Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа
Семья всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.
Введение ………………………………..……………………………………
Глава 1. Приёмная семья как объект социальной работы.
Параграф 1 Понятие приёмной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Параграф 2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.
Параграф 2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.
Заключение. ………………………………….………….…..…………….
Список используемой литературы. ……………………….…
2. Расширение сферы общения
приемных детей как
с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи;
с братьями, сестрами;
с друзьями, соседями, знакомыми новой семьи;
со сверстниками, воспитателями, учителями.
3. Создание системы работы
по развитию способностей и
дарований приемных детей.
4. Проведение целенаправленной
работы по нравственно-
5. Воспитание бережного
отношения к вещам и домашнему
имуществу. Как известно, для большинства
воспитанников детских
Большинство будущих приемных родителей не готовы, к выполнению сложных многообразных функций по воспитанию приемного ребенка. Они обычно не осведомлены о психолого-педагогических и физиологических аспектах развития ребенка в условиях длительной материнской депривации, плохо ориентируются в содержании законов и нормативных документов, которые регулируют жизнедеятельность детских интернатных учреждений, приемных (опекунских) семей и детских домов семенного типа, процесс национального и международного усыновления. Поэтому важнейшим условием успешной жизнедеятельности приемной семьи является обязательная психолого-педагогическая, медицинская, правовая подготовка будущих родителей-воспитателей.
Особо следует выделить роль
социального педагога и социального
работника в обеспечении
Число воспитанников в приемных семей постоянно растет. Отношение к приемным семьям весьма неоднозначною. Большинство приемных семей пользуется уважением и поддержкой со стороны государственных органов. Общественных формирований, соседей и в целом общества. Положительно относятся к созданию приемных семей журналисты, учителя, врачи, большинство местных органов власти, представители общественных организаций. Случаи негативного отношения к таким семьям наблюдаются со стороны соседей.
Таким образом, изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель, которой – создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Глава 2
Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.
Естественно первое, что происходит, идёт ознакомление с домом, окружением, изменение режима.
Многим родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили, — они только хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Лихорадочно-возбужденное состояние детей. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает «Как тебя зовут?», «А что это?» много раз. Причина — не в его плохой памяти или в его недостаточном уме. Такое происходит либо потому, что мозг ребенка пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. В то же время довольно часто совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот, если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.
Установление первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Другие люди - другие правила. Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям, другим установкам, условиям жизни. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести, как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:
• фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности;
• чувство беспомощности или чувство зависимости;
• чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность;
• отказ от всего нового;
• необъяснимые припадки злобы, плача;
• признаки усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.
Обнаруживается несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка.
У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь...»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.
У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно.
Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбор нужного стиля общения. В этот период можно выделить:
• безрезультатные попытки родителей опереться на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали;
• разницу во взглядах на воспитание у родителей;
• влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу;
• завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку;
• процесс воспитания рассматривается родителями как исправление врожденных недостатков;
• исчезновение радости общения, естественности отношений;
• возникновение стремления подчинить ребенка себе, своей власти;
• преуменьшение достоинств ребенка;
• начинается сравнение ребенка со сверстниками, которое зачастую не в его пользу;
• отсутствует чуткое реагирование на малейшие достижения ребенка.
Иногда ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он становится слишком требовательным и капризным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.
Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся.
Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Например веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый ребенок иногда вдруг начинает проявлять интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.
Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».
Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.
Ребёнок начинает вести себя адекватно:
-ребенок как-то неожиданно повзрослел; если раньше его привлекали малыши, то теперь он покидает их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту;
-у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми;
-ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении;
-ребенок принимает активное участие во всех делах семьи;
-ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;
-поведение ребенка
-ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным;