Семья – как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Семья всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Содержание

Введение ………………………………..……………………………………
Глава 1. Приёмная семья как объект социальной работы.
Параграф 1 Понятие приёмной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Параграф 2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.
Параграф 2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.
Заключение. ………………………………….………….…..…………….
Список используемой литературы. ……………………….…

Работа содержит 1 файл

моя дипломная.docx

— 72.11 Кб (Скачать)
    • контактирование с будущими приемными родителями при посещении их в детских домах или школах-интернатах;
    • изучение обстоятельств и условий жизни ребенка в биологической семье или детском учреждении;
    • налаживание искренних и сердечных отношений с будущими приемными родителями в период каникул, в выходные и праздничные дни, которые дети проводят в семье;
    • анализ взаимоотношений приемных детей с близкими им людьми (братьями, сестрами, матерью, отцом, дедушкой и бабушкой, другими родственниками);
    • проведение с детьми совместных семейных дел, праздников, семейных обрядов;
    • проявление естественной материнской и отцовской заботы, любви, ласки;
    • создание благоприятной семейной атмосферы, которая позволит ребенку расти и развиваться в обстановке любви и взаимопонимания;
    • поддержание единых требований и справедливых отношений со стороны родителей и всех членов семьи к родным и приемным детям.

2. Расширение сферы общения  приемных детей как единственное  средство нравственно-эмоционального  развития. Воспитанники детских  интернатных учреждений постоянно  общаются с одной группой сверстников,  которые так же, как и они,  не обладают богатым и разнообразным  опытом общения. Это приводит  к тому, что у них почти не  развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Как правило, воспитанникам детских домов и школ-интернатов присущи «общение-обвинение» и «общение-самозащита». В отношениях со сверстниками и старшими заметно стремление во всем обвинять окружающих людей, однотипность и бедность речи, отсутствие способности сочувствовать и сопереживать. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения:

с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи;

с братьями, сестрами;

с друзьями, соседями, знакомыми  новой семьи;

со сверстниками, воспитателями, учителями.

3. Создание системы работы  по развитию способностей и  дарований приемных детей. Каждый  ребенок, в том числе оставшийся  на длительное время без семенного  окружения, обладает теми или  иными способностями, о которых  он и окружающие его люди  иногда не подозревают. Выявить  их, создать самые благоприятные  условия для их развития –  важнейшая задача приемных родителей.  Следует учитывать, что средства  эстетического воспитания благотворно  влияют на эмоциональную сферу  ребенка, обогащают и облагораживают  ее. Занятия физической культурой  и спортом позволяют укрепить  здоровье, стать более совершенным  физически, выработать у себя  чувство уверенности, собственного  достоинства и личной безопасности.

4. Проведение целенаправленной  работы по нравственно-половому  образованию и просвещению тех  детей, которые приобрели негативный  опыт сексуального поведения  у своих биологических родителей  (алкоголиков, проституток) и усвоили стиль негативных отношений, которые сложились между мальчиками и девочками в детском интернатном учреждении. Практика показывает, что положительные результаты может дать:

    • пример уважительных деликатных отношений между приемными отцом и матерью;
    • установление гуманных и уважительных отношений между приемными родителями, между братьями и сестрами;
    • организация разнообразной деятельности детей в семье, в совместных мероприятиях семьи и школы, семьи и детского сада;
    • обследование детей, индивидуальные консультации у врачей- психиатров, сексопатологов, психологов и использование их рекомендаций в процессе семенного воспитания.

5. Воспитание бережного  отношения к вещам и домашнему  имуществу. Как известно, для большинства  воспитанников детских учреждений  характерны дух потребительства и пренебрежительное отношение к одежде и вещам. Это объясняется тем, что в детских домах и школах –интернатах дети живут на всем готовом, не видят денег, не умеют их считать, не имеют представления о стоимости вещей, которые их окружают, не знают о громадных размерах бюджета детского учреждения. Потребительское отношение к окружающим вещам, к одежде, обуви, мебели, оборудованию. Помещению со временем можно искоренить, если привлекать ребенка

    • к ведению семейного бюджета, планированию денежных расходов на неделю, месяц;
    • к покупке необходимых для него и всей семьи вещей, одежды, игрушек;
    • к разумному использованию выделенных денег для личных покупок;
    • к участию в благоустройстве квартиры, детской спальной комнаты, отдельных её уголков;
    • к изготовлению (с родителями и самостоятельно) отдельных вещей, предметов, необходимых в личной жизни и жизни семьи;
    • к участию в кружках технического и художественного творчества, народных умельцев, экологов, натуралистов;
    • к выполнению отдельных обязанностей по дому (постоянных и временных) по поручению родителей.

    Большинство будущих приемных родителей не готовы, к выполнению сложных многообразных функций по воспитанию приемного ребенка. Они обычно не осведомлены о психолого-педагогических и физиологических аспектах развития ребенка в условиях длительной материнской депривации, плохо ориентируются в содержании законов и нормативных документов, которые регулируют жизнедеятельность детских интернатных учреждений, приемных (опекунских) семей и детских домов семенного типа, процесс национального и международного усыновления. Поэтому важнейшим условием успешной жизнедеятельности приемной семьи является обязательная психолого-педагогическая, медицинская, правовая подготовка будущих родителей-воспитателей.

Особо следует выделить роль социального педагога и социального  работника в обеспечении жизнедеятельности  приемных семей. Мировой опыт и практика подтверждают, что зоной первостепенного  внимания, повышенного внимания социальной службы, ее работников являются дети и  семьи из группы риска. Важнейшая  задача социального педагога, социального  работника в этих условиях – выявить  такие семьи, оказывать социальную и психолого-педагогическую поддержку  детям, вместе с местными органами охраны детства подыскивают оптимальный  вариант решения судьбы несовершеннолетних. Вместе с тем, постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой приемной семье, процесс его адаптации, развития, охрана его прав. Следует учитывать. Что охраной прав детей в приемных семьях осуществляется согласно Закону «О правах ребенка» строго конфиденциально.

Число воспитанников в приемных семей постоянно растет. Отношение к приемным семьям весьма неоднозначною. Большинство приемных семей пользуется уважением и поддержкой со стороны государственных органов. Общественных формирований, соседей и в целом общества. Положительно относятся к созданию приемных семей журналисты, учителя, врачи, большинство местных органов власти, представители общественных организаций. Случаи негативного отношения к таким семьям наблюдаются со стороны соседей.

Таким образом, изучение и  анализ системы организации и  существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель, которой – создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.

 Естественно первое, что  происходит, идёт ознакомление с домом, окружением, изменение режима.

 Многим родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили, — они только хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Лихорадочно-возбужденное состояние детей. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает «Как тебя зовут?», «А что это?» много раз. Причина — не в его плохой памяти или в его недостаточном уме. Такое происходит либо потому, что мозг ребенка пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. В то же время довольно часто совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот, если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Установление первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи  друг к другу - взаимная адаптация. Другие люди - другие правила. Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям, другим установкам, условиям жизни. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести, как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:

• фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности;

• чувство беспомощности  или чувство зависимости;

•  чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность;

• отказ от всего нового;

• необъяснимые припадки злобы, плача;

• признаки усталости  или тревоги,  признаки депрессии и т. п.

   Обнаруживается несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка.

   У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь...»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

  У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно.

     Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбор нужного стиля общения. В этот период можно выделить:

• безрезультатные попытки  родителей опереться на свой жизненный  опыт, на то, как их воспитывали;

• разницу во взглядах на воспитание у родителей;

• влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу;

• завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку;

•  процесс воспитания рассматривается родителями как исправление врожденных недостатков;

• исчезновение радости  общения, естественности отношений;

• возникновение стремления подчинить ребенка себе, своей  власти;

• преуменьшение достоинств ребенка;

• начинается сравнение  ребенка со сверстниками, которое  зачастую не в его пользу;

• отсутствует чуткое реагирование на малейшие достижения ребенка.

  Иногда ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он становится слишком требовательным и капризным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.

   Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся.

    Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Например веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый ребенок иногда вдруг начинает проявлять интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

    Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка,  смех.  Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». 

   Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

Ребёнок начинает вести себя адекватно:

-ребенок как-то неожиданно  повзрослел; если раньше его привлекали  малыши, то теперь он покидает  их игры, выбирает компании, близкие  ему по возрасту;

-у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми;

-ребенок привыкает к  правилам поведения в семье  и в детском учреждении;

-ребенок принимает активное участие во всех делах семьи;

-ребенок без напряжения  вспоминает о своей прошлой  жизни;

-поведение ребенка соответствует  особенностям характера и полностью  адекватно ситуациям;

-ребенок чувствует себя  свободно, становится более независимым  и самостоятельным;

Информация о работе Семья – как объект социальной работы