Сенсорное развитие детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Психолого-педагогические идеи сенсорного развития детей дошкольного возраста…………….
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста………………………………………….……
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………….

7

11




16
Выводы по теоретической части………………………… 20
Часть 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Система работы по сенсорному воспитанию через дидактические игры с детьми младшего дошкольного возраста………………………………..
2.3. Эффективность проделанной работы………



21
Выводы по практической части………………………..
Заключение………………………..
Список использованной литературы……
Приложения…………………………………….………..

Работа содержит 1 файл

Теория по сенсорному воспитания.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

     Успешное  использование дидактических игр  в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру  игрового действия. В нашем опыте  сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических  игр.

           1.  Игры-поручения,  основанные на интересе детей  к действиям с игрушками и  предметами: подбирать, складывать  и раскладывать, вставлять, нанизывать  и т.д. Игровое действие здесь  элементарно, по своему характеру  оно часто совпадает с практическими  действиями с предметами.

     2.  Игры с прятаньем и поиском,  основанные на интересе детей  к неожиданному появлению и  исчезновению предметов, их поиску  и нахождению.

     3.  Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «отгадай», «Что здесь?»,  «Что изменилось?».

     4.  Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается  в изображении различных жизненных  ситуаций, в выполнении ролей  взрослых: продавца, покупателя, почтальона  – или животных: волка, гусей  и т.д. 

     5.  Игры-соревнования, основанные на  стремлении быстрее достичь игрового  результата, выиграть: «Кто первый»,  «Кто быстрее», «Кто больше» и  т.д.

     6.  Игры в фанты или игры в  запретный «штрафной» предмет  или картинку, связанные с интересными  игровыми моментами – избавиться  от ненужного, удержаться, не потребовать  себе штрафной предмет, не сказать  запретное слово. 

     Игры  могут быть включены практически  в любое занятие. Целесообразно  сопровождать их загадками, потешками, стихами - это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые  образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения (13; 67).

     Руководство дидактическими играми в зависимости  от возраста детей осуществляется по-разному.

     Методика  проведения дидактических игр в  младшей группе.

     1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

     2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

     3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

     4. С детьми младшего возраста  воспитателю необходимо самому  включиться в игру. Вначале нужно  привлекать детей играть дидактическим  материалом (башенки, яйца). Разбирать  и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому  материалу, учить их играть  с ним.

     5. Для детей этого возраста характерно  преобладание чувственного познания  окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним. 

     6. Известные детям игры становятся  более интересными, если в их  содержание вводиться что-то новое  и более сложное, требующее  активной умственной работы. Поэтому  рекомендуется повторять игры  в разных вариантах с постепенным  их усложнением.

     7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

     8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

     9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

     10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) (3).

     В целях определения достижений детей  в сенсорном развитии воспитатель  может использовать упражнения с  дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать  части вкладышей по величине, педагог  увидит уровень умений по тому, как  будет действовать ребенок. Те, кто  решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

     Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические  игры решают важные задачи  получения сенсорного опыта,  

Выводы  по теоретической  части 

     Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению  развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и  не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться  стихийно и к концу дошкольного  периода может быть не организован  в систему, иметь пробелы в  представлениях ребенка о ряде свойств  предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

     В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это  позволяет научить адекватно  воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятия у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность  в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

     В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические  игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций  принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод  о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

     С этой точки зрения одним из наиболее перспективных методов сенсорного развития учеными рекомендуется  использовать дидактические игры на занятиях и в повседневной деятельности детей.

Информация о работе Сенсорное развитие детей