Самостоятельная работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    • пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами, решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

    • пакет заданий целесообразно  выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

    • при изучении любой дисциплины желательно проводить "входной контроль", лучше всего используя АОС. Такой  контроль поможет выявить и устранить  пробелы в знаниях;

    • задания для самостоятельных могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле;

    • на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультирование более слабых студентов, проводя с "консультантами" дополнительные занятия [7].   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена индивидуальными  психологическими различиями учащегося  и личностными особенностями  и требует высокого уровня самосознания, рефлективности. Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории), так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме.

    Целью самостоятельной работы студентов  является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

    Самостоятельная работа включает такие формы работы, как: индивидуальное занятие (домашние занятия), конспектирование первоисточников, подготовка ответов на вопросы тестов, подготовка к экзамену, подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры), выполнение контрольных работ; анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.

    Организуются, обеспечиваются и контролируются данные формы самостоятельной деятельности студентов соответствующими кафедрами.

    Главными  особенностями организации обучения в вузе являются специфика применяемых  методик учебной работы и степень  самостоятельности обучаемых. Преподаватель  только направляет познавательную активность студента, который сам осуществляет познавательную деятельность. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы [10].

    Самостоятельная работа систематически контролируется преподавателями. Основой самостоятельной  работы служит научно-теоретический  курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы [2].

    В современных условиях, когда студентам  доступны готовые рефераты в электронном (Интернет, CD-диски) или печатном (различные сборники) виде, возникает вопрос о том, нужен ли реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов или необходимо искать другие формы.

    Процесс создания реферата для современного студента становится максимально упрощённым: в лучшем случае он закажет нужную работу у специалиста, а в худшем - просто скачает нужный материал из Интернета не особенно заботясь о его качестве. Он не заморачивается вниканием в текст, а ищет подходящее (или близкое по смыслу) название параграфа учебника (или готового реферата в банке работ в Интернете) и механически копирует найденный материал. В результате на свет появляются опусы, которые преподаватель не принимает, отправляя на доработку с рецензией "Несоответствие темы и текста работы", "Устаревшие данные" и проч.

    Главный недостаток в подготовке самостоятельных  работах студента – однообразие  форм и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная работа студентов  протекает в традиционных формах: реферат, курсовое проектирование, квалификационная работа, а для избранных студентов – подготовка докладов для студенческих конференций. Поэтому в современных условиях организации учебного процесса в вузе , когда до 40 % учебного времени передаётся на самостоятельную работу, задачи совершенствования ее содержания и методов становятся все более актуальными. [3]

    Ориентация  учебного процесса на самостоятельную  работу и повышение ее эффективности  предполагает:

  1. Увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов;
  2. Организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно;
  3. Создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;
  4. Доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума;
  5. Организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов;
  6. Отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов [10].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    
    1. Белогурова  В.А. Научная организация учебного процесса. – М.: Медицина, 2003.
    2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001.
    3. Ковалевский И. Р. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000.
    4. Матронина Л.Ф. Организация самостоятельной работы студентов. – М.: МИРЭА, 1993.
    5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М.: Академия, 2005.
    6. 6.Носова Н.В. Самостоятельная работа студентов как условие их профессионального и творческого развития / Носова Н.В. // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч. - прак. конф. – Минск, 2006. / Отв. ред. Сергеенкова В.В.- Мн.: БГУ, 2006.
    7. Папченко Е.В. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по курсу «Культурология». –  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
    8. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов. – М.: Феникс, 2002. Отв. ред. Буланова – Топорков М.В.
    9. Пидкасистый П.И. Организация учебно – познавательной деятельности студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
    10. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой систем образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. – М.:НИИВО, 1999.
    11. Семашко П.В., Семашко А.В. Организация самостоятельной работы студентов. – М.: НГТУ. Новгород, 2007.
    12. Трофимова И.А. Педагогика  и психология. Основы самостоятельной работы студентов. – М.: СПБ, 2001.
    13. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых. – М.: РГОТ, 2003.
    14. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности обучаемых. – М.: РГОТ, 2003.
    15. Яровицкий В. 100 великих психологов, 2004.

Информация о работе Самостоятельная работа студентов