Семья – как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Семья всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Содержание

Введение ………………………………..……………………………………
Глава 1. Приёмная семья как объект социальной работы.
Параграф 1 Понятие приёмной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Параграф 2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.
Параграф 2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.
Заключение. ………………………………….………….…..…………….
Список используемой литературы. ……………………….…

Работа содержит 1 файл

моя дипломная.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

Предпочтение отдаётся лицам, имеющим опыт в воспитании детей.

    На воспитание в приёмную семью передаются оставшиеся без попечения родителей дети – сироты; дети, родители которых неизвестны, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание; а так же  дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

  По желанию лиц  (лица), имеющих на то необходимые  условия, возможна передача им  на воспитание в приёмную семью:

    • ребёнка с ослабленным здоровьем;
    • больного ребёнка
    • ребёнка с отклонением в развитии;
    • ребёнка-инвалида;

    Общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать, как правило, восемь человек.

  Лица, желающие взять  на воспитание ребёнка  в  приёмную семью, обращаются в  органы опеки по месту своего  проживания.

  Лица желающие взять  ребёнка (детей) на воспитание  в приёмную семью, предоставляют  с заявлением определенные  документы  «Положением о приемной семье»:

  • справку с места работы  с указанием должности и размера заработной платы, счета с места жительства и выписки из домовой книги либо документ, подтверждающий право на собственное жилое помещение;
  • копию свидельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинскую справку о состоянии здоровья.
  • справка с РОВД, что нет судимости.

   На каждого ребёнка в приёмной семье должно быть не менее 15 кв. м общей площади. Ребёнку обязательно нужна собственная  кровать. Место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.

  Для оценки личностных качеств, способностей к выполнению обязанностей по воспитанию детей, созданы школы приёмных родителей, где психологи проводят психодиагностическое обследование, тренинги. На основании представленных кандидатами в приёмные родители документов, а так же  результатов медицинского обследования жилищно-бытовых условий, при положительных результатах кандидатам в приёмные родители даётся заключение о возможности быть приёмным родителями, предоставляется право подбора ребёнка, находящегося в доме ребёнка, детском доме, приюте для несовершеннолетних. При посещении этих учреждений они должны иметь направление из органов опеки и попечительства.

  Орган опеки и попечительства по месту проживания  приёмных родителей заключает с приёмными родителями договор о передаче на воспитание ребёнка (детей) в их семью, а так же  трудовой договор. В договоре предусматривается ответственность и права приемных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка в приёмной семье.

   Дети в приёмной  семье могут находиться до  достижения  ими совершеннолетия  или поступления ребёнка до  его совершеннолетия   в профессионально-техническое училище, средне-специальное, высшее учебное заведение; при желании родителей приёмный ребёнок может быть ими усыновлён.

   Передача ребёнка  в приёмную семью осуществляется  с учетом его мнения. А передача  в приёмную семью ребёнка достигшего 10 лет, осуществляется только  с его согласия.

  При передаче ребёнка  в приёмную семью до заключения  договора с приёмными родителями  составляется индивидуальная программа  реабилитации в приёмной семье, которая включает комплексное социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи.

Индивидуальная программа  реабилитации в приёмной  семье  составляется социально-педагогическим центром на основании потребностей ребёнка, заключений и рекомендаций специалистов медико-психолого-педагогических центров диагностики детей. Заключений и рекомендаций специалистов учреждений (приютов, домов ребёнка, детских домов, краевого и регионального СПЦ), заключений  и рекомендаций медицинских  учреждений, школ, информации  о наличии жилья, имущества приемного ребёнка, о биологических родителях, информации других субъектов социального ребёнка,  а также реальных возможностей приёмной семьи, учреждений социального блока данной территории.

 Ребёнок, переданный  в приёмную семью, сохраняет  право на причитающиеся ему  алименты, пенсию (по случаю потери  кормильца, инвалидности) и другие  социальные выплаты и компенсации.

  За ребёнком, находящимся  в приёмной семье, сохраняется  право собственности на жилое  помещение или право пользования  жилым помещением. При отсутствии  жилого помещения он имеет  право на предоставление жилого   помещения в соответствии с  жилищным законодательством.

  Приёмный родитель  имеет право:

    • выразить свои предпочтения при выборе ребёнка: пол, возраст, допустимые дефекты здоровья;
    • вернуть ребёнка органам опеки и попечительства до истечения срока договора, если возникли проблемы в отношениях, которые он не может решить;
    • применять  к ребёнку педагогически проверенные санкции ограничения и наказания:
      • замечания;
      • запрет на развлечения;
      • лишение сладостей;
      • отказ от приобретения желаемой вещи;
      • наказание бездействием;
    • предотвращать проявление дурных привычек  у ребёнка;
    • предотвращать проявление жестокости, агрессии со сторны ребёнка, сквернословие;
    • препятствовать контактам ребёнка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч;

    Так же могут  обращаться за помощью к специалистам  органов опеки и попечительства.

    Приёмные родители  обязаны:

  • осуществлять психическую, физическую, и моральную защиту ребёнка;
  • предоставлять ребёнку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнату, отдельную кровать; заботиться и здоровье;
  • не делать различий  в воспитании своих детей приёмных, не унижать ребёнка, не применять меры физического насилия к ребёнку;
  • разъяснять ребёнку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишнего эмоционального привыкания;
  • прививать ребёнку уважение к своей семье, готовность вернуться домой;
  • в соответствии рекомендациями органа опеки поддерживать контакты с биологической семьёй;
  • создавать условия для интеллектуального развития ребёнка, обеспечить обучение, следить за физическим психическим здоровьем;
  • предоставлять в орган опеки регулярные отчёты о расходовании опекунских средств;
  • вести дневник наблюдения за ребёнком;
  • регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию;

  На содержание каждого приёмного ребёнка приёмной семье выплачивается ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для воспитанников опекунских (приёмных семей), и в порядке определенном Министерством образования и министерством финансов.

  Денежные средства, выделяемые на содержание приёмного ребёнка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, пречисляются на лицевые счета приёмных родителей.

  Размер  денежных средств,  необходимых для содержания приёмных  детей, пересчитывается с учетом  цен на товары и услуги.

  Денежные средства  на содержание приёмного ребёнка  выплачиваются приёмным родителя  в течение действия срока договора, и если приёмному ребёнку исполнилось  18лет, а он ещё обучается  в школе, то тогда выплачивается  до окончания учёбы в школе.

  Условия оплаты труда  приёмных родителей и льготы, предоставляемые приёмной семье  в зависимости от количества  взятых на воспитание детей.

    Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка. Сведения об израсходованных средствах, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАРАГРАФ 2.

  Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приёмную семью.

Данная форма устройства детей в семью, стала приоритетной в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективной  со стороны социально-экономической и морально-психологической точки зрения. Во-первых, содержание одного человека в доме ребёнка, детском доме или школе интернате обходится государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим не был уход в детском интернатом учреждении, оно никогда не заменит ребёнку отца и мать, семейные отношения, родительскую заботу и любовь. В-третьих, в домах ребёнка, детских домах и школах интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Большинство детей имеют расстройство психоневрологической сферы, страдают энурезом, заболеваниями сердечно - сосудистой системы, сколиозом, плоскостопием.

   Среди объективных  причин, затрудняющих работу по  семейному устройству детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, выделяются:

  • недостаточная социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители (нерешенность жилищной проблемы для многих семей, значительная затратность содержания ребёнка для семейного бюджета);
  • закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях  с явными признаками врожденных аномалий и патологий, вызванными тотальной алкоголизацией их родителей. При этом специалисты органов охраны детства, интернатных учреждений, «забывают»  о терапевтическом эффекте семьи, не разъясняют кандидатам в замещающие   родители возможностей семейной и социальной реабилитации, не знакомят с различными формами семейного устройства сирот;
  • социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций, что определяет не только отсутствие желания быть замещающими родителями, но и желание иметь биологических детей.

 Для детей, выросших вне семьи, острой проблемой остается социальная адаптация после выхода из интернатного учреждения. Обычно выпускники школ-интернатов не ориентируются в простейших жизненных ситуациях, им нелегко налаживать отношения с людьми, вступать в общение с ними, организовывать собственную жизнь.

    Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации, то есть отсутствие возможностей непосредственно находиться в контакте с матерью, вступать с ней в межличностные отношения и общение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребенка и продолжается до трех – пяти лет, обычно приводит к серьезным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.

Детям, которые выросли  вне семьи и в условиях родительской депривации свойственны:

    • поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного общения с взрослыми и сверстниками;
    • без личностные отношения с взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей;
    • отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями;
    • ограничение познавательных функций;
    • неспособность к богатым эмоциональным переживаниям.

      Практика показывает, что дети, с такими личностными качествами значительно чаще, чем дети, выросшие в семье становятся антиобщественными элементами, не воспринятыми обществом. Они неразборчивы в связях, в том числе и сексуальных. Выпускницы детских домов и школ-интернатов часто становятся матерями-одиночками.

    В связи с этим в приемных семьях особенно остро стоит проблема нравственно-эмоционального воспитания. Суть его заключается в том, чтобы сформировать у брошенных детей правильные отношения с приемными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, побудить уважение к самим себе. Отметим наиболее важные направления в практической деятельности родителей-воспитателей.

1. Установление доброжелательных  отношений с приемными детьми. Подавляющее большинство детей  положительно относятся к приемным  родителям (особенно к матери), их детям, другим членам семьи.

   Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены к родителям воспитателям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении или в биологической семье. Отрицательные привычки сохраняются «в длинных рядах условных рефлексов» (И.П. Павлов) и возобновляются сами по себе. Задача родителей-воспитателей состоит в том, чтобы понять истоки и проанализировать причины негативного отношения ребенка к людям и начать работу по установлению доброжелательных отношений с ним. Положительный эффект в этой работе дает:

Информация о работе Семья – как объект социальной работы