Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа
Цель данной работы
- раскрыть пути повышения качества образование в школе.
Задачами данной работы являются
- систематизирование и анализ сведений по модели школьной системы оценки качества образования.
Введение............................................................................................................................................3
1. Педагогические аспекты контроля учебного процесса…………………………………..4
1.1. Виды контроля знаний учебного процесса…………………………………………..4
1.2. Цели контроля знаний учебного процесса…………………………………………..6
1.3. Функции контроля знаний учебного процесса……………………………………...6
2. Качество образования в общеобразовательных учреждениях (ОУ)…………………….9
2.1. Модельное представление школы…………………………………………………….9
2.2. Параметры системы оценки результативности учебного процесса……………….12
Заключение………………………………………………………………………………….........23
Список литературы………………………………………………………………………………24
Модель личности педагога определяет
систему оценки
- обученность;
- обучаемость;
- уровень
сформированности общеучебных
- уровень общих знаний;
- уровень развития рефлексивных навыков учащихся;
- уровень
сформированности мотивов
- уровень воспитанности учащихся и социальной зрелости выпускников;
- уровень
удовлетворенности школьной
- уровень
педагогического мастерства
Рассмотрим
содержание и процедуру каждого
из параметров.
1.Обученность. Содержание этого параметра – это не что иное, как уровень учебных достижений.
Обученность
– уровень предметных знаний, умений
и навыков, приобретенных учеником
для самостоятельной
Процедура оценки обученности.
Обученность
каждого ученика оценивается отметкой
по предмету в течение года, начиная с
контрольно-методического среза на определение
уровня обученности, проводимого в сентябре
и определяющего актуальный уровень
обученности. Следующие данные в мониторинге
обученности - это результаты контрольных
работ, зачетов, промежуточной и итоговой
аттестации, ЕГЭ.
2.Обучаемость. Понятие «обучаемость» определяется как уровень ученических возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета.
По Л.С.Выготскому, уровень обучаемости обуславливает ширину зоны ближайшего развития, т.е. то пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной работе. Именно уровень обучаемости ученика определяет для учителя долю необходимой педагогической помощи, формы и приемы индивидуальной мотивации каждого учащегося.
Определяем обучаемость как
Отслеживание динамики
Уровни обучаемости:
I уровень – общекультурный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения учебного курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня;
II уровень – прикладной – требует от ученика, кроме перечисленного выше, также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание взаимосвязей понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;
III уровень – творческий – демонстрируют учащиеся, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
Методика определения уровня обучаемости (модифицированная методика П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского)
1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного
характера на 7-8 минут работы.
2.
Повторяется изученный
знаний.
3. Объясняется новый материал.
4. Учитель
показывает образец применения
нового материала в
и измененной ситуации.
5. Организуется
самостоятельная работа
Задания для самостоятельной работы.
Если выполнены все задания, то можно говорить о III уровне обучаемости: если ученик справился с 4-мя заданиями, это II уровень, если выполнено 3 и менее заданий – I уровень обучаемости.
Важную роль в оценке качества образования играет динамический мониторинг.
В основании динамики мониторинга лежат данные о динамике развития того или иного объекта.
В школе имеется циклограмма диагностических
методик. Педагогическая диагностика
проводится 2 раза в год: в сентябре и апреле,
что позволяет судить о состоянии системы
и позволяет организовать её развитие.
3. Диагностика уровня общих знаний и мыслительных способностей
школьников.
Цель диагностики – определить уровень общих знаний школьников и уровень развития их аналитических способностей на начало и конец учебного года.
Результаты данной диагностики предполагают получение информации о степени развития способностей учащихся к анализу, обобщению, комбинированию, рассуждению, сравнению, планированию своей деятельности.
Измерение уровня владения учащимися мыслительными ОУУН (общеучебными умениями и навыками).
Для измерения мыслительных
КМС
должен состоять из 5 частей. В каждой
части вопросы определенного
вида, определяющие уровень владения
конкретными мыслительными
3. Определение уровня общих знаний учащихся.
Дается 10 понятий, охватывающих 10 областей
действительности: растительность, животный
мир, минералы и химикаты, общественные
отношения, литературу и искусство, экономику,
взаимоотношения людей, свойства личности,
предметы быта. Учитель дает задание: «Напиши,
что это такое, кратко или всесторонне.
Дай определение этим понятиям.»
Анализ результатов:
Определения школьников оцениваются по 4-х бальной системе:
0 – ничего не написал или в основном ошибочно;
1 –
указал несущественные
2 – указал ближайший род;
3 –
дал полное логическое
Определения школьников характеризуют
не только количество знаний у учащихся,
но и уровень развития абстрактного мышления.
По баллам, преобладающим в ответах, определяются
три уровня общих знаний школьников: низкий;
средний; высокий.
4. Диагностика изучения самооценки школьника (1-11 класс).
Цель: 1 класс. Выявить особенности самооценки детей в начале обучения в школе сравнительно с оценкой, которую ученик дает своему однокласснику.
2-11 класс. Выявить самооценку
школьника путем
На основе полученных
Порядок проведения:
Первокласснику предлагаются
Анализ результатов.
Самая длинная линия –
Учителю необходимо посчитать
в % уровень самооценки на класс:
низкий, средний, высокий.
Методика самооценки (2-4 класс).
Порядок проведения:
В течение месяца ученику,
Анализ результатов.
высокая оценка оценка учителя отсутствие самокритичности,
ученика («5») ниже («3») завышенная, неадекватная
низкая оценка оценка учителя повышенная самокритичность,
ученика
совпадение
двух оценок
адекватность самооценки школьника8
Методика самооценки (5-11 класс).
Порядок проведения:
Даётся
перечень умений: 1) учебно – организационные;
2) учебно – информационные; 3) учебно
– коммуникативные знания; 4) учебно
– интеллектуальные. Определяется уровень
владения умениями: «не владею», «владею
частично», «владею хорошо».
5. Диагностика мотивов учения.
Цель: выявить наименее (наиболее) осознаваемые мотивы ученика, определить доминирующие познавательные мотивы.
Порядок проведения. Методика 1
Предложить учащимся выбрать только 5
наиболее важных мотивов (мотивы можно
записать на доске или на отдельных листах;
ребенок записывает только цифру, под
которой значится мотив; цифра записывается
в порядке значимости, важности данного
мотива).
Перечень мотивов.
Информация о работе Школьная система оценки качества образования