Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории педагогики.
17.Педагогические идеи реформаторской педагогики.
Реформаторская педагогика в Европе и США начинает развиваться с последней четверти XIX в. Она представлена именами десятков выдающихся деятелей. Благодаря их деятельности разрабатываются новые науки и новые направления в педагогике: педология, философия образования, социальная педагогика, возрастная и педагогическая психология, специальные направления педагогики, экспериментальная педагогика и психология, теории свободного, трудового, эстетического и т.д. воспитания. Вильгельм Август Лай (1867–1926). Один из основоположников экспериментальной педагогики. Создатель принципиально нового педагогического учения – педагогики действия.Вильгельм Дильтей (1833–1911). Философ, психолог, педагог. Разработал теорию понимающей психологии. Известен своими трудами, которые оказали заметное влияние на развитие свободного воспитания. Эрнст Мейман (1862–1915). Педагог и психолог. Один из основоположников экспериментальной педагогики. Пытался построить обучение на строго научной и экспериментальной основе.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Один из основоположников социологии. Его идеи, прежде всего подход к воспитанию как социальному институту, оказали решающее воздействие на развитие социологического направления в педагогике.
Мировой известностью пользуются имена других европейских ученых и деятелей воспитания: шведской писательницы Элен Кей, одной из основоположниц педагогики свободного воспитания; М. Монтессори, известной разработкой теории и практики дошкольного и начального образования; Януша Корчака, создателя оригинальной системы гуманного воспитания; З. Фрейда, основоположника психоанализа.
Ведущую роль в
развитии американской
Уильям Джеймс (1842–1910).
Американский философ (
Джон Дьюи (1859–1952).
Философ, психолог, педагог. Его
творчество в наибольшей
Как философ Дьюи изучал роль образования в обществе, их взаимодействие и взаимовлияние. Одним из первых в мировой педагогике показал, что с изменением общества, с переменой форм производства, социальных отношений меняется и само образование и воспитание. Интерес представляет его концепция проблемного характера мыслительного процесса. В своих трудах Дьюи подверг критике существующую школу: несовершенство содержания образования, в первую очередь несовершенство форм и методов обучения и воспитания. Он был одним из самых убежденных сторонников и теоретиков свободного воспитания. Свои идеи он воплотил в практику обучения. Им было предложено новое содержание образования, основу которого составили сменяющие друг друга виды труда, вокруг которых, как вокруг стержня, выстраивалось все обучение, даже истории и литературе. Им были предложены новые формы и методы обучения, которые были рассчитаны на свободное развитие ребенка, на максимальное развитие его индивидуальности, активности и самостоятельности.
Дьюи разработал и новую концепцию подготовки учителя, в которой главное внимание уделялось не знаниям, а практической подготовке, развитию практического мышления, способности реализовать имеющиеся знания в практике.
Крупнейшими последователями Д. Дьюи были К. Уошберн и У.К. Килпатрик.
К. Уошберн в
историю вошел созданием «
Э.А. Торндайк (1874–1949). Педагог и психолог, один из основоположников бихевиоризма и экспериментальной педагогики. Внес большой вклад в разработку бихевиористского понимания обучения и построения на этой основе психологических основ обучения арифметике, алгебре, языку, чтению, разрабатывал систему тестов.
Д.Б. Уотсон (1878–1958). Наряду с Э.А. Торндайком был основоположником бихевиоризма, учения, которое в центр психологического исследования положило не сознание, а поведение. Разработал ряд объективных методов психологического исследования. Несколько книг Уотсона посвящены проблемам возрастной и педагогической психологии.
В целом же в
рамках реформаторской
19.Педагогические идеи 20 века в Западной Европе.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – один из наиболее известных представителей социальной педагогики. Фундамент его педагогических взглядов – концепция – «стадий цивилизации» и «коллективных представлений». Согласно данной концепции, человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои собственные системы идеалов воспитания, т. е. «коллективные представления». Современная цивилизация, по мысли Э. Дюркгейма, вобрала в себе компоненты «коллективных представлений» предшествующих эпох и одновременно выработала особые педагогические идеалы и ценности. Процесс воспитания – это, прежде всего приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» своего времени.Вильгельм Дильтей (1883-1911) также особо подчеркивал социальную природу процесса воспитания. В работе «Основы гуманитарных наук» он трактовал педагогический процесс как познание тотальных «духовных связей», приобщение к «жизни» – основе и содержанию всего существующего. Дильтей выдвинул концепцию «переживания» как явления, которое свойственно лишь человеку с его эмоциональной жизнью. Он предлагал начинать учебно-воспитательный процесс с организации эмоционального переживания окружающей действительности.Ф. В. Ферстер (1869-1956) рассматривал человека как «трагическое двойственное существо». Бог и дьявол наделили его добром и злом. Чтобы преодолеть эту двойственность в этом гуманном направлении, следует требовать от ребенка «дисциплины и послушания». Это и будет являться «подготовкой к свободе духовной личности».Жак Маритен (1882-1973) критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Основной целью воспитания Маритен считал христианское человеколюбие. Обрести такую гуманистическую направленность личность может лишь при умелом руководстве наставника.Альфред Уайтхед (1861 – 1947), считал, что воспитание, прежде всего, должно давать идею Бога. Он писал: «Сущность воспитания в том, что оно должно быть религиозным. Что же такое, в самом деле, религиозное воспитание? Это воспитание прививает долг и благоговение».Заметным представителем философии воспитания явился французский ученый и писатель Жан Поль Сартр (1905-1980) – один из лидеров экзистенциалистской педагогики. Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого связано, прежде всего, со свободным, сознательным выбором цели. Сартр считал, что влияние внешних факторов на человеческое существование ребенка крайне незначительно, а наиболее эффективным признавал самовоспитания («человек есть лишь то, что сам из себя делает»).Другой крупный теоретик воспитания Ален (Эмиль Жартье) (1868-1951) был знатоком Ир поклонником античной философии и классической западной. Вслед за Гегелем Ален предлагал учитывать в воспитании, прежде всего процесс взросления личности. Ведущие факторы воспитания – окружающий мир и деятельность самой личности. Воспитание – это переход личности из состояния детства в положение хозяина собственной судьбы. Почти все проступки ребенка и подростка связаны со стремлением «вырваться из детства». Такому стремлению к «самоосвобождению» сопутствует переход от примитивного мышления к критическому. При этом детскость постепенно уступает место зрелости. Отсюда следует, что неправильно видеть в каждом детском проступке шалость, которую надо непременно пресечь. Ален выдвинул теорию о двоякой функции воспитания – подготовке к жизни и участия в самой жизни. Реализация такой функции зависит от точного соотнесения предъявляемых к ребенку требований с его возможностями.Вильгельм Август Лай (1862-1926) полгал, что лабораторный эксперимент, благодаря которому был открыт скачкообразный характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей воспитания. Он исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные, либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораториях, так и в обычных условиях. Углубленное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир в воспитании. Педагогика прагматизма, или прогрессивизма получила особое развитие в США. Её лидер Джон Дьюи (1859-1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания». Дьюи рассматривал трудовое обучение и воспитание в школе, прежде всего как необходимое условие для общего развития. Он считал ручной труд средством, которое используется для того, чтобы «показать детям основные нужды общества и способы удовлетворения их». Для него важно понимание труда как мотива и метода обучения. По мнению Дьюи, занятия по труду должны стать «центром, вокруг которого группируются научные занятия». Представители нового воспитания полагали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников.Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в сторону обогащения содержания и активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием для реформ школьного образования в первой половине XX века.
20.Образование в США: история и современность.
Переселение отбросов из европы. Изгонялись инаковерующие. 12-тилетние школы. В 20-е, 40-е годы идет промышленный подъем. Ограничивают детский труд. Неполный рабочий день, возрастные ограничения. Появляются законы об обязательном начальном образовании. В 1967г бюро народного образования носило рекомендательный характер.
Система образования отличается высокой степенью децентрализации. В соответствии с 10-й поправкой к конституции ("права, не делегированные Конституцией правительству Соединенных Штатов и не запрещенные ею для штатов, сохраняются за самими штатами") федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для школ и вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа.Тем не менее образовательные программы в 50 штатах очень схожи. Американцы объясняют это результатом воздействия таких общих факторов, как социальные и экономические потребности страны, частыми переездами учащихся и учителей из одной части страны в другую, а также ролью общенациональных агентств, определяющих соответствие свидетельств об образовании установленным стандартам.Роль федерального правительства в области образования сводится к широкому руководству без чрезмерного контролирования. Федеральное правительство несет юридическую ответственность по защите права каждого гражданина получить равный доступ к государственным (публичным) учебным заведениям и равную возможность получить бесплатное образование.Во всех 50 штатах и 6 территориях США образование является обязательным. Обучение в американских государственных (публичных) школах, заканчивающихся 12 классом, - бесплатное. Повсеместно разрешается функционирование частных школ, в которых в 1997 г. обучалось 5,9 млн.чел., или 11% от общего количества учащихся, что на 1% меньше, чем в предыдущие годы. На частные школы распространяются принятые данным штатом правила лицензирования и оценки полученного в них образования.Образование в США организовано на трех основных уровнях: начальное (включая дошкольное и начальное школьное), среднее и высшее. Оно является обязательным, начиная с семилетнего возраста в 29 штатах, с шестилетнего - в 18 штатах и с пяти лет в 3 штатах.Полное среднее образование в США начинается с седьмого или девятого класса, в зависимости от того, была ли начальная школа шестилетней или восьмилетней. К концу десятого класса большинство школьников уже приходят к решению, продолжать ли им образование по академической программе, ведущей к дальнейшему продолжению учебы в вузе, или выбрать программу профподготовки, ведущую к получению работы. Большинство старшеклассников достигают минимального возраста, в котором позволено бросить школу (16 лет), по меньшей мере за год до окончания средней школы. 75% из них остаются в школе до получения диплома (аттестата) о полном среднем образовании по окончании 12-го класса.Несмотря на децентрализованный характер американской системы образования, существует определенная стандартизация школьных программ. Очень сильное воздействие на программы средних школ оказывают требования, предъявляемые поступающим в колледжи и университеты абитуриентам, а также общенациональные тесты по определению успехов в учебе и по выявлению способностей учащихся к учебе. Колледжи и университеты получают свои доходы из различных источников, включая правительства штатов, местные органы власти, плату за учебу, взимаемую от студентов, продажу товаров и услуг, помощь федерального правительства, частные пожертвования и целевые субсидии, деньги, заработанные фондами. Основная разница между финансированием гос. и частных вузов состоит в том, что первые получают свои главные дотации от правительств штатов, а вторые в большей степени зависят от платы за обучение и другие услуги, получаемые от студентов.Основу системы высшего образования составляют четырехгодичные учебные заведения - университеты и колледжи. В США насчитывается 156 университетов (к числу ведущих принадлежат: Гарвардский, Калифорнийский, Колумбийский, Корнельский, Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский), в которых сосредоточен основной объем научно-исследовательских работ и подготовки специалистов. Колледжи представляют собой либо самостоятельные учебные заведения, либо отделения университетов.Бакалавр - первая ученая степень в системе высшего образования США. Ее получают после первых четырех лет обучения. Степень магистра присуждается тем, кто окончил университет, имеет степень бакалавра, прошел дополнительный (обычно двухгодичный) курс и сдал специальный экзамен. Степень доктора - высшая в США академическая степень.Американское законодательство предусматривает предоставление федеральной помощи студентам - выходцам из малообеспеченных и средних слоев населения. Такая помощь предоставляется в виде безвозмездных стипендий или гарантированных льготных займов.Американская администрация, ставя реформирование системы образования в качестве одного из важнейших приоритетов, настаивает на значительном расширении федеральных программ содействия учебным заведениям. В ежегодном послании конгрессу в янв. 1997 г. президент Б.Клинтон предложил ввести национальную систему тестирования в средней школе для учеников 4-х классов (чтение) и 8-х классов (математика), однако это предложение не встречает поддержки республиканцев в конгрессе, которые не хотят допустить расширения функций и роли федерального правительства за счет полномочий местных органов власти.Республиканцы, настаивая на праве родителей самим выбирать школы, в которых будут учиться их дети, внесли в конгресс ряд законопроектов, призванных в той или иной форме перенаправить часть федеральных субсидий, выделяемых госшколам, в частные. Предлагалось: введение специальных необлагаемых налогами счетов для оплаты обучения в школах, предоставление местным органам власти права использовать федеральные субсидии в виде стипендий для обучения в частных школах детей из малообеспеченных семей, выдача специальных ваучеров для оплаты обучения детей в школах по собственному выбору. Все эти предложения пока не прошли, наткнувшись на твердое противодействие демократов в конгрессе и администрации Б.Клинтона.
21.Образование в Японии: история и современность.
Островное государство. Страна вбирает в себя все передовое, что есть. Система образования Китая, франции, фашистская, США. Но остается свое национальное образование. Преподают уроки морали. 10-11-12 классы – профессиональное образование.
Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой класс, юные японцы, освоив в совершенстве фонематическую азбуку, получают лишь базовые знания иероглифического письма. К концу занятий в начальной школе они "набирают" около 1 тысячи иероглифов (для сравнения: чтобы свободно читать газету, их надо знать не менее 1,8 тыс.). Веяние времени: уроки экологии начинаются уже в начальной школе. В среднюю школу первой ступени дети переходят после выпускных экзаменов в начальной школе. Здесь занятия рассчитаны на школьников 12-15 лет и продолжаются 3 года. В средней школе первой ступени уже есть предметы обязательные и факультативные (иностранный язык, технология, домоводство, дополнительные занятия музыкой, физкультурой, искусствами). "Багаж" иероглифов достигает уже 2 тысяч. На этом завершается обязательное образование. Дальнейшие ступени - для тех, кто может и хочет этого. Средняя школа второй ступени для 15-18-летних, в ней учатся также 3 года, для поступления необходимо сдать вступительный экзамен. Как правило, барьер преодолевают около 94% выпускников обязательной школы. Обучение платное, хотя и не очень обременительное для семейного бюджета. Можно выбрать по желанию общеобразовательное или специализированное отделение. В первом, в свою очередь, есть потоки - для тех, кто подумывает о вузе, и для тех, кто хочет ограничиться средним образованием. Специализированные отделения характерны больше для провинции и села. В зависимости от местных условий они могут иметь свой профиль: технологический, сельского хозяйства, морского промысла, коммерческий, домоводства. Кроме того, есть (их сравнительно немного) школы вечерние и заочные. С 1950 г. функционируют также краткосрочные вузы (частные и платные), где на базе средней школы учатся 2-3 года. Для потенциального чиновника средней руки этого вполне достаточно. Этот вид обучения предпочитают и многие девушки, свыше 90% студенток, - будущие квалифицированные домоправительницы, воспитатели детских садов и учителя начальных классов. Преподавателей же для старшей школы готовят пединституты и специальные факультеты университетов. Желающие после окончания вуза поступают на 2-3-годичные курсы докторантуры, где при успешном исходе получают ученую степень. Это основной контур системы образования в Японии, рассчитанный (если продвигаться без задержек) почти на четверть века, начиная с трехлетнего возраста. Хотя японцы настойчиво ищут возможности внедрения в своей стране системы "Век живи - век учись".
22.Педагогическая теория И.Г.Песталоцци
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.
Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.
Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.
Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.
Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.