Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка. 4
1.1. Определение и понятие самовоспитания. 4
1.2 Методы и средства самовоспитания. 7
1.3 Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 10
1.4. Технология самовоспитания личности: целеполагающие факторы и задачи. 13
Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности. 18
2.1. Выбор метода исследования. 18
2.2. Описание хода исследования. 20
2.3. Анализ полученных результатов. 21
Заключение. 25
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

     Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в  соответствии с сознательно поставленными  целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при  сознательном сопоставлении своих  поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным  возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют  зрелость человека и являются предпосылками  организации самовоспитания.

     Самовоспитание  предполагает использование таких  приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

     Самовоспитание  осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

     К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

     Самопознание  включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

     Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос  в положение другого человека.

     Самостимулирование  предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самокритика, самовнушение, самоограничение.

     Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция  к этим воздействиям, в зависимости  от которой он может или активно  работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

     Понимание указанных положений привело  к тому, что все воздействия  и влияния, которые сказываются  на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся  к внешним факторам личностного  развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так  же вся совокупность его чувств и  переживаний, которые возникают  под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

     С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при  условии, если оно оказывает положительное  влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное  стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

     Из  этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал  развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает  условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно  поливает, уничтожает вредителей.

     Самовоспитание  – процесс, в ходе которого, посредством  волевых усилий собственной личности человек переходит из одного состояния  в новое, качественно лучшее, высшее по уровню нежели предыдущее. 

     
    1. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

     Подростковый  возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У  учащихся этого возрастного периода  как бы переплетаются черты детства  и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления  и развития. Вот почему подростка  иной раз характеризуют как полуребенка  и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

     "Отрыв"  от детства и приближение к  взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

     Развитие  мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных  волокон создают предпосылки  для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

       Но и периоды подъема энергии  и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

     Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

     Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие необдуманные поступки.

     Весьма  рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

          Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому — хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение.

          Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников.

     Возрастающие  интеллектуальные способности, общий  духовный рост и расширение межличностных  связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

1.4. Технология самовоспитания личности:  
целеполагающие факторы и задачи.

     В самом общем виде современная  школа ориентируется на следующие  воспитательные модели:

     а) модель образованного, интеллектуально  развитого выпускника, подготовленного  к освоению профессионального этапа  обучения;

     б) модель физически здорового человека;

     в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

     г) модель успешной(продуктивной, творческой) личности;

     д) модель адаптирующейся личности, способной  приспособиться к социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

     Концепция самовоспитания выдвигает еще одну модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

     Зрелый  уровень самосовершенствования  характеризуют:

     одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

     устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

     осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности.

     К такому уровню самовоспитания ребенок  должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

     Под педагогической технологией понимается системная совокупность и порядок  функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых  для достижения педагогических целей.

     Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в самого себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

     На  сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы  главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число  подцелей и задач:

     В области воспитания:

     превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

     осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

     развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

     формирование веры ребенка в себя;

     формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

     обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

     Создание  воспитательной среды, стимулирующей  у учащихся потребности в самосовершенствовании. 
 

     В области обучения:

     формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

     формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

Информация о работе Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка