Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия.
Введение……………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
Психолого-педагогические идеи сенсорного развития детей дошкольного возраста…………….
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста………………………………………….……
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………….
7
11
16
Выводы по теоретической части………………………… 20
Часть 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Система работы по сенсорному воспитанию через дидактические игры с детьми младшего дошкольного возраста………………………………..
2.3. Эффективность проделанной работы………
21
Выводы по практической части………………………..
Заключение………………………..
Список использованной литературы……
Приложения…………………………………….………..
Сенсорное
воспитание призвано сформировать у
ребенка обобщенные знания и умения,
которые обеспечили бы ему широкую
ориентировку в воспринимаемом мире.
Это означает, что само содержание
сенсорного воспитания значительно
расширяется по сравнению с тем,
которое предусматривалось в
традиционных дидактических системах.
В него включается формирование специфических
человеческих сенсорных способностей,
таких, как зрительно-кинестетическое
регулирование орудийных
Формирование обобщенных
Следующей задачей сенсорного воспитания является включение сенсорного опыта в деятельность ребенка — предметную, продуктивную, трудовую. При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.
Наконец, самой важной задачей
сенсорного воспитания
Ребенок
в жизни сталкивается с многообразием
форм, красок и других свойств предметов,
в частности игрушек и
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие - предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания (22; 16).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Венгер Л. А. и Пилюгина Э.Г. выделяют следующие задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец,
в качестве особой задачи выступает
необходимость развивать у
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность (19; 7).
В первые годы жизни (до 3,5—5 лет) запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего и младшего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. (Человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сливовый, сиреневый, вишневый). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы — крышей, предметов овальной формы — огурчиком или яичком (1; 20).
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.
У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.
Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.
На
третьем году жизни задачи сенсорного
развития существенно усложняются,
что связанно с общим психофизическим
развитием, прежде всего началом
формирования новых видов деятельности
(игровой, элементарной продуктивной и
др.). В связи с этим необходимо
создавать условия для
После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
В
результате систематической работы
по сенсорному воспитанию детей раннего
возраста у них оказывается
В
дошкольной педагогике дидактические
игры и упражнения с давних пор
считались основным средством сенсорного
воспитания. На них почти полностью
возлагалась задача формирования сенсорики
ребенка: знакомство с цветом, формой,
величиной, пространством, звуком. Много
таких дидактических игр
В
настоящее время ведущей формой
сенсорного обучения и воспитания становятся
учебные занятия. Однако на занятиях,
основанных на прямом обучающем воздействии
взрослого, нельзя осуществить всех
задач сенсорного воспитания; важная
роль по-прежнему должна принадлежать
дидактическим играм. В одних
случаях они выступают
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение материала. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний
Исследования показывают, что у детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Кроме приспособления деятельности анализаторов к особенностям окружающего мира необходимо специальное обучение - целенаправленный процесс сенсорного воспитания.