Школьная система оценки качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы
- раскрыть пути повышения качества образование в школе.
Задачами данной работы являются
- систематизирование и анализ сведений по модели школьной системы оценки качества образования.

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
1. Педагогические аспекты контроля учебного процесса…………………………………..4
1.1. Виды контроля знаний учебного процесса…………………………………………..4
1.2. Цели контроля знаний учебного процесса…………………………………………..6
1.3. Функции контроля знаний учебного процесса……………………………………...6
2. Качество образования в общеобразовательных учреждениях (ОУ)…………………….9
2.1. Модельное представление школы…………………………………………………….9
2.2. Параметры системы оценки результативности учебного процесса……………….12
Заключение………………………………………………………………………………….........23
Список литературы………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
 
 
    1. Параметры системы оценки результативности учебного процесса
 

     Модель личности педагога  определяет  систему оценки результативности  учебного процесса. Эта система включает следующие параметры:

- обученность;

- обучаемость;

- уровень  сформированности общеучебных умений  и навыков;

- уровень  общих знаний;

- уровень  развития рефлексивных навыков  учащихся;

- уровень  сформированности мотивов учения;

- уровень  воспитанности учащихся и социальной зрелости выпускников;

- уровень  удовлетворенности школьной жизнью  родителей, учащихся и педагогов; 

- уровень  педагогического мастерства учителей.

Рассмотрим  содержание и процедуру каждого  из параметров. 

    1.Обученность. Содержание этого параметра – это не что иное, как уровень учебных достижений.

    Обученность – уровень предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности5. Для ученика обученность – это оценка результата его учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы и одновременно определение границы сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика. Традиционно мерой обученности является отметка по предмету, преимущество её – в традиционности, доступности, понимание и детьми, и родителями.

      Процедура оценки обученности.

   Обученность каждого ученика оценивается отметкой по предмету в течение года, начиная с контрольно-методического среза на определение уровня обученности, проводимого в сентябре и определяющего  актуальный уровень обученности. Следующие данные в мониторинге обученности - это результаты контрольных работ, зачетов, промежуточной и итоговой аттестации, ЕГЭ. 

    2.Обучаемость. Понятие «обучаемость» определяется как уровень ученических возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета.

      По Л.С.Выготскому, уровень обучаемости обуславливает ширину зоны ближайшего развития, т.е. то пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной работе. Именно уровень обучаемости ученика определяет для учителя долю необходимой педагогической помощи, формы и приемы индивидуальной мотивации каждого учащегося.

     Определяем обучаемость как динамическую  величину; уровень обучаемости –  не клеймо, а изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных  задатков, так и от социальных  условий6. И рост этого параметра наиболее точно определяет результативность учебного процесса.

     Отслеживание динамики обучаемости  помогает учителю адекватно оценить  свои усилия в планировании  и организации учебного процесса  с каждым учеником, правильно  выбирая долю индивидуальной педагогической помощи. 

      Уровни обучаемости:

I уровень – общекультурный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения учебного курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня;

  II уровень – прикладной – требует от ученика, кроме перечисленного выше, также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание взаимосвязей понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;

III уровень – творческий – демонстрируют учащиеся, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

    Методика определения уровня обучаемости  (модифицированная методика П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского)

1.  Учитель выбирает небольшой по  объему новый учебный материал  базисного 

     характера на 7-8 минут работы.

2. Повторяется изученный материал, необходимый для усвоения новых 

    знаний.

3. Объясняется новый материал.

4. Учитель  показывает образец применения  нового материала в аналогичной 

    и измененной ситуации.

5. Организуется  самостоятельная работа учащихся.

  Задания для самостоятельной работы.

  1. Написать, что вы узнали нового.
  2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполнить задание по образцу.
  4. Выполнить задание в измененной ситуации.
  5. Применить полученные знания в новой ситуации.

     Если выполнены все задания, то можно говорить о III уровне обучаемости: если ученик справился с 4-мя заданиями, это II уровень, если выполнено 3 и менее заданий – I уровень обучаемости.

     Важную роль в оценке качества образования играет динамический мониторинг.

      В основании динамики мониторинга лежат данные о  динамике развития того или иного объекта.

      В школе имеется циклограмма диагностических методик. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: в сентябре и апреле, что позволяет судить о состоянии системы и позволяет организовать её развитие. 

    3.  Диагностика уровня общих знаний  и мыслительных способностей

  школьников.

     Цель  диагностики – определить уровень общих знаний школьников и уровень развития их аналитических способностей на начало и конец учебного года.

    Результаты данной диагностики  предполагают получение информации о степени развития способностей учащихся к анализу, обобщению, комбинированию, рассуждению, сравнению, планированию своей деятельности.

    Измерение уровня владения учащимися мыслительными ОУУН (общеучебными умениями и навыками).

     Для измерения мыслительных ОУУН  учитель-предметник в своем классе  проводит специальные КМС (контрольно-методические  срезы)7. Эта работа должна выполняться после изучения какой-то конкретной темы, после зачетной работы, после работы по коррекции предметных знаний, т.е. после того, как ученики усвоят содержание темы.

КМС должен состоять из 5 частей. В каждой части вопросы определенного  вида, определяющие уровень владения конкретными мыслительными навыками:

  1. Анализ (найти соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями, в тексте подчеркни все слова, относящиеся к …..и т.д.);
  2. Синтез (назовите процесс по его характеристикам,  назовите общим словом несколько слов, рисунков и т.д.);
  3. Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б могут быть словами, рисунками, символами и т.д.);
  4. Логика – причинно-следственные связи (продолжить ряд слов, понятий, вставьте недостающее слово, рисунок и т.д. Для отдельных классов постройте систему понятий);
  5. Выводы (сделать вывод на основании текста, таблицы, схемы, по конкретному заданию).
 

3. Определение уровня общих знаний учащихся.

     Дается 10 понятий, охватывающих 10 областей действительности: растительность, животный мир, минералы и химикаты, общественные отношения, литературу и искусство, экономику, взаимоотношения людей, свойства личности, предметы быта. Учитель дает задание: «Напиши, что это такое, кратко или всесторонне. Дай определение этим понятиям.» 

        Анализ результатов:

Определения школьников оцениваются по 4-х бальной системе:

0 –  ничего не написал или в  основном ошибочно;

1 –  указал несущественные признаки, заменил слово синонимом;

2 –  указал ближайший род;

3 –  дал полное логическое определение  или специализированные пояснения.

    Определения школьников характеризуют не только количество знаний у учащихся, но и уровень развития абстрактного мышления. По баллам, преобладающим в ответах, определяются три уровня общих знаний школьников: низкий; средний; высокий. 

4. Диагностика изучения самооценки школьника (1-11 класс).

Цель: 1 класс. Выявить особенности самооценки детей в начале обучения в школе  сравнительно с оценкой, которую  ученик дает своему однокласснику.

          2-11 класс. Выявить самооценку  школьника путем самостоятельной оценки своих умений, выявить, каков уровень этой самооценки, степень её адекватности, самокритичности школьника.

      На основе полученных результатов   можно будет сделать вывод  о том, формируется ли у школьников  умение оценивать свою учебную  деятельность.

      Порядок проведения:

      Первокласснику предлагаются карточки  на бумаге в клетку, где изображено 3 кружка, и объясняют, что один  кружок это одноклассник К,  другой кружок-одноклассник М,  третий - он сам. Затем ученику  предлагается провести от этих кружков вниз линии. Длина линий должна соответствовать тому, насколько умны его одноклассники и он сам.

     Анализ результатов.

     Самая длинная линия – показатель  самой высокой  оценки, которую  дает первоклассник. Длина линии  зависит от того, кого он считает более умным: себя или своих товарищей. Обратите внимание, насколько эта оценка совпадает с тем, что ученик знает о себе и своих товарищах от учителя.

     Учителю необходимо посчитать  в % уровень самооценки на класс:  низкий, средний, высокий. 

        Методика самооценки (2-4 класс).

    Порядок проведения:

      В течение месяца ученику, выполнявшему  определенные учебные задания  (по любому предмету), предлагается  самому поставить  себе оценку, которую, по его мнению, работа  заслуживает. Затем работа оценивается учителем.

     Анализ результатов.

высокая оценка          оценка учителя                    отсутствие самокритичности,

ученика («5»)                ниже  («3»)                       завышенная, неадекватная

                                                                                              самооценка 

низкая оценка          оценка учителя                    повышенная самокритичность,

ученика                           выше                              заниженная самооценка

совпадение двух оценок                      адекватность самооценки школьника8 

       Методика самооценки (5-11 класс).

    Порядок проведения:

Даётся  перечень умений: 1) учебно – организационные; 2) учебно – информационные; 3) учебно – коммуникативные знания; 4) учебно – интеллектуальные. Определяется уровень владения умениями: «не владею», «владею частично», «владею хорошо». 

5. Диагностика мотивов учения.

    Цель: выявить наименее (наиболее) осознаваемые мотивы ученика, определить доминирующие познавательные мотивы.

     Порядок проведения.    Методика 1

     Предложить учащимся выбрать только 5 наиболее важных мотивов (мотивы можно записать на доске или на отдельных листах; ребенок записывает только цифру, под которой значится мотив; цифра записывается в порядке значимости, важности данного мотива). 

                        

 Перечень  мотивов.

Информация о работе Школьная система оценки качества образования