргалка по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Вопросы по педагогике

Работа содержит 1 файл

пед.docx

— 76.42 Кб (Скачать)

В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей  и принципов организации педагогического  процесса на службу педагогической практики. Необходимо распространение последних  среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обучения и воспитания.

Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником  педагогической науки.

В период с XVII по XVIII век наметился  этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных  для того времени школ. В истории  развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (746-1841 ),Ф.Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).

Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического  знания в недрах философии под  влиянием педагогических трактатов, романов  и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи  теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.

Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания  людьми своей нации, а образование  как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.

Однако к середине XIX века влияние  философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие  схемы приходят философские концепции  воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания - гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере  искусств, наук, философии, но и при  утверждении жизненных ценностей.

Дж. С. Милль( 1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.

Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования  как наиболее полезного для нужд каждого человека.

В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.

С начала XX века заметно выросло  число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских  учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно  развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и  математика. Вышеозначенные моменты  стимулировали становление педагогической науки и практики.

В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы - педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками  педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское  осмысление процесса воспитания и образования.

Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.

Современный этап развития педагогического  знания (вторая половина XX века) основан  на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с  другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

В процессе дифференциации научной  дисциплины выделяются различные области  педагогики-общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему  педагогических наук.

Активно развивается методология  педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В, Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.

В период становления педагогики как  науки были определены три фундаментальные  категории (основные понятия педагогики) -«воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория  исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием»  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного  опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных  жизненных ситуациях и найти  выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих  отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения  и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Накопление и передача опыта  культуры и цивилизации во взаимосвязи  с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В  настоящее время образование  и воспитание рассматриваются как  основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Вторая категория - «обучение» - понимается как процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает - целенаправленно передает  знания, жизненный опыт, способы  деятельности, основы культуры и  научного знания;

2) руководит процессом освоения  знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития  личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится - овладевает передаваемой  информацией и выполняет учебные  задания с помощью учителя,  совместно с одноклассниками  или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать,  сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске  новых знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник), занимается  самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение  «обучение-воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:

развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики - «образованием - понимается как:

1) ценность развивающегося человека  и общества;

2) процесс обучения и воспитания  человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или  учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в  рамках конкретного города, региона, страны.

В качестве педагогической системы  может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического  коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского. В. Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет  свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся  в рамках конкретных направлений  исследования предмета.

 

 

 

  1. 2. Педагогика в системе наук. Связь с другими науками.

Систему педагогических наук образуют следующие науки.

Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных

этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего

специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи — логопедия.

Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала человека.

  1. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
  2. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Педагогика органично связана  с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование,

обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий  важный момент — общность методов  исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению  собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические  тесты, анкеты и др.).

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием  для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических  диагностик (тестов, анкет и т.д.).

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике