Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка. 4
1.1. Определение и понятие самовоспитания. 4
1.2 Методы и средства самовоспитания. 7
1.3 Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 10
1.4. Технология самовоспитания личности: целеполагающие факторы и задачи. 13
Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности. 18
2.1. Выбор метода исследования. 18
2.2. Описание хода исследования. 20
2.3. Анализ полученных результатов. 21
Заключение. 25
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

     В-третьих, некоторые ребята  связывают свои неудачи с внешними факторами, а  также с недопониманием, что очень  свойственно подросткам.  

     В графе «трудности» можно выделить основные, наиболее употребляемые слова и фразы:

     - не выдержала, не удержалась, разозлился, сорвался, кричала, вышла из себя, психовала;

     - разговаривала на повышенных  тонах, поругалась с близкими, не нашла общий язык, повздорила, поссорился, поспорил, оскорбил;

     - забыла;

     -лень, усталость, не захотелось;

     - не хватает упорства, времен;

     - соврала;

     - комплексовала, огорчилась.

     И все эти «трудности» мы легко  можем связать с подростковым возрастом, когда развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

     И, в конце концов,  я хочу отметить, что ученики девятого  класса очень ответственно отнеслись к  предложенному заданию, проявили явный  интерес  к самовоспитанию, его  методам. Из 18 человек восемь добились к концу назначенного срока положительных результатов, а девять, возможно в результате недостаточного желания, или слишком высоко поставленных целей, немного не доработали.

     Выполняли задание 18 человек. Достигли успеха в  самовоспитании – 8, не достигли – 9, не выполнил – 1. 

     6 класс. Проанализировав дневники шестиклассников, были выделены следующие моменты:

     - многие ребята  выделили для себя качества не из списка предложенных. Они выявили для себя более конкретные цели и задачи и видно, что это оказалось намного проще. По качествам выявленным для самовоспитания  у шестиклассников, можно сказать, что этот возраст является лишь начальным этапом подросткового.

     -выявлены небольшие перепады в стремлении к улучшению. То есть это лень, усталость, нежелание что-либо делать, когда у девятиклассников это было очень четко и ярко выражено, что мы видели по их самооценке, наблюдались то резкие спады, то подъемы настроения, иногда наблюдалось исправление по всем заданным характеристикам, а иногда наоборот.

     -также  хотелось бы выделить, что все  ученики подписали свои работы, и даже не возникало вопроса об анонимности, но несколько человек не поняли или несерьезно отнеслись к предложенному заданию.

     В графе «трудности» можно выделить основные, наиболее употребляемые слова  и фразы:

     -лень, устала, не захотела;

     -был  не согласен, не успел, недоделал,  недоучил;

     -побился,  подрался.

       Также я заметила, что было много самопохвалы: я - молодец , я – умница, очень хорошо, никаких трудностей, все отлично.

       Выполняли задание 15 человек. Достигли успеха в самовоспитании – 7, не достигли – 4, не выполнили – 4. 
 
 

     Заключение.

                                    

       Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

       Сам ребенок активен уже с  рождения, он рождается со способностью  к развитию. Он не сосуд, куда  «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт  приобретать и творить что-то  новое. Поэтому основным душевным  фактором развития человека является  самовоспитание.

     Но, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

     Во-первых это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.

     Во-вторых, овладение навыками самостоятельной  работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

     В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над  собой. Здесь требуется помощь, чтобы  оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

     В-четвертых, организация самовоспитания в избранной  деятельности. Это наиболее ответственный  этап при переходе от воспитания к  самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется  только желанием.

     В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный  процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

     Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития личности. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своей деятельности более критично, т.е критично относясь к своей деятельности человек видит где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.

     После проведенного мной исследования я хочу отметить, что подростки очень  требовательны и самокритичны к  своей личности, они  с большим  интересом   занимались самовоспитанием, воспитывали в себе различные  качества. И большинство из учеников пришли к положительному результату, добросовестно вели предложенную мной форму дневника.

     В конце концов хочется отметить, что над своим умственным развитием человек трудится с рождения до того времени, когда осознает, что он все познал и жизнь уже не может удивить его ничем. И тогда он превращается в обычное млекопитающее, так как человека от животного отличает не только система культурных, этических и религиозных норм, но и способность удивляться. Так будем же совершенствоваться всю жизнь, и помогать в этом детям, ученикам и другим людям. 
 
 
 

                                           Список используемой литературы:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.
  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  3. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2т., том 1. – М.Мир,1992.стр.435-442.
  4. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006Харламов И.Ф. Педагогика. –Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000.
  5. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
  6. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.  Мн.:  Высш. шк., 1986.
  7. Малахова И.А. Развитие личности. Мн.: Беларуская навука, 2003.
  8. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. –М.:Молодая гвардия,1989.Стр.255-299.
  9. Никитин Б. Развивающие игры. –М.:Знание,1994.
  10. Потемкина О.Ф. Тесты для подростков. – Москва: АСТ-ПРЕСС Книга,2005.
  11. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002.
  13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр  «Академия», 2001.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.
  16. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание: Сов.Педагогика – 1990 –№12.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. -  М.: Интерпракс, 1995.
  17. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. «Поваренная» книга воспитателя. –Норильск,1994.50стр.

Информация о работе Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка