Семья – как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Семья всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Содержание

Введение ………………………………..……………………………………
Глава 1. Приёмная семья как объект социальной работы.
Параграф 1 Понятие приёмной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Параграф 2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.
Параграф 2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.
Заключение. ………………………………….………….…..…………….
Список используемой литературы. ……………………….…

Работа содержит 1 файл

моя дипломная.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

-у многих детей меняется  даже внешность, становится более  выразительным взгляд;

-дети становятся эмоциональнее;  расторможенные - более сдержанными,  а зажатые - более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим их в свою семью.

   Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться.

   Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя в них. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно, было), сочувствует и сопереживает родителям. Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Если родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм.

В подростковый период у  такого ребенка могут наблюдаться  различные негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение  к приемным родителям, критиковать  их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать  отрицание ценностей, обычаев усыновителей.

Если ребенок попал  в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям  он постоянно будет сравнивать новый  семейный уклад, традиции, правила, отношение  к нему взрослых со своей прежней  семьей. В случае, когда ребенок  был «изъят» в детское учреждение из асоциальной и алкогольной  семьи вследствие лишения родительских прав, скорее всего, сравнение будет  в пользу новой семьи. Если же ребенок  потерял семью по причине смерти и гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой  семьи, как проявление острой аффективной  реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения в семье, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;

- продолжительностью знакомства  с приемными родителями. Чем лучше  узнают друг друга члены будущей  семьи, тем легче будет решать  проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время  знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его  эмоциональная насыщенность, взаимная  ориентация партнеров на личность  друг друга. Аффективный и деловой  опыт отношений ребенка с приемными  родителями в период знакомства  создает основу для развития  семейного взаимодействия и лучшего  познания друг друга;

- психологической готовностью  родителей к принятию ребенка.  Очевидно, что  именно приемным родителям принадлежит инициатива в создании новой семьи, как правило, именно они определяют правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителей к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будет увеличивать скорость и успешность психологической адаптации;

- возможностью сохранения  ребенком системы прежних социальных  и межличностных отношений. Существуют  две противоположные позиции  в вопросе о целесообразности  сохранения ребенком контактов  с детским учреждением, каждая  из которых имеет свои аргументы  «за и «против».  Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее  покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон, и строить новую жизнь и новые отношения с «чистого листа». Отсюда требование – прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны приемной семьи. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно можно сохранить тайну, считают сторонники такой позиции.

Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних  социальных и межличностных отношений  – прежней школы и класса друзей, круга общения – в силу того, что кардинальное изменение условий  жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи, делает задачу психологической адаптации  ребенка крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает  процесс адаптации и повышает уровень толерантности детей  к неизбежным «нештатным» воздействиям.

Период адаптации в разных семьях проходит по-разному, его особенности зависят от многих причин, связанных как с членами приемной семьи, так и характером и поведением самого приемного ребенка. Специалистам при работе с семьей и ребенком в этот период необходимо учитывать все эти причины.

2.2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.

15 октября 2006 года на  пороге моего дома появились  три замечательных девочки. В этом году уже как 6 лет, как они с нами. Срок не маленький, были и обиды, были и слёзы, и истерики, но наверно мы так устроены, что память плохие моменты стирает, оставляет только хорошие моменты в нашей жизни. Когда они пришли, возраст у всех был разный: Наташе – 12 лет, Снежане – 11лет, Татьяне – 10 лет.

 

Самый главный мотив -  помочь детям. У нас  в семье  я, моя мать и вот теперь три  приёмные  девочки. Так сложились  обстоятельства, что  с мужем мы разошлись, дети выросли, у них свои семьи. Вроде бы ещё и силы есть, а воспитывать не кого.  Всю жизнь я проработала учителем, наверно отсюда ещё большая любовь и участие к детским судьбам.

Все настолько разные, как  и  их судьбы разбитые в прошлом, наполненные страхом, ужасом, лишённые любви, заботы, нежности, доброты.

  Характер у всех разный, жизнь до того как попали в интернат, тоже сложилась у кого как. Наташу мама бросила в роддоме, у Снежаны маму убили, папа в тюрьме, а у Татьяны родители и по сей день пьют и иногда в пьяном бреду делают звонки тем самым, нанося вред психологическому состоянию моего ребёнка.

Проработав, многие годы воспитателем в интернате и зная сущность детей  инвалидов, я не ожидала каких-либо чудес, я знала, что будут возникать  трудности, что такие дети требует  большей заботы, большей отдачи нежели дети абсолютно здоровые.

На первом месяце жизни  особых трудностей не было, мы присматривались  друг к другу, девочки вели себя скромно, быстро начали называть меня мама, в  их действиях, словах не было фальши, относились искренне, не умея любить, они учились  это делать вслепую. Снежана скрытая, молчаливая, училась выражать свои чувства объятьем, как маленькие  трёх летние дети, когда хотят показать свою любовь со всей силы стараются  сжать тебя в объятьях, так и  она, показывала, насколько сильно она  любит.

Говоря о каких-либо представлениях  девочек о домашнем образе жизни, так он конечно у всех разный. Сильно больших трудностей в период адаптации в быту, у нас не возникло, девочки прекрасно владели навыками самообслуживания,  учились работать с бытовой техникой. Единственное, что, как и раньше, так и сейчас  они не могут к технике, к мебели, к вещам, относится с бережливостью.  Приходится постоянно контролировать и корректировать их отношения к вещам. Я самого начала знала и понимала, что перевоспитывать очень трудно, но по прошествии стольких лет, я могу сказать, что во многих вещах мы далеко продвинулись. Татьяна любит клумбу, цветы, как комнатные, так и уличные, готова возиться и возиться  с ними, ещё она научилась быть хозяйкой, сейчас бабушка только ей доверяет покормить курей, свиней, знает, что только она сделает это правильно. Хотя, у неё и больше всех было жизненного опыта, ну аккуратностью она сильно не отличается, в уборке ей постоянно приходится переделывать сделанное. Боролись с этой проблемой, только разговорами, убеждениями. Татьяна очень упряма. Её очень трудно переубедить.    Натальи же вообще не пришлось жить в семье, она вообще многих вещей не знала и понятия ни имела как с тем или иным справляться. Снежана ничего не помнит, Татьяна помнит только постоянную грязь дома, кучу грязной посуды, отсутствие  еды.

Так вот и получается, что девочки уже в таком  взрослом возрасте учились быть хозяюшками. Знакомились с пылесосом, с микроволновкой, учились печь блины, правильно вытирать пыль, мыть полы,  складывать вещи в  шифоньере, не раз приходилось всё  выворачивать и складывать самой, пока не научились делать это правильно. Но долгая, усиленная работа дала результаты. Они могут быть хорошими хозяйками, которые уберут, постирают, развесят правильно бельё, всё выгладят, ещё  и кушать приготовят.

 

Первоначально еда для нас - была особая тема. Детям, которые постоянно не доедали, хочется постоянно есть. Они с такой жадностью смотрят на еду, как будто вообще никогда не ели. Ну, я то понимал, что надо как то с этим бороться. Я знала, что для многих  детей очень важен хлеб, помню ещё в интернате, многие дети, готовы были, даже на конфеты выменять кусочек хлеба. Поэтому, прежде всего ограничения в нашей семье не было в хлебе, и мучных изделиях. Бабушка очень любит печь

Девочки очень любят помогать на кухне, посуду мы договорились,  они  моют по очереди, ну вот помогать готовить это отдельная тема. Снежана очень  любит печь блины, причём учитывая, что она левша, ей сначала было очень тяжело. Но приноровилась, научилась, так как нас много то и блинов приходится печь много. Но блины мы любим все, поэтому сил не жалеем.  Наталья любит, что-нибудь резать, чистить.  Поэтому могу сказать, точно,  взяв трёх девочек в семью, я не только им дала возможность чему-то научиться  и приобрести семью, но и сама счастлива, что они у меня есть.

Девочки разные, и к вещам  каждая относятся по-разному. Наталья  со Снежаной очень бережливые, и  вещи у них всегда очень долго  носятся, в отличие от Татьяны, у  неё быстро и обувь портится, и  вещи рвутся, тут зависит, конечно, от человека. У них нет такого, чтоб они  что-то требовали, наоборот, когда  спрашиваешь: что вам купить, говорят: «Не надо, у нас всё есть». Был  такой случай, мы приехали на рынок, подошли к прилавку, где продавали  леггинсы с рисунком, говорю, выбирайте, а они: мама, зачем у нас старые в хорошем состоянии, зачем деньги просто так тратить.

Праздники в нашем доме отмечаются всегда, как православные, так и все остальные, Я в  школе веду кружок по «ОПК», покупаю  много православной литературы, посещаем церковь, девочки были крещены уже  в нашей церкви, их крёстная мама служитель церкви, поэтому я знаю всегда, что они не одиноки, и молитвы  о их благополучии всегда звучат.

Страхов у девочек не было, они были приняты с большой  любовью, доверием, уважением. И в  принципе очень легко влились  в семью. Многие вещи объяснялись,  обсуждались. И так продолжается и сейчас, только сейчас, наверное, ещё тяжелее потому, что у девочек идет переходный возраст. Новые интересы, желание, а так как они не знают, как правильно, и, учитывая, что они  и общаются в кругу, такие как они, то понятия не имеют, как могут  правильно ухаживать парни. Старшей Наталье сейчас 18, страх у неё появился сейчас – не справиться в этой жизни, не выжить, и хорошо, что есть кто-то, кому ты нужна, и что ты не одна в этом огромном мире.  Я понимаю с её характером ей будет очень тяжело, и отпускать её не хочется, да она и сама не хочет никуда ехать, наверно это самый главный показатель своих трудов, многое умеет, ну в силу своих умственных  возможностей, знаю, не справится в жизни. За Снежану с Татьяной так не переживаю, знаю, что у них есть стержень настойчивости, и всё что можно было я до них донесла и сделала, и пока будут со мной так и буду продолжать.

Переходный возраст девочек  и родных детей, конечно,  очень  сильно отличался. Родным если объяснял, что так не правильно, так нельзя, как всё понимали и становление  их «я» проходило ровно. Тут немножко по -  другому: Снежана на все замечания  просто дерзила, появились прогулы  в школе, ложь. Чрезмерная окраска  лица - я правильно выразилась это  действительно «окраска» потому что глаза подведены чёрным карандашом так сильно, что не разберешь каким  цветом глаза. И Естественно самое  ужасное это вредная привычка, которая перерастает у некоторых  в зависимость – это курение.  И ругалась и показывала фотографии с органами заядлых курильщиков, но не всё сразу получается, но я  не сдаюсь, надеюсь, поймёт.  У Натальи, был период когда она была просто сильно перевозбуждена и все её эмоции были переполнены , и чтобы привлечь к себе внимание, в школе дома, она просто то бегала,  то кричала. Ну, с этим мы справились спокойно, проба сигареты тоже быстро прошла. У Танечки переходный возраст ещё продолжается,  у неё куча амбиций, она очень упряма и в штыки принимает любую критику.

И самое, наверное, страшное, что иногда происходит  - это воровство. Были моменты, когда пропадали деньги. Причём как говорится: «Не пойман – не вор».  Просто обсуждалось, говорилось и деньги подкидывались, ну кто именно из них брал деньги, трудно сказать, доверяешь всем, а кто мог так  поступить не понятно. И просто думаешь, что это такая привычка, которая  у них присутствовала, долгое время, и избавится от неё не так - то просто, да и возможно ли? Имея всё -  брать всё равно. Ну я не теряю надежды: что всё-таки убеждениями, я смогу доказать, что «воровство» - это болезнь, которая лечится самосознание содеянного поступка.

Школьные трудности возникают  у всех, ну у  наших детей они  возникают особенно, ну тяжело им даётся счёт, умножение.  И если кто-то легко  справляется с программой, то наши дети еле-еле справляются. Наталья  учится хуже всех, Снежана и Татьяна  более осознанно, более успешно. Ну я всегда их успокаиваю, что каждому своё: кому-то быть хорошим поваром, кому-то лучшим в мире садоводом, кто-то будет просто хорошим человеком, и тут уж самое главное думать над содеянными поступками и вести себя по - человечески. И я думаю, мои труды не пройдут даром, и их  полученное мировоззрение в нашей семье помогут им в дальнейшей самостоятельной жизни.

 

 

 


Информация о работе Семья – как объект социальной работы