Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Введение 2
Глава 1.Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка. 4
1.1. Определение и понятие самовоспитания. 4
1.2 Методы и средства самовоспитания. 7
1.3 Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 10
1.4. Технология самовоспитания личности: целеполагающие факторы и задачи. 13
Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности. 18
2.1. Выбор метода исследования. 18
2.2. Описание хода исследования. 20
2.3. Анализ полученных результатов. 21
Заключение. 25
Приложение 27
В-третьих,
некоторые ребята связывают свои
неудачи с внешними факторами, а
также с недопониманием, что очень
свойственно подросткам.
В
графе «трудности» можно
- не выдержала, не удержалась, разозлился, сорвался, кричала, вышла из себя, психовала;
- разговаривала на повышенных тонах, поругалась с близкими, не нашла общий язык, повздорила, поссорился, поспорил, оскорбил;
- забыла;
-лень, усталость, не захотелось;
- не хватает упорства, времен;
- соврала;
- комплексовала, огорчилась.
И все эти «трудности» мы легко можем связать с подростковым возрастом, когда развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.
И, в конце концов, я хочу отметить, что ученики девятого класса очень ответственно отнеслись к предложенному заданию, проявили явный интерес к самовоспитанию, его методам. Из 18 человек восемь добились к концу назначенного срока положительных результатов, а девять, возможно в результате недостаточного желания, или слишком высоко поставленных целей, немного не доработали.
Выполняли
задание 18 человек. Достигли успеха в
самовоспитании – 8, не достигли – 9, не
выполнил – 1.
6 класс. Проанализировав дневники шестиклассников, были выделены следующие моменты:
- многие ребята выделили для себя качества не из списка предложенных. Они выявили для себя более конкретные цели и задачи и видно, что это оказалось намного проще. По качествам выявленным для самовоспитания у шестиклассников, можно сказать, что этот возраст является лишь начальным этапом подросткового.
-выявлены небольшие перепады в стремлении к улучшению. То есть это лень, усталость, нежелание что-либо делать, когда у девятиклассников это было очень четко и ярко выражено, что мы видели по их самооценке, наблюдались то резкие спады, то подъемы настроения, иногда наблюдалось исправление по всем заданным характеристикам, а иногда наоборот.
-также хотелось бы выделить, что все ученики подписали свои работы, и даже не возникало вопроса об анонимности, но несколько человек не поняли или несерьезно отнеслись к предложенному заданию.
В
графе «трудности» можно
-лень, устала, не захотела;
-был не согласен, не успел, недоделал, недоучил;
-побился, подрался.
Также я заметила, что было много самопохвалы: я - молодец , я – умница, очень хорошо, никаких трудностей, все отлично.
Выполняли задание 15 человек. Достигли
успеха в самовоспитании – 7, не достигли
– 4, не выполнили – 4.
Заключение.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с
рождения, он рождается со способностью
к развитию. Он не сосуд, куда
«сливается» опыт человечества,
он сам способен этот опыт
приобретать и творить что-то
новое. Поэтому основным
Но, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Во-первых это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.
В-третьих,
составление программы
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития личности. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своей деятельности более критично, т.е критично относясь к своей деятельности человек видит где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.
После проведенного мной исследования я хочу отметить, что подростки очень требовательны и самокритичны к своей личности, они с большим интересом занимались самовоспитанием, воспитывали в себе различные качества. И большинство из учеников пришли к положительному результату, добросовестно вели предложенную мной форму дневника.
В
конце концов хочется отметить, что
над своим умственным развитием человек
трудится с рождения до того времени, когда
осознает, что он все познал и жизнь уже
не может удивить его ничем. И тогда он
превращается в обычное млекопитающее,
так как человека от животного отличает
не только система культурных, этических
и религиозных норм, но и способность удивляться.
Так будем же совершенствоваться всю жизнь,
и помогать в этом детям, ученикам и другим
людям.
Информация о работе Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка