Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка. 4
1.1. Определение и понятие самовоспитания. 4
1.2 Методы и средства самовоспитания. 7
1.3 Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 10
1.4. Технология самовоспитания личности: целеполагающие факторы и задачи. 13
Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности. 18
2.1. Выбор метода исследования. 18
2.2. Описание хода исследования. 20
2.3. Анализ полученных результатов. 21
Заключение. 25
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

     формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

     В областях психического развития:

     поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;

     формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

     формирование доминанты самосовершенствования личности;

     формирование  умений управления собой, саморегуляции;

     составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

     В области социализации:

     формирование высоконравственного отношения личности к себе(адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

     формирование социальной активности;

     формирование интегративного качества самостоятельности личности – подготовка ребенка к социальной автономизации;

     обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

     подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

     Это положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности.

     Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации – являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

     На  внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью  организации внешней части педагогического  процесса, включая в него специальные  цели, содержание, методы и средства.

     Содержательной  и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования. Только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей.

     Демократизация  учебно-воспитательного процесса выступает  необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

     Двуединсто, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и  образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

     Личностный  подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формирования его положительной Я-концепции.

     Деятельный  подход в воспитании и обучении особо  важную роль отводит внеурочной сфере  жизнедеятельности ребенка как  пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются  в деятельности, выступающей критерием  истины.

     Направленность  на социализацию. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы  всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения подростка; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей. 

     Технология  самовоспитания опирается не только на познавательный интерес; в среднем  и старшем звене школы она  делает ставку на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании.

       Концепция самовоспитания и саморазвития  личности учащегося является  преемницей концепции развивающего  обучения, разработанной в трудах  Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина  Д.Б., Занкова Л.В., Давыдова В.В.  и других ученых.

Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности.

2.1. Выбор метода исследования.

     Практика  показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

          Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания.

     Примеры из жизни многих выдающихся людей  говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Примерно такой же способ самовоспитания я проводила с учениками 6-х и 9-х классов.

     Содержание  и формы работы по организации  самовоспитания могут быть самыми разнообразными. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям:

  • формирование общественного мнения в ученическом коллективе о необходимости и пользе самовоспитания;
  • оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
  • практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

     Содержание  первого направления  — формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания — состоит в следующем. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание. А те, которые знают, занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия. Поэтому очень важно на убедительных примерах и фактах из жизни людей науки и производства убеждать, насколько необходимо самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостаткам.

     Второе  направление работы по организации самовоспитания включает проведение этических бесед, обсуждение вопросов самовоспитания на ученических собраниях, посвящение им школьных вечеров и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые различные аспекты данной проблемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания", "Как работали великие люди над собственным совершенствованием" и др.Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов.

     Третье  направление работы по организации самовоспитания — оказание практической помощи учащимся — предполагает обсуждение того, как нужно ставить цели самовоспитания по изжитию тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

2.2. Описание хода  исследования.

 

     На  основе ранее перечисленных направлений  в организации самосовершенствования мной, для начала, был проведен ученический вечер с той целью, чтобы объяснить необходимость самовоспитания в формировании личности каждого из нас. Было проведено обсуждение о необходимости самовоспитания и его методах. Затем каждому для критического анализа, самооценки своих недостатков и постановки конкретной цели самовоспитания я предложила следующий список качеств для самовоспитания: 

     Список  возможных качеств для самовоспитания. 

     
  1. Всегда  помогать родителям.
  2. Регулярно выполнять домашнее задание.
  3. Не проводить время бессознательно, бесполезно.
  4. Более ответственно подходить к учебе.
  5. Быть честным, не врать.
  6. Быть отзывчивым и заботливым.
  7. Не выходить из себя по пустякам, стать более спокойным.
  8. Не бояться, не трусить.
  9. Не сплетничать, быть прямым в словах и поступках.
  10. Не хвастать о себе.
  11. Не говорить плохие слова.
  12. Выполнять режим дня.
  13. Не комплексовать по поводу личных качеств, любить себя таким какой ты есть.
  14. Избавиться от вредных привычек.
  15. Свой  вариант.

     После того как каждый из учеников выбрал одно или несколько качеств, я  привела пример формы ведения  дневника:  

       Форма ведения дневника саморазвития

     1 Дата и день  недели ФИО

     Самозадачи  на неделю

     Самооценка  их выполнения за день ( 5 - высшая, 1 - низшая ):

     а) - ....................... б) - ...........................

     Трудности....................................................

     ------------------------------------------------------------------

     В ходе такого ученического вечера, мы договорились с ребятами каждый день заполнять  дневник на протяжении недели, и  стараться  исправляться. 

     2.3. Анализ полученных  результатов.

     Подростковый  возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У  учащихся этого возрастного периода  как бы переплетаются черты детства  и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления  и развития. Вот почему подростка  иной раз характеризуют как полуребенка  и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как  полуребенок он еще ограничен  своими возможностями и опытом, чтобы  удовлетворить все возникающие  запросы и потребности. Этим объясняется  сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным  для воспитания. Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

     По  истечении недели я собрала дневники и сделала анализ полученной информации. Так как мной проводилось исследование с двумя группами учеников, одни из которых только вступили в подростковый возраст, а другие практически его пережили, то и результаты получились в какой-то степени разные и я считаю необходимым описывать эти группы по порядку.

     9 класс. Прочитав и внимательно проанализировав дневники девятиклассников, я заметила много интересных моментов.

     Во-первых, многие из учеников пожелали не писать свою фамилию, оставить дневник анонимом, это говорит о скрытости, неуверенности подростков, возможно даже недоверии.

     Во-вторых, я заметила, что некоторые выделили для себя более трех качеств, пять-семь, ведь это намного сложнее, что  говорит о повышенной требовательности к себе, и здесь же проявилась существенная возрастная черта подростков  -  стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому — хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение.

Информация о работе Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка